Нестор Искандер

158

Нестор Искандер (XV в.) – предполагаемый автор Повести о взятии Царьграда турками в 1453 г. (в этой статье дан и перечень изданий). В послесловии к тексту Повести в одном из ее списков (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 773, XVI в.) содержится имя ее автора – Н. И. Он сообщает о себе, что «измлады» был пленен и «обрезан», «много время пострадах в ратных хожениях», был очевидцем и участником осады и взятия Константинополя, при этом ежедневно записывал «творимая деяния вне града от турков», а после взятия города собрал сведения «от достоверных и великих мужей» и все это, «вкратце» изложив, передал христианам «на воспоминание преужасному сему и предивному изволению божию».Исследователи по-разному отнеслись к достоверности этого авторского признания.

Одни не сомневаются, что автором Повести был Н. И. (И. И. Срезневский, архимандрит Леонид), другие полагают, что в нынешнем ее виде Повесть представляет собой обработку записей Н. И. Иным книжником (Г. П. Бельченко, Н. А. Смирнов, М. О. Скрипиль). Наконец, А. И. Соболевский и М. Н. Сперанский вообще сомневаются в достоверности сведений послесловия. С одной стороны, Повесть обнаруживает бесспорное стилистическое единство, препятствующее обоснованному расчленению ее на текст Н. И. И его редактора. С другой стороны, этот единый текст отличает большое литературное мастерство, хорошее знание источников. Он написан традиционным для древнерусских книжников слогом. Трудно предположить, что всеми этими качествами мог обладать турецкий пленник, с молодых лет отторгнутый от славянской книжной культуры.

Малоубедительна версия о греческом происхождении Повести, Скорее всего автором является опытный и талантливый древнерусский книжник, оказавшийся в Константинополе во время осады или же хорошо информированный о всех ее перипетиях. В его распоряжении мог оказаться и какой-то документ, составленный Н. И., но он был в таком случае использован не текстуально, а лишь как источник сведений. Однако вычленить «текст» Н. И. В этом случае окажется почти невозможным. Не исключено и то, что послесловие – это литературная мистификация (подобная послесловию Казанской истории), призванная придать повествованию большую убедительность.Лит. Срезневский И. И. Повесть о Царьграде. СПб., 1855 (отд. Отт. Учен. Зап. II отд. Имп. Академии наук. СПб., 1854.

Кн. 1). Повесть о Царьграде (его основании и взятии турками в 1453 году) Нестора Искандера XV века / Сообщ. Архимандрит Леонид. СПб., 1886 (ПДПИ. № 62). Дестунис Г. Новоизданный список повести о Царьграде // ЖМНП. 1887, февр. С. 373–374. Соболевский. Переводная литература. С. 13. Бельченко Г. П. К вопросу о составе исторической повести о взятии Царьграда // Сборник статей к 40-летию ученой деятельности академика А. С. Орлова. Л., 1934. С. 507–513. Смирнов Н. А. Историческое значение русской «Повести» Нестора Искандера о взятии турками Константинополя в 1453 г. // ВВ. М., 1953. Т. 7. С. 55–56. Скрипиль М. О. «История» о взятии Царьграда турками Нестора Искандера // ТОДРЛ. М. Л., 1954. Т. 10. С. 166–170, 180–183. Сперанский М. Н. Повести и сказания о взятии Царьграда турками (1453) в русской письменности XVI–XVII веков // Там же.

С. 138–151..

Значения в других словарях
Нафанаил, инок Корнилиева монастыря

Нафанаил (XVI в.) – инок Корнилиева монастыря, автор Жития Корнилия Комельского. Имя автора и время создания памятника известны по приписке к Житию, сохранившейся в рукописи ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 562 (1630 г., Четья-Минея Германа Тулупова). «В лето 7097 мая в 22 при державе государя, благовернаго царя и великаго князя Феодора Ивановича, всея России самодержца, в лето шестое царства его, и при святейшем патриархе Иеве по благословению отца нашего игумена Лаврентия написано бысть житие пре..

Начальный свод

См. Повесть временных лет. ..

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря

Нестор (1050-е гг. (?) – нач. XII в.) – монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец. Из написанного Н. Жития Феодосия Печерского мы узнаем, что он был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074–1078) и возведен им в «диаконский сан», что еще до Жития Феодосия им было написано Житие Бориса и Глеба (см. Успенский сборник XII–XIII в., с. 71, 135). Канонизирован Н., видимо, не был. Его житие появляется лишь в старопечатном Патерике Киево-Печерском, изданном в 1661 г.,..

Никифор Тарасиев

Никифор Тарасиев (2-я пол. XVI в.) – мастер книгопечатного дела, вероятно, один из авторов послесловия к Псалтири, выпущенной в Москве в 1568 г. В отличие от второго «друкаря» Псалтири – Невежи Тимофеева, чья издательская деятельность прослеживается вплоть до нач. XVII в. (если только согласиться с общепринятым отождествлением Невежи Тимофеева и Андроника Тимофеева Невежи. Впрочем, в этом отождествлении усомнился последний исследователь Псалтири 1568 г. Ю. А. Лабынцев, а М. Н. Тихомиров считал А..

Дополнительный поиск Нестор Искандер Нестор Искандер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нестор Искандер" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нестор Искандер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 15 символа