Иван III Васильевич

179

Иван III Васильевич (22 I 1440 г. – 27 X 505 г.) – великий князь Московский и всея Руси, автор грамот. С 1450 г. И. В. Упоминается как соправитель своего слепого отца Василия II Темного. С 1462 г. – великий князь. В княжении Ивана III к Русскому государству были присоединены Новгород с обширной Новгородской землей, Тверское княжество, а также Ярославль, Вязьма, приокские княжества, Чернигов, Новгород-Северский. Гомель, Брянск и др. Время И. В. – время расцвета русского летописания, появления ряда литературных памятников – переводных и оригинальных повестей, «Хожения за три моря» Афанасия Никитина, по-видимому, также Сказания о Мамаевом побоище, Задонщины и др. Отражением интенсивной духовной жизни Руси в этот период является также идеологическая борьба – появление новгородско-московской ереси, возникновение политических теорий «Москвы – нового града Константина» (ср.

Зосима, митрополит) и т. Д. Искушенный политик, «великий макиавеллист», по определению Маркса, охотнее выступавший на дипломатическом поприще, чем на поле боя, И. В. Проявлял несомненный интерес к идеологическим вопросам, и был в курсе тех споров, которые возникали между еретиками, среди которых был его ближайший сподвижник Федор Курицын, и их противниками. Уже в начале XVI в. Он признавался Иосифу Волоцкому, что знал, «которую дръжал Алексей протопоп ересь, и которую дръжал Феодор Курицын». При этом великий князь почти до самого конца жизни (до 1502–1503 гг.) оказывал явное покровительство еретикам, сперва новгородским (он перевел из Новгорода в Москву и сделал настоятелем Успенского собора еретика Алексея), а затем московским.

В состав московского еретического кружка входила сноха И. В. Молдаванка Елена Стефановна, мать его внука и наследника Дмитрия.Как глава государства и политический деятель И. В. Выступал с целым рядом посланий дипломатического и внутриполитического характера. В 50–70-х гг. И. В., вместе с митрополитами Ионой, Феодосием и Филиппом I выступил с заявлением об «изрушении греческого закона» после Флорентийской унии и завоевания Царьграда. Он писал также грамоту архиепискому Геннадию Новгородскому по поводу обнаруженной Геннадием ереси в Новгороде и т. Д.Черты литературного творчества могут быть обнаружены и в дипломатических документах того времени. Предполагать их отражение позволяет то обстоятельство, что великий князь принимал непосредственное участие во внешнеполитических переговорах и давал инструкции по таким вопросам (например, инструкцию новгородскому наместнику Якову Захарьину о ведении переговоров с Литвой – Сб.

РИО, т. 34, № 20). В речь, которая должна была быть передана его дочери, великой княгине литовской Елене Ивановне, И. В. Включил воспоминания детства, совпавшего с феодальной войной в Московском княжестве. «Ино, дочи, слыхал аз, – писал он, – каково было нестроение (беспорядок) в Литовской земле, коли было государей много, а и в нашей земли слыхала еси, каково было нестроенье при моем отце. А опосле отца моего каковы были дела и мне с братьею, надеюся, слыхала еси, а иное и сама помниш...» (Сб. РИО, т. 35, № 43).Однако выделить из всей массы «Посольских дел» времени И. В. Отдельные литературные памятники не представляется возможным, так как преобладающей формой высказываний князя служат там не грамоты, а речи и ответы послам, произнесение которых поручалось обычно боярам и дьякам.Изд.

ПДС. СПб., 1851, т. 1, стб. 1–139. Сб. РИО. СПб., 1882, т. 35, с. 4–447. СПб., 1884, т. 41, с. 1–558. РИБ. СПб., 1908, т. 6. № 100. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М. Л., 1955. Прилож. № 14–15..

Значения в других словарях
Иаков, монах Киево-Печерского монастыря

Иаков (XI в.) – монах Киево-Печерского монастыря, предполагаемый автор агиографических сочинений. В Повести временных лет под 1074 г. Говорится, что Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, намеревался поставить своим преемником монаха И., но братия отказалась принять его, мотивируя тем, что И. «не зде есть пострижен», так как «пришел с Летьца (из монастыря Бориса и Глеба на Альте. – О. Т.) с братом своим Паулом». Этому И. Макарий предположительно атрибутировал три памятника. Память и похвал..

Иаков, черноризец

Иаков (XIII в.) – черноризец, автор Послания к князю Дмитрию Борисовичу. Послание И. Представляет собой духовническое наставление, обращенное к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (1253–1294 гг.), сыну Бориса Васильковича (ум. В 1277 г.), внуку Василька Константиновича Ростовского (погиб в 1237 г. При татарском нашествии). В XIX в., когда еще не был известен список Послания с отчеством получателя, большинство ученых отождествляло этого И. С Иаковом, монахом Киево-Печерского монастыря.Время напи..

Иван IV Васильевич Грозный

Иван IV Васильевич Грозный (25 VIII 1530 г. – 18 III 1584 г.) – великий князь (с 1533 г.) и царь (с 1547 г.) всея Руси, писатель и публицист. Историческая роль И. В. Сложна и противоречива. Противоречива и его роль в истории древнерусской литературы. В годы И. В. К территории Русского государства были присоединены Казань, Астрахань и Западная Сибирь, учреждена опричнина и установлено крепостное право. Уже с начала XVI в. Из русской рукописной традиции исчезают «неполезные повести» (светская лите..

Иван Иванович, царевич, сын Ивана Грозного

Иван Иванович (28 III 1554 г. – 19 XI 1581 г.) – царевич, автор одной из редакций Жития Антония Сийского. И. И. Был старшим сыном Ивана IV Васильевича Грозного (не считая умершего младенцем Дмитрия), во время ссоры был убит отцом. В летописных записях о походах, дипломатических приемах, опричных деяниях его имя часто упоминается рядом с именем отца. Был человеком высокой книжной культуры, что, видимо, хорошо было известно современникам. В 1579 г. В Москву для проведения официального признания Ан..

Дополнительный поиск Иван III Васильевич Иван III Васильевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иван III Васильевич" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иван III Васильевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа