Иона Думин

163

Иона Думин (ум. До 1616 г.) – митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и книголюб. Пострижен Тверским епископом Захарием, не позднее 31 мая 1584 г. Стал архимандритом владимирского Рождественского монастыря (ПСРЛ. М., 1965, т. 29, с. 222), с 1589 г. – архиепископ Вологодский и Великопермский (хиротонисан после мая 1588 г. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 731). В митрополиты Ростовские и Ярославские возведен в 1603 г. Время поставления ограничено, с одной стороны, 12 февраля, когда его предшественник Варлаам был немощен, но еще жив (Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря. (Из архива Саратовской архивной комиссии) // Тр. Сарат. Уч. Архивн. Комиссии. Саратов, 1914, вып.

31, с. 11), а возможно 24 марта, когда Варлаам был «в синодики написан» (Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Зап. Отд. Рус. И славян. Археол. Имп. Археол. О-ва. СПб., 1851, т. 1, отд. 3, с. 74), и, с другой стороны, 25 июля (запись на Толковом Апостоле. Образцы славяно-русского древлеписания, издаваемые профессором Погодиным. М., 1841, тетр. II, № 12). Вскоре, однако, И. Д. Удалился на покой в Рождественский монастырь, откуда он начинал свою карьеру – между 29 июня 1604 г. (Акты Юридические. СПб., 1838, с. 408) и 18 марта 1605 г. (Строев П. М. Списки иерархов..., стб. 333). Запись на Евангелии 1616 г., которое начали переписывать по повелению И. Д. В 1607 г., отличается от стандартных записей на его книгах – можно думать, что к этому времени его уже не было в живых.

Та же запись показывает ошибочность данных Вычегодско-Вымской летописи, датирующей смерть И. Д. 1604 (7112) г. (Документы по истории коми. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись // Ист.-филол. Сб. Сыктывкар, 1958, вып. 4, с. 268). Откуда взята точная дата смерти И. Д. (7 марта 1608 г.) автором статьи о нем в РБС, неизвестно (РБС, «Ибак – Ключарев». СПб., 1897, с. 316). И. Д. Принимал активное участие в церковно-политической жизни своего времени. К нему благоволил Борис Годунов (Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 104–106). Согласно Новому летописцу он доносил патриарху Иову о преступных замыслах Григория Отрепьева, будущего самозванца.Перу И. Д. Принадлежит особая, наиболее пространная редакция Повести о житии Александра Невского, написанная в 1591 г.

Основными источниками редакции И. Д. Являются Похвальное слово Александру Невскому и его житие из Степенной книги (М. Н. Сперанский отметил влияние стиля Степенной книги на сочинение И. Д.). И. Д. Пользовался также другими источниками, в частности, рядом статей из 7-й степени Степенной книги и летописными известиями. К житию присоединено описание трех чудес (первое из них датировано 1572 г.), очевидцем которых называет себя автор. В некоторых списках за послесловием помещается еще одно чудо (датировано 1572 г.) – видение, рассказанное автору Антонием, иноком Владимирского Рождественского монастыря. Очевидно, это чудо включено в списки жития или самим И. Д., или позднейшим переписчиком. К числу особенностей редакции И. Д.

Относится манера вести рассказ от лица древних агиографов, сочинениями которых автор пользуется. Редакция И. Д. Сохранилась в значительном количестве списков, в том числе в списке Степенной книги, вложенном И. Д. В Рождественский монастырь (ЦГАДА, ф. 381, № 346). Сокращение редакции И. Д. Произведено в XVII в. Архимандритом Рождественского монастыря Викентием.В литературе отмечены 22 рукописи, написанные по заказу И. Д. О нескольких сохранились косвенные данные. Одна из этих 22 рукописей – список Бесед Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея 1592 г., хранящийся в Костроме – была обнаружена совсем недавно (см. Выступление Т. В. Николаевой в кн. Тихомировские чтения 1970 г. Матер. Науч. Конф., посвящ. Опыту организации археогр. Экспед. В РСФСР.

М., 1970, с. 109). К учтенным в литературе нужно добавить еще три списка Устава (указаны Я. Г. Солодкиным и Б. А. Градовой). ГПБ, собр. Погодина, № 282 (запись частично затерта), № 285 (запись на л. 1–84), № 296 (имя И. Д. В записях утрачено, принадлежность ему рукописи выясняется при сравнении их формуляра с формуляром других записей вологодского архиепископа). Большая часть этих рукописей вложена заказчиком во владимирский Рождественский монастырь, о чем сообщают пространные вкладные записи. Рукописи И. Д. – это четьи книги. Во вкладных И. Д. Отмечает, что та или иная книга «писана не с единого списка, но с различных добрых переводов». Рукописи И. Пользовались авторитетом. По его списку Толковой Псалтири в переводе Максима Грека (ГИМ, собр.

Хлудова, № 4А) памятник был издан в конце XIX в. Единоверцами (в издании воспроизведена и запись И. Толковая Псалтирь. М., 1897, л. 1041). Особо следует отметить, что И. Д. Является создателем нового собрания сочинений Максима Грека. Список этого собрания (сохранился в двух переплетах. ГБЛ, ф. 98, собр. Егорова, № 869. ГИМ, собр. Уварова, № 310) И. Д. Вложил в Рождественский монастырь. Всего он пожертвовал книг в эту обитель на сумму 200 рублей. В одном из экземпляров Триоди цветной 1591 г. Сохранилось еще одно любопытное свидетельство о культурной деятельности И. Д. В 1593 г. Он отправил в Вологду 200 экземпляров печатной Триоди (постной и цветной) для распределения по церквам.Изд. Мансикка В. Житие Александра Невского. СПб., 1913 (ПДПИ, т.

180), Приложение, с. 49–125..

Значения в других словарях
Иов (Столп), псковский книжник

Иов (XV в.) – «роспоп», псковский книжник по прозвищу Столп, автор послания к основателю псковского Елеазарова монастыря Евфросину по поводу аллилуйи в церковном пении. В своей «епистолии» (будучи сторонником «трегубой аллилуй») И. Обличает Евфросина в приверженности его к «сугубой аллилуй».Сама «епистолия философьства лист», переданная старцу Евфросину посланцами И., не сохранилась. О ее существовании мы узнаем из Жития Евфросина, созданного, как полагают, не позже 1510 г. Содержание послания б..

Иов, патриарх

Иов (в миру Иван) (ум. 19 VI 1607 г.) – патриарх, автор «Повести о житии царя Феодора Иоанновича», посланий, грамот и речей. Родился в посадской семье г. Старица. Обучался грамоте в Старицком Успенском монастыре. Здесь же, от своего учителя, настоятеля монастыря архимандрита Германа он принял в 1556 г. Монашеский постриг. Удивительную карьеру И. От никому неизвестного монаха провинциального монастыря до первосвященника России и патриарха исследователи объясняют прежде всего особым благоволением ..

Иона, архиепископ Новгородский и Псковский

Иона (ум. 5 XI 1471 г.) – архиепископ Новгородский и Псковский (с мая 1458 г.), автор Послания. Был игуменом Отенского монастыря под Новгородом, где и похоронен. Мощи его открыты в 1533 г., канонизирован в 1549 г. В Житии И. (см. Пахомий Серб (Логофет)) рассказывается о предсказании ему великого будущего новгородским святым Михаилом Клопским. Став архиепископом, И. Продолжил начатую его предшественником архиепископом Евфимием II политику мирных отношений Новгорода с Москвой. В 1463 г. И. По приг..

Иона, епископ Рязанский, митрополит Московский

Иона (ум. 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, церковный деятель и публицист. И. – первый русский митрополит, назначенный без утверждения константинопольским патриархом. И. Был впоследствии канонизирован, и более поздние рассказы о нем (см. Житие митрополита Ионы) во многом искажают подлинную биографию И. Он изображается естественным и законным преемником митрополита Фотия и последовательным сторонником Василия II в борьбе с его соперниками галицкими князьями. Однако..

Дополнительный поиск Иона Думин Иона Думин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иона Думин" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иона Думин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 10 символа