Иоанн, митрополит Киевский (1077-1089)
Иоанн (ум. 1089 г.) – по предположению М. Д. Приселкова, митрополит Киевский с 1077 по 1089 г. (Приселков именует его Иоанном I), предполагаемый автор посланий и ответов на канонические вопросы. В. Г. Васильевский высказал предположение, что И., грек по происхождению, носил имя Христа Продрома. И. Трижды упоминается в Повести временных лет под 1086, 1088 и 1089 гг. Он отпевал убитого князя Ярополка Изяславича, участвовал в освящении церкви св. Михаила в Выдубицком монастыре. В летописной статье под 1089 г. Сказано, что И. «муж хытр книгам и ученью, милостив убогым и вдовицям, ласков же ко всякому, богату и убогу, смерен же и кроток, молчалив, речист же книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть преже на Руси, ни по немь не будет сяк».И.
Приписывают два послания и ответы на канонические вопросы.В послании к папе римскому Клименту III («К архиепископу римскому от Иоанна митрополита русскаго о опресноцех») Иоанн укоряет «латинян» за уклонение от ортодоксальной веры и критикует «беззаконное» отправление обрядов. Списки послания сохранились с XIV в. Текст его издавался К. Ф. Калайдовичем в 1821 г. (считавшим, однако, что это послание к папе Александру III митрополита Иоанна IV) и А. С. Павловым.«Поучение от седми сбор на латину», сохранившееся в списках с XIV в., А. Н. Попов считал второй редакцией послания к папе Клименту, а А. С. Павлов – компиляцией, слившей это послание с посланием митрополита Никифора к волынскому князю Ярославу Святополчичу и самому И.
Не принадлежащей. «Ответы» или «Правила» И. («Иоанна митрополита русскаго, нареченнаго пророком Христа, написавшего правило церковное от святых книг вкратце Иакову черноризцу») были написаны первоначально по-гречески, затем переведены на русский язык. В них различные нормы поведения мирян, монахов и духовенства соотносятся с постановлениями церковных соборов, установлениями отцов церкви, Св. Писанием. Существует предположение, что И. Принадлежит лишь часть ответов (см. В кн. Щапов. Византийское, с. 173–177). Правила издавались К. Ф. Калайдовичем, затем А. С. Павловым и в VI т. РИБ. В. Г. Васильевский предположил, что слова «пророком Христа» – это неверно понятые и переведенные родовое имя Иоанна («Продром») и его личное имя (Христос).Перечень списков произведений, принадлежащих И., приведен у Н.
К. Никольского.Изд. Калайдович К. Ф. 1) Послание Иоанна митрополита русского. – В кн. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1, с. 86–103. 2) Послание митрополита Иоанна к папе Александру III о заблуждениях римской церкви. – В кн. Памятники российской словесности. М., 1821, с. 205–218. Григорович В. И. Послание митрополита Иоанна II. – Учен. Зап. II отд. Имп. АН, СПб., 1854, кн. 1, отд. 3, с. 1–20. Макарий. История русской церкви. 2-е изд. СПб., 1868, т. 2, с. 182–186, 369–376. Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878, с. 58–62, 169–186. Канонические ответы митрополита Иоанна II. – Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1 (РИБ, т. 6), стб. 1–20..
Дополнительный поиск Иоанн, митрополит Киевский (1077-1089)
На нашем сайте Вы найдете значение "Иоанн, митрополит Киевский (1077-1089)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иоанн, митрополит Киевский (1077-1089), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 38 символа