Митяй, нареченный митрополит Великой Руси
Митяй (в иноках Михаил) (ум. 1379) – нареченный митрополит Великой Руси, составитель подборки выписок из «Пчелы правоверия». Коломенский поп, ставший духовным отцом московского великого князя Дмитрия Ивановича и виднейших бояр, а также «печатником», хранителем княжеской печати. Основной источник сведений о нем – Повесть о М. По-видимому, князь заметил и приблизил к себе М., когда в 1366 г. В Коломне праздновал свою свадьбу. Начиная, по крайней мере, с весны 1376 г. Великий князь стремится сделать М. Наследником престарелого митрополита Алексея. Когда в декабре 1375 г. Константинопольский патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, русского и литовского с правом после смерти митрополита Алексея объединить под своей властью церковь всея Руси, великий князь Дмитрий, не желая принимать митрополита «литвина» (как он назвал Киприана), начал продвигать к митрополичьему престолу М.
М. Как бы насильно был пострижен в монахи (без этого он не мог стать митрополитом). После смерти митрополита Алексея (12 февраля 1379 г.) М. По приказу князя переселился на митрополичий двор, стал носить митрополичье облачение и присвоил прочие знаки митрополичьего достоинства, чем вызвал общественное недовольство и дал повод для обвинений своему конкуренту, Киприану. Против М. Выступили и такие видные русские игумены, как Сергий Радонежский и его племянник Феодор Симоновский. М. Почувствовал необходимость – чтобы поправить свое положение в глазах общества – стать епископом прежде путешествия в Константинополь к патриарху (для поставления в митрополиты). Опираясь на известный из летописи пример возведения на Руси в епископы Климента Смолятича при Изяславе, он побудил князя созвать собор русских епископов.
Доставление М. В епископы было, однако же, сорвано решительным протестом Дионисия, епископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Оказавшись не в состоянии получить епископский сан на Руси и тем нейтрализовать одно из главных обвинений своих противников (в том, что простой монах занимает митрополичье место), М., подобно Киприану, взялся за перо. В нач. 60-х гг. XIX в. Академик И. Срезневский видел в библиотеке Синода рукописный сборник под названием «Цветец духовный» в списке XVII–XVIII вв., где читал выписки из сочинений отцов церкви, «еже написа право воистинну митрополит Михаил от Пчелы правоверья, укоризны наводяче на Дионисия, еже о иноцех властолюбцех», как гласила предшествующая выпискам надпись.
К сожалению, этот сборник обнаружить теперь не удается. Но поскольку в сборниках изречений под названием «Пчела» специально об иноках и о властолюбии ничего нет, ясно, что «о иноцех властолюбцех» – не название того источника, откуда М. Черпал свои «укоризны», а тема, которой он их объединял, т. Е. Суть его обвинения в адрес Дионисия Суздальского и других своих противников-монахов. Дионисий вскоре после этого решил отправиться в Константинополь, М. Же, боясь влияния Дионисия в патриархии, попросил великого князя задержать его. Князь исполнил просьбу, повелел силой задержать Дионисия (тот обещал без княжеского позволения не ходить в Царьград и в качестве поручителя назвал Сергия Радонежского. Князь освободил Дионисия, а он, добравшись до своей епархии, тут же бежал вниз по Волге.
На этом роль Дионисия в истории М. Кончается). Вскоре, летом 1379 г., отправился в Константинополь в сопровождении большого посольства М. (26 июля переправился через Оку). Когда посольство проходило золотоордынские степи, М. Был задержан Мамаем и получил от него ярлык, из которого следует, что М. Обещал, когда станет митрополитом, молиться за золотоордынских правителей (эти моления, очевидно, были прекращены с началом «розмирия» между Русью и Ордой в 1374 г.), а те, со своей стороны, подтверждали свободу русской церкви от податей. Эти переговоры Мамая с М. И этот ярлык можно рассматривать как попытку Мамая восстановить подчинение Руси Орде дипломатическим путем. В Крыму М. Сел на корабль, переправился через море и вблизи Константинополя внезапно умер.
Несколько дней судно с мертвым М. На борту стояло в море (возможно, из-за проходивших в то время столкновений генуэзского и венецианского флотов и морской блокады Константинополя генуэзцами). На барке М. Перевезли с корабля в генуэзскую Галату и похоронили там. Митяя можно считать первым в истории кандидатом в митрополиты Великой (а не «всея») Руси, поскольку один из спутников М., Пимен, поставления которого русские послы сумели добиться, использовав имевшиеся у Митяя чистые княжеские «харатии» (бланки княжеских грамот, снабженные печатью), был рукоположен в митрополиты именно Великой Руси.Лит. РИБ. Т. 6. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI–XV вв.). СПб., 1880. Прил. № 30, 33. Срезневский. Памятники.
Стб. 238. Голубинский. История церкви. 1900. Т. 2, 1-я пол. С. 226–251. Львовская летопись // ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20, 1-я пол., ч. 1. С. 198–199. Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. Рогожский летописец // ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. Стб. 124–137. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. (Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы). Л., 1978..
Дополнительный поиск Митяй, нареченный митрополит Великой Руси
На нашем сайте Вы найдете значение "Митяй, нареченный митрополит Великой Руси" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Митяй, нареченный митрополит Великой Руси, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 41 символа