Иван Рыков

157

Иван Рыков (2-я пол. XVI в.) – псковский писатель. Имя его упоминается в трех рукописях, содержащих статьи календарно-астрономического, астрологического и гадательного характера, которые не представляют собой копии одного и того же текста. Прежде всего И. Р. Назван автором отреченной книги Рафли в рукописи конца XVII – нач. XVIII в. ГБЛ, ф. 439, картон 91, № 3, собр. В. А. Десницкого. В заглавии это произведение определено как «творение грешнаго раба Иоанна Рыкова». Во вступлении приведены некоторые обстоятельства создания его. «Тебе же, возлюбленне брате кур Иоанне, пишу сие списание ради твоего словесе. Егда со царем Иоанном Васильевичем изыдох от нас и от наших Псковских предел в царствующий град Москву, перевод сий понудихся написати о сих потребных ко твоему христолюбию.

Написахом же моею грешною рукою, трость в деснице своей, злоукорным своим языком слагая, и послах к твоему равноаггельному лицу. Любовию же сия божественная артикулы слагах, сии миротворный круг сводя и располагая...» (л. 1–1 об.). Это обращения к адресату свидетельствует о компилятивном и, видимо, переводческом характере творчества И. Р., который в определенной последовательности при написании располагает статьи («артикулы»). Исследователи книги Рафли в изложении И. Р. А. А. Турилов и А. В. Чернецов отмечают, что трудно решить вопрос о степени оригинальности этого произведения. «Гадание, которому посвящена русская книга Рафли, вполне идентично тому, которое было известно в Западной Европе как геомантия и на арабском Востоке как raml» (Отреченная книга Рафли, с.

267). Книга Рафли как запретная была отмечена в Стоглаве и Домострое. В произведении И. Р. Содержится не только руководство для гадания, но приведены сведения календарно-астрономического и астрологического характера и легенда о происхождении книги Рафли.О причастности И. Р. К работе над календарно-астрономическими статьями в цикле так называемых «Миротворных кругов» свидетельствует рукопись XVII в. ЦГАДА, ф. 188, оп. 1, № 632. Здесь в заглавии к статьям календарно-астрономического содержания, начинающимся с притчи «О царе-годе» написано. «Предисловие святцам. Творение грешного раба Ивана Рыкова». Ему же приписана статья «О часех» (соответствующая последней статье в рукописи ЦГАДА) в сборнике XVIII в. ГБЛ, ф. 17, собр. Барсова, № 518), которая заканчивается заключением.

«...написано во граде Пскове российских стран в лето господне 1579».Все три текста в названных рукописях предваряются вступлением, которое называется «Предисловие святцам» и представляет собой обращение автора к своему адресату. Текст этот имеет общее происхождение, но в каждом случае содержит свои особенности. В книге Рафли И. Р. Обращается к какому-то высоко им чтимому Иоанну. В рукописи собрания Барсова данные об адресате и о его отъезде из Пскова вместе с царем отсутствуют. Наиболее полный текст «Предисловия» содержится в рукописи ЦГАДА, где адресатом назван царский книгочий кир Софроний. «Предисловие» с обращением к Софронию и сопровождающие его статьи, начинающиеся притчей «О царе-годе», известно в большом числе списков, но в отличие от рукописи ЦГАДА, в них в заглавии не упомянуто имя И.

Р. По мнению А. А. Турилова и А. В. Чернецова, отсутствие упоминания имени И. Р. Может объясняться тем, что И. Р. Оказался одиозной фигурой как составитель отреченной книги. Во всяком случае они приходят к заключению, что И. Р. Можно считать автором цикла статей, начинающихся с притчи «О царе-годе», и что он в том же 1579 г. Послал из Пскова два своих творения, одно из которых адресовал кир Иоанну, а другое кир Софронию. Никаких других известий об этих лицах не установлено.В свое время А. И. Соболевский высказал предположение о том, что «Предисловие», адресованное кир Софронию, было написано Ермолаем-Еразмом. Его точку зрения поддержали В. Ф. Ржига и А. А. Зимин, последний отнес написание «Предисловия» к другому времени пребывания Ивана Грозного в Пскове – к 1546 г.

В авторском сборнике Ермолая-Еразма, составленном в середине XVI в. (ГБЛ, Солов. Собр., № 287/307) имеется «Круг пасхалии» и статья «О солнце и луне и о 12 поясах» с пометой. «Бога же ради сотворшаго вся помяни прегрешнаго Ермолая, открывшаго мудрость сию на изъявление всем христианом». Ермолай-Еразм тоже пскович, как и И. Р., и тоже интересовался календарно-астрономической тематикой. Обнаруженные А. А. Туриловым и А. В. Чернецовым материалы об участии И. Р. В работе над календарно-астрономической тематикой не позволяют приписывать послание кир Софронию Ермолаю-Еразму.Тем не менее нельзя считать окончательно решенным вопрос о роли И. Р. В создании цикла статей, начинающихся с притчи «О царе-годе». Не исключено, что И. Р. При написании книги Рафли воспользовался частично и «Предисловием святцам» и сопровождающими его статьями как близкими по тематике.

Как уже упоминалось, только в одном и позднем списке цикла статей, начинающихся притчей «О царе-годе», в «Предисловии» к нему указано его имя как автора. Оно могло быть приписано позднее на основании наличия текстуальной близости между этим произведением и книгой Рафли. Текст «Предисловия святцам» в сохранившихся списках подвижен, в одних случаях он ближе к книге Рафли, в других – к списку с упоминанием имени И. Р. По рукописи ЦГАДА. Для выяснения причастности к нему И. Р. Требуется более тщательное изучение всех сохранившихся списков этого произведения.С И. Р., возможно, следует связывать еще одну статью медико-астрологического характера (руководство для кровопускания) по рукописи XVIII в. Создатель ее назван «многогрешным Иваном», который в предисловии к этой статье обращается к «аввосвященному кир Алексею», сообщая, что пишет этот текст по его просьбе (Турилов, Чернецов.Отреченная книга Рафли, с.

276).Безусловно привлечение внимания исследователей к книге Рафли и к личности И. Р. Имеет существенное значение для изучения культуры и быта не только псковской книжной среды, но более широких слоев русского общества времени Ивана Грозного.Изд. Предисловие святцом, списано вкратце и о прочих пристоящих в нем Российского царствия цареву книгочию господину Софронию радоватися // Леонид, архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893, ч. 2, с. 56–71. Турилов А. А, Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 40, с. 260–344..

Значения в других словарях
Иван IV Васильевич Грозный

Иван IV Васильевич Грозный (25 VIII 1530 г. – 18 III 1584 г.) – великий князь (с 1533 г.) и царь (с 1547 г.) всея Руси, писатель и публицист. Историческая роль И. В. Сложна и противоречива. Противоречива и его роль в истории древнерусской литературы. В годы И. В. К территории Русского государства были присоединены Казань, Астрахань и Западная Сибирь, учреждена опричнина и установлено крепостное право. Уже с начала XVI в. Из русской рукописной традиции исчезают «неполезные повести» (светская лите..

Иван Иванович, царевич, сын Ивана Грозного

Иван Иванович (28 III 1554 г. – 19 XI 1581 г.) – царевич, автор одной из редакций Жития Антония Сийского. И. И. Был старшим сыном Ивана IV Васильевича Грозного (не считая умершего младенцем Дмитрия), во время ссоры был убит отцом. В летописных записях о походах, дипломатических приемах, опричных деяниях его имя часто упоминается рядом с именем отца. Был человеком высокой книжной культуры, что, видимо, хорошо было известно современникам. В 1579 г. В Москву для проведения официального признания Ан..

Иван Федоров (Москвитин)

Иван Федоров (Москвитин) (ок. 1510 г. – 5 XII 1583 г.) – первопечатник русский и украинский, выдающийся просветитель и педагог. Документы о его жизни и деятельности хранятся в ЦГИА УССР в Киеве, ЦГИА УССР во Львове, Архиве земли Саксония (ГДР), Гос. Архиве Люблинского воеводства (ПНР). Запись в промоционной книге Краковского университета о присвоении в 1532 г, степени бакалавра, которой был удостоен «Johannes Theodori Moscus» («Иван сын Федора Москвитин»), позволила выдвинуть гипотезу об обучени..

Иван Черный, писец

Иван Черный (ум. Ок. 1490 г.) – «крылошанин» (клирошанин), один из главных представителей новгородско-московского еретического движения, московский профессиональный писец конца XV в., автор «Преддверия настоащаго сочетаниа». Скупые биографические сведения об И. Ч. Содержатся в его приписке к Летописцу Еллинскому и Римскому 1485 г., а также в посланиях новгородского архиепископа Геннадия и в «Просветителе» Иосифа Волоцкого («Просветитель» Иосифа Волоцкого. 4-е изд. Казань, 1903, с. 36).Согласно э..

Дополнительный поиск Иван Рыков Иван Рыков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иван Рыков" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иван Рыков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 10 символа