Иоанн, епископ Ростовский

145

Иоанн – епископ Ростовский (XII – нач. XIII в. Или перв. Пол. XIV в.), автор Поучения в неделю цветную.Поучение известно в одном списке XVI в., обнаруженном И. А. Бычковым в Прологе за мартовское полугодие из собрания Ф. И. Буслаева (ГПБ, F.I.723). Оно озаглавлено. «Поучение в неделю цветную священноепископа Иоанна Ростовского к правоверным крестьяном» (нач. «Благодать божественаго таиньства и вседетельна сила, съвыше поданое роду человеческому крестьянскыя истинныя правоверныя веры»).«Цветная неделя» – воскресенье 6-й недели поста («вербное воскресенье»), последнее перед «страстной» неделей. Это определяет и содержание Поучения. После торжественного обращения к слушателям автор говорит о себе и о своей миссии. «И ныне, чада, да будет известно всем вам, да ведати о нас, яко не на покой пришел есмь, но на воспоминание вам духовнаго учениа».

Разъясняя смысл праздника, И. Постоянно внушает слушателям, что в дни поста они могут очиститься от грехов всего года и спастись. «Аз, смиреный епископ Иоанн поручаюся. Аще от всего сердца и от всея душа к богу покаянием обратитеся, можете бо в сию шесть недель грехов избыти». Повторенная на протяжении всего Поучения в разных вариантах эта мысль подкрепляется примерами из Св. Писания. Поучение, созданное для произнесения в церкви, относится к жанру торжественного красноречия. Автор использует приемы риторической амплификации, обращается к аналогиям и иносказаниям (например. Как Христа, шествующего в Иерусалим, встречали с финиковыми ветвями в руках, постилали ризы на его пути – «се же образ бысть нашему спасению.

Да изыдем и мы противу ему. З добрыми детелми, постом, и бдением, и божественным покаянием, и смирением, и милостынею, и безлобием, яко младенци»). Поучение в целом построено по традиционным канонам, известным в творчестве таких проповедников, как Кирилл епископ Туровский. Можно отметить лишь несколько большую простоту и утилитарность ростовской проповеди, обращенной к менее искушенному слушателю.Принадлежность Поучения к ростовской литературе отражена не только в имени автора, но и в его обращении «ко всем христолюбивым людем, живущим во области пресвятыя Богородица Ростовскыя епископья». Заканчивается оно обращением к святому Леонтию епископу Ростовскому – первому ростовскому епископу, убитому своей паствой в 70-х гг.

XI в.Атрибутируя Поучение, И. А. Бычков встал перед выбором одного из двух Иоаннов – епископов Ростовских. Первый занимал кафедру с 1190 по 1213 г. Второй – с 1346 по 1356 г. И. II был поставлен в епископы из архимандритов Московского Спасского монастыря. Архимандритом его сделал великий князь Иван Данилович Калита, факт этот в Воскресенской летописи сопровождается характеристикой И., «мужа честна, сказителя книгам, разумна и словесна, и сановита суща, за премногую его добродетель последу епископом Ростовским поставлен бысть и тамо добре упасе порученное ему стадо» (ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 202). И. А. Бычков склонен именно его считать автором Поучения, хотя никаких аргументов в пользу этого авторства не приводит.Однако нет веских оснований отвергать возможность авторства и И.

I. Его имя во многом связано с установлением культа епископа Леонтия, чьи мощи были обнаружены в Ростове в 1164 г. (см. Житие Леонтия Ростовского). Считается, что именно он ввел празднование обретения мощей Леонтия в 1190 г, и он же написал канон Леонтию, помещенный в Минее (встречается и отдельно в рукописных сборниках, напр., ГПБ, собр. Титова, № 241 (1962), л. 90. «Канон святителю Леонтию Ростовскому, творение Иоанна епископа»), В некоторых рукописных святцах сам И. I считается святым. Его память празднуется 17 января (см. Летописец о Ростовских архиереях / С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890, изд. ОЛДП, № 94. Примеч., с. 7).И. I был довольно заметным церковно-политическим деятелем, связанным с князем Всеволодом Большое Гнездо.

Он был духовником князя, пославшего его в 1190 г. В Киев к митрополиту Никифору для поставления в Ростовские епископы. Зато потом Всеволод, пытаясь в борьбе с боярами опереться на более широкие круги населения, созывает в 1211 г. «всех бояр своих с городов и с волостей, епископа Иоана, и игумены, и попы, и купце, и дворяны, и вси люди» (см. Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII в. Очерки и исследования. М., 1969, с. 167). Летопись сообщает о строительной деятельности И. При нем закладывается, обновляется, освящается ряд церквей во Владимире и Суздале. В этой связи летописец отмечает. «отверъзени бо бесте ему очи сердечней от бога на церковную вещь, еже пещися ею яко пастуху, а не наемнику» (см. Указатель к осьми томам полного собрания русских летописей, изданных Археографическою комиссиею.

СПб., 1875, т. 1, с. 441). В 1211 г. И. Венчает сына Всеволода, князя Юрия, а в 1212 г. Погребает великого князя Всеволода. Со смертью Всеволода завершилась и карьера И. Он не устраивал нового князя Юрия Всеволодовича, поставившего на его место игумена Рождественского монастыря Симона. В 1213 г. И. Оставляет епископию и постригается в Боголюбове, а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь (см. Насонов. История, с. 200, 223).Тем не менее ни сам текст Поучения, ни факты из биографии И. I не дают оснований для атрибуции ему произведения. В этой связи, может быть, стоит обратить внимание на некоторую странность в написании имени и титула епископа в рукописи XVI в. В заглавии Бычков прочел имя епископа ИIоанн, между тем как в рукописи «и» – стоит в конце строки под небольшим надстрочным знаком – «й», а имя епископа (Iоанн) начинает другую строку.

Во втором случае, на л. 17 Бычков передал текст следующим образом. «Аз смиреный иепископ Iаоанн поручаются». Здесь, при слитном написании слов, имя епископа начинается с «I», а «и» перед словом епископ также имеет надстрочный знак «й». Не означали ли в протографе списка XVI в. «й» цифру 8, и, таким образом, не было ли указано, что Иоанн является восьмым ростовским епископом, что соответствует летописным сведениям и отражено в списке иерархов П. Строева (1. Леонтий, 2. Исайя, 3. Нестор. 4. Леон, 5. Федор, 6. Николай, 7. Лука, 8. Иоанн, в некоторых случаях со ссылкой на Летопись Ипатьевскую). Однако эти соображения являются только догадкой.Установить авторство одного из ростовских епископов Иоаннов и тем самым отнести Поучение на неделю цветную к кон.

XII – нач. XIII в., или же к середине XIV в. Пока не представляется возможным.Изд. Бычков И. А. Каталог собрания рукописей Ф. И. Буслаева, ныне принадлежащих имп. Публичной библиотеке. СПб., 1897, с. 39–40, 338–342 (Прилож. 1)..

Значения в других словарях
Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский

Иоанн (в миру Илья) (ум. 7 IX 1186 г.) – архиепископ Новгородский, автор поучений, был священником церкви св. Василия в Новгороде. 28 марта 1165 г. Был поставлен новгородским епископом (с 1167 г. Архиепископом). Совершил поездку по церковным делам в Киев, а в 1172 г. – во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. При И. В Новгороде было возведено много церквей. Перед смертью постригся под именем И., похоронен был в Софийском соборе в Новгороде, где в 1439 г. Бы..

Иоанн, архиепископ Новгородский

Иоанн (1388–1414 гг.) – архиепископ Новгородский, автор Послания на Двину (ок. 1397 г.) и «Благословения» и «Указа» (ок. 1410 г.). И. Был третьим новгородским ерхиепископом с этим именем. Послание приписывается ему С. В. Рождественским после сопоставления его с жалованной грамотой великого князя Василия I Дмитриевича Двинской земле 1398 г., а также с летописными записями и некоторыми другими документами того времени. В 1397 г. Великий князь, учтя антагонизм двинского и новгородского боярства, пр..

Иоанн, игумен Киево-Печерского монастыря

Иоанн (XI в.). Предполагаемый составитель Начального свода И. Стал игуменом Киево-Печерского монастыря, видимо, в 1088–1089 гг. После смерти Никона. Он упоминается в Повести временных лет под 1089 г. В сообщении об освящении монастырской церкви Богородицы и в статье 1074 г. – в рассказе о подвижниках Киево-Печерского монастыря, когда участвует в погребении монаха Исаакия и в Патерике Киево-Печерском (см. Издание Киево-Печерского патерика в кн. ПЛДР. XII век. 1980, с. 430, 441–444 (имя игумена не..

Иоанн, митрополит Киевский

Иоанн (XI в.) – митрополит Киевский, предполагаемый автор службы Борису и Глебу, занимал кафедру при Ярославе Владимировиче. В «Чтении о житии и о погублении. Бориса и Глеба» (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) и в Сказании о Борисе и Глебе говорится, что при И. Установлено почитание святых и создан храм в их честь. Менее надежно сообщение Никоновской летописи под 1008 г. (ПСРЛ, 1862, т. 9, с. 69) о постройке И. Церквей в Киеве и Переяславле Южном.Большинство исследователей (Макарий, ..

Дополнительный поиск Иоанн, епископ Ростовский Иоанн, епископ Ростовский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн, епископ Ростовский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн, епископ Ростовский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 25 символа