В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Иван Рыков

14

Иван Рыков (2-я пол. XVI в.) – псковский писатель. Имя его упоминается в трех рукописях, содержащих статьи календарно-астрономического, астрологического и гадательного характера, которые не представляют собой копии одного и того же текста. Прежде всего И. Р. назван автором отреченной книги Рафли в рукописи конца XVII – нач. XVIII в. ГБЛ, ф. 439, картон 91, № 3, собр. В. А. Десницкого. В заглавии это произведение определено как «творение грешнаго раба Иоанна Рыкова». Во вступлении приведены некоторые обстоятельства создания его: «Тебе же, возлюбленне брате кур Иоанне, пишу сие списание ради твоего словесе. Егда со царем Иоанном Васильевичем изыдох от нас и от наших Псковских предел в царствующий град Москву, перевод сий понудихся написати о сих потребных ко твоему христолюбию. Написахом же моею грешною рукою, трость в деснице своей, злоукорным своим языком слагая, и послах к твоему равноаггельному лицу. Любовию же сия божественная артикулы слагах, сии миротворный круг сводя и располагая...» (л. 1–1 об.). Это обращения к адресату свидетельствует о компилятивном и, видимо, переводческом характере творчества И. Р., который в определенной последовательности при написании располагает статьи («артикулы»). Исследователи книги Рафли в изложении И. Р. А. А. Турилов и А. В. Чернецов отмечают, что трудно решить вопрос о степени оригинальности этого произведения: «Гадание, которому посвящена русская книга Рафли, вполне идентично тому, которое было известно в Западной Европе как геомантия и на арабском Востоке как raml» (Отреченная книга Рафли, с. 267). Книга Рафли как запретная была отмечена в Стоглаве и Домострое. В произведении И. Р. содержится не только руководство для гадания, но приведены сведения календарно-астрономического и астрологического характера и легенда о происхождении книги Рафли. О причастности И. Р. к работе над календарно-астрономическими статьями в цикле так называемых «Миротворных кругов» свидетельствует рукопись XVII в. ЦГАДА, ф. 188, оп. 1, № 632. Здесь в заглавии к статьям календарно-астрономического содержания, начинающимся с притчи «О царе-годе» написано: «Предисловие святцам. Творение грешного раба Ивана Рыкова». Ему же приписана статья «О часех» (соответствующая последней статье в рукописи ЦГАДА) в сборнике XVIII в. ГБЛ, ф. 17, собр. Барсова, № 518), которая заканчивается заключением: «...написано во граде Пскове российских стран в лето господне 1579». Все три текста в названных рукописях предваряются вступлением, которое называется «Предисловие святцам» и представляет собой обращение автора к своему адресату. Текст этот имеет общее происхождение, но в каждом случае содержит свои особенности. В книге Рафли И. Р. обращается к какому-то высоко им чтимому Иоанну. В рукописи собрания Барсова данные об адресате и о его отъезде из Пскова вместе с царем отсутствуют. Наиболее полный текст «Предисловия» содержится в рукописи ЦГАДА, где адресатом назван царский книгочий кир Софроний. «Предисловие» с обращением к Софронию и сопровождающие его статьи, начинающиеся притчей «О царе-годе», известно в большом числе списков, но в отличие от рукописи ЦГАДА, в них в заглавии не упомянуто имя И. Р. По мнению А. А. Турилова и А. В. Чернецова, отсутствие упоминания имени И. Р. может объясняться тем, что И. Р. оказался одиозной фигурой как составитель отреченной книги. Во всяком случае они приходят к заключению, что И. Р. можно считать автором цикла статей, начинающихся с притчи «О царе-годе», и что он в том же 1579 г. послал из Пскова два своих творения, одно из которых адресовал кир Иоанну, а другое кир Софронию. Никаких других известий об этих лицах не установлено. В свое время А. И. Соболевский высказал предположение о том, что «Предисловие», адресованное кир Софронию, было написано Ермолаем-Еразмом. Его точку зрения поддержали В. Ф. Ржига и А. А. Зимин, последний отнес написание «Предисловия» к другому времени пребывания Ивана Грозного в Пскове – к 1546 г. В авторском сборнике Ермолая-Еразма, составленном в середине XVI в. (ГБЛ, Солов. собр., № 287/307) имеется «Круг пасхалии» и статья «О солнце и луне и о 12 поясах» с пометой: «Бога же ради сотворшаго вся помяни прегрешнаго Ермолая, открывшаго мудрость сию на изъявление всем христианом». Ермолай-Еразм тоже пскович, как и И. Р., и тоже интересовался календарно-астрономической тематикой. Обнаруженные А. А. Туриловым и А. В. Чернецовым материалы об участии И. Р. в работе над календарно-астрономической тематикой не позволяют приписывать послание кир Софронию Ермолаю-Еразму. Тем не менее нельзя считать окончательно решенным вопрос о роли И. Р. в создании цикла статей, начинающихся с притчи «О царе-годе». Не исключено, что И. Р. при написании книги Рафли воспользовался частично и «Предисловием святцам» и сопровождающими его статьями как близкими по тематике. Как уже упоминалось, только в одном и позднем списке цикла статей, начинающихся притчей «О царе-годе», в «Предисловии» к нему указано его имя как автора. Оно могло быть приписано позднее на основании наличия текстуальной близости между этим произведением и книгой Рафли. Текст «Предисловия святцам» в сохранившихся списках подвижен, в одних случаях он ближе к книге Рафли, в других – к списку с упоминанием имени И. Р. по рукописи ЦГАДА. Для выяснения причастности к нему И. Р. требуется более тщательное изучение всех сохранившихся списков этого произведения. С И. Р., возможно, следует связывать еще одну статью медико-астрологического характера (руководство для кровопускания) по рукописи XVIII в. Создатель ее назван «многогрешным Иваном», который в предисловии к этой статье обращается к «аввосвященному кир Алексею», сообщая, что пишет этот текст по его просьбе (Турилов, Чернецов.Отреченная книга Рафли, с. 276). Безусловно привлечение внимания исследователей к книге Рафли и к личности И. Р. имеет существенное значение для изучения культуры и быта не только псковской книжной среды, но более широких слоев русского общества времени Ивана Грозного. Изд.: Предисловие святцом, списано вкратце и о прочих пристоящих в нем Российского царствия цареву книгочию господину Софронию радоватися // Леонид, архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893, ч. 2, с. 56–71; Турилов А. А, Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 40, с. 260–344.


Значения в других словарях
Иван IV Васильевич Грозный

Иван IV Васильевич Грозный (25 VIII 1530 г. – 18 III 1584 г.) – великий князь (с 1533 г.) и царь (с 1547 г.) всея Руси, писатель и публицист. Историческая роль И. В. сложна и противоречива; противоречива и его роль в истории древнерусской литературы. В годы И. В. к территории Русского государства были присоединены Казань, Астрахань и Западная Сибирь, учреждена опричнина и установлено крепостное пр ...

Иван Иванович, царевич, сын Ивана Грозного

Иван Иванович (28 III 1554 г. – 19 XI 1581 г.) – царевич, автор одной из редакций Жития Антония Сийского. И. И. был старшим сыном Ивана IV Васильевича Грозного (не считая умершего младенцем Дмитрия), во время ссоры был убит отцом. В летописных записях о походах, дипломатических приемах, опричных деяниях его имя часто упоминается рядом с именем отца. Был человеком высокой книжной культуры, что, вид ...

Иван Федоров (Москвитин)

Иван Федоров (Москвитин) (ок. 1510 г. – 5 XII 1583 г.) – первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. архиве Люблинского воеводства (ПНР). Запись в промоционной книге Краковского университета о присвоении в 1532 г, степени бакалавра, которой был удосто ...

Дополнительный поиск Иван Рыков

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иван Рыков" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иван Рыков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа