Исаак (Исак) Собака

219

Исаак (Исак) Собака (конец XV – первая пол. XVI в.) –архимандрит Симонова, затем Чудова монастыря, профессиональный книгописец. С конца XV в. Он наряду с Михаилом Медоварцевым известен как выдающийся мастер по переписыванию и оформлению книг, который нередко выполнял заказы для высокопоставленных лиц, в том числе и для самого великого князя.Сотрудничество с Максимом Греком оказало решающее влияние на известность и дальнейшую судьбу И. С. Биографических сведений о нем до 1531 г. Не сохранилось. В 1531 г. Он был привлечен к суду над Максимом Греком как один из его соучастников. Сотрудничество его заключалось в переписывании книг, переведенных Максимом Греком. На суде ему было предъявлено обвинение в переписывании Кормчей Вассиана Патрикеева и Жития Богородицы Симеона Метафраста, переведенного Максимом Греком, в которых, по мнению участников собора, содержались «хульные» строки.

Об этом факте Максим Грек сообщил следующим образом. «А Исак Собака то житие списал князю Васьяну старцу, да и правила Васьяновы. И Васьян то житие и правила Исакова Собакина писма дал великому князю, и ныне то житие и правила у великого князя в казне» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки, с. 100–101). Эти книги были взяты из казны и представлены на суде. Н. В. Синицына установила, что Кормчая редакции Вассиана Патрикеева в рукописи ГБЛ, собр. Пискарева, № 39 является теми самыми «правилами Васьяновыми», переписанными И. С., о которых говорится в судном списке Максима Грека (Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки, раздел «Иллюстрации», с. 1). Приговором собора 1531 г. Он был осужден, отлучен от церкви и отправлен в заточение в новгородский Юрьев монастырь.

Новый митрополит Иоасаф, противник митрополита Даниила, когда пришел к власти в 1539 г., пренебрегая соборным отлучением, поставил И. С. Сначала дьяконом, затем священником, и наконец архимандритом Симонова монастыря. В 1545–1548 гг. При митрополите Макарии он был переведен в архимандриты Чудова монастыря. Однако в 1548 г. Макарии начал собирать материалы против И. С. И обратился к Иоасафу за разъяснением обстоятельств его возвеличения. Причина недовольства Макария в 1548 г. Чудовским архимандритом неизвестна. В результате всего в феврале 1549 г. Был собран специальный собор, на котором И. С. Был вновь отлучен и затем сослан на Белоозеро в Нилову пустынь. Позднее его имя ни в каких источниках не упоминается.Книгописной деятельностью И.

С. По преимуществу занимался до своего первого осуждения. Сохранились две рукописи, имеющие пометы о том, что они написаны И. С. – ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 100 (Учительное Евангелие 1524 г.) и ГБЛ, собр. МДА, № 6. В настоящее время еще установлено несколько рукописей его письма. И. С. Был не только квалифицированным переписчиком, но также занимался художественным оформлением книг. Е. В. Зацепина в результате исследования орнаментов в рук. Собр. Тр.-Серг. Лавры, № 100 пришла к выводу о том, что И. С. Следует считать одним из творцов старопечатного орнамента (К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959, с. 140). По всей видимости, у И. С. Не было прочных связей с какой-либо одной определенной книгописной мастерской, судя по дошедшим рукописям его письма он выполнял заказы самых разных заказчиков.

В конце XV – начале XVI в. Книгописец, видимо, работал в Кирилло-Белозерском монастыре. Совместно с Гурием Тушиным им написано две рукописи, еще одну рукопись он скопировал со сборника Гурия Тушина, рук. ГИМ, собр. Воскрес., № 120 написана им в 1501 г. Там же (Синицына Н. В. – Рец. На кн. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки // ВИ, 1973, № 2, с. 154). Работал он совместно и с другим известным книгописцем Михаилом Медоварцевым. Как известно из судных списков над Максимом Греком, они оба в одно ж то же время сотрудничали с Максимом Греком и Вассианом Патрикеевым, в результате чего пострадали в 1531 г. Однако ранее, еще в конце XV – начале XVI в., они вместе работали над одним и тем же заказом. В Псалтири ЦГАДА, ф. 381, собр.

Моск. Синод. Типографии, № 223, написанной Медоварцевым, имеются пометы, сделанные И. С. (Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972, с. 308).Видимо, в 20-е гг., до сотрудничества с Максимом Греком, И. С. Выполнял работы для иосифлян. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. Упоминается список Псалтири – Псалтырь в десть, Лука дал, писмо Собакино Исакове» (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, Приложение, с. 12). Владелец рукописи может быть Лука Ленков, которому в 1531–1532 г. Вместе с Тихоном Ленковым было поручено надзирать за Вассианом Патриеевым, заключенным в Волоколамском монастыре (Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III // Лингвистическое источниковедение.

М., 1963, с. 133–135). По мнению Б. М. Клосса, И. С. Принимал участие в написании Сводной Кормчей, работа над которой в 20–30-е гг. Проводилась под руководством митрополита Даниила (Клосс Б. М. Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20–30-х годах XVI в. И происхождение Никоновской летописи // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М., 1972, с. 333).Лит. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. Подг. Н. Н. Покровский. Под ред. С. О. Шмидта. М., 1971..

Значения в других словарях
Иосиф, инок Герасимо-Болдинского монастыря

Иосиф (XVI в.) – инок Герасимо-Болдинского Троицкого монастыря (близ г. Дорогобужа), автор учебного руководства, известного под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде въкратце» для царевича Ивана Ивановича. Имя автора установил X. М. Лопарев, расшифровав криптограмму, помещенную в рукописи в конце этого сочинения. Сам автор сообщил о себе ряд биографических сведений. Он родом новгородец, «от действа же калиграф». Это произведение И. Написал в 1559 г. В Герасимове монас..

Иринарх Глушицкий, инок Глушицкого монастыря

Иринарх Глушицкий (XV–XVI вв.) – инок Глушицкого монастыря во имя Покрова Богородицы на Кубенском озере в Вологодской области. Писал житие основателя своего монастыря, Дионисия Глушицкого (ум. 1437 г., память 1 июня), в 1495 г. По поручению соборных монастырских старцев. Основывался в своем повествовании на словах и записках людей, которые слышали рассказы учеников Дионисия, хорошо его знавших (Амфилохия, Макария, Михаила), а также на записках очевидцев и современников. Часто ссылается на устные..

Исайя Каменчанин

Исайя Каменчанин (в миру Иоаким) (вторая пол. XVI в.) – монах, дьякон, представитель западнорусских просветительных кругов, приехал в Москву, возможно, из Киева в июле 1561 г. С целью достать книги для напечатания и распространения их в Литве и на Украине. Его интересовали Библия, Беседы евангельские Иоанна Златоуста в переводе инока Силуана, ученика Максима Грека, и Житие Антония Печерского, отсутствующее в Киево-Печерском монастыре.И. К. Родился к Каменце Подольском, в детстве получил хорошее ..

Исидор, митрополит всея Руси

Исидор (ум. 1462 г.) – митрополит всея Руси, автор писем на греческом языке и послания правителям г. Холма. Грек по происхождению, И. Был до 1437 г. Игуменом монастыря св. Дмитрия в Константинополе, участвовал в посольстве императора на Базельский собор католической церкви, где было принято решение о созыве специального собора для объединения греко-православной и католической церквей. В 1437 г. Константинопольский патриарх назначил И. Митрополитом Киевским и Московским. Рассказы о пребывании И. ..

Дополнительный поиск Исаак (Исак) Собака Исаак (Исак) Собака

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исаак (Исак) Собака" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исаак (Исак) Собака, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 19 символа