О всей твари

150

«О всей твари» – апокриф. Представляет собой учительное по тону произведение, направленное против ложных мнений об устройстве мира. Здесь осуждаются сами поиски знаний путем чтения книг. «Но что сего боле ищеши, блядословче неразумне, и лжеища и мудруяся пред человеки. Сам в ересь впадеши, а ины в нечаяние введеши, яко же древнии философи еретици быша, многи книги почитавъши, разуму добра не имеша. Книгам бо учится друг у друга, а разум бог дает ему (же) хощет». Кроме того, здесь излагаются представления, которые кажутся автору истинными. Судя по изложенному здесь мнению, что земля утверждена «ни на чем», автор, вероятно, был знаком с подборкой статей на естественнонаучные темы, созданной в XI в. Евстратием Никейским и ставшей известной в славянском переводе, по крайней мере, с нач.

XV в. (старейший список в рукописи Кирилла Белозерского). При этом он с верой излагает и наивные народные представления сказочного или фольклорного характера, например об ангелах, которые снимают с солнца и надевают на него венец, и о других ангелах, которые вращают громовое колесо («...снимают венець и въскладает 300 аггели, а громным колом воротят 300 аггел. Сице же и луна, и звезды, и ветри, – все то животно и бесплотно»), о том, что, возвращаясь под землю, солнце омывается в океане и тревожит гигантского петуха («Солнце же течет на въздух в день, а в нощи по окияну ниско летит, не омочась, но токмо 3-жды омывается в окияне. Глаголеть писание. Есть кур, ему же глава до небеси, а море до колена. Еда же солнце омывается в кияне, тогда же акиян въсколеблется, и начнут волны кура бити по перью, (он) же, очютив волны, и речет.

«Кокореку!», – протолкуется. «Светодавче, господи, дай же свет мирови!». Еда же то въспоет, и тогда вси кури воспоют во един год по всей вселенней»). Фантастическое же сообщение о земле за океаном, на которой помещаются рай и ад, заставляет тем не менее думать, что апокриф был написан после открытия и некоторого изучения Америки, ибо здесь говорится, что земля эта имеет форму половинки щита и широкой стороной обращена к океану. «За акияном же есть земля, на ней же рай и муки. Посреде же земля, на ней же тоя, – пропасть глубока, удо же течет река вогнена. Земля та образом, яко пол щита. Прележит же широтою страною к окияну. Таже рай во едином угле, а муки друзей земле тоя». Сверх того сообщается, что «в окияне стоит столп, зовеми Адамамантин, ему же глава до небеси.

К тому же столп привязан анти(христ) сотона диявол». Таким образом, представляется, что апокриф возник не ранее кон. XV в. Опубликован по рукописи 1531 г. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 774. Нач. «Прьевое приведе бог от небытия в бытие...»).Изд. Тихонравов. Памятники. 1863. Т. 2. С. 347–350..

Значения в других словарях
Нифонт, монах Новгородского Антониева монастыря

Нифонт (кон. XVI в.) – монах Новгородского Антониева монастыря, автор цикла произведений об Антонии Римлянине. Во время игуменства Кирилла Завидова (1580–1594 гг.) добивался открытия мощей и канонизации Антония (состоялась в 1597 г.). Последовал за Кириллом в Троице-Сергиеву лавру, где в 1598 г. Написал повесть о чудесах святого Антония («О преложении тела святого Антония Римлянина иже во Великом Новеграде»), снабдив ее автобиографическим послесловием. Н. Несомненно принадлежат также предисловие..

Новосильцев Иван Петрович

Новосильцев Иван Петрович (2-я пол. XVI в.) – посланник Московского правительства в Турцию в 1570 г., составитель статейного списка. В 1564–1565 гг. Вел переговоры с черкасским (кабардинским) князем Темрюком Айдаровичем, с 1579 г. Был назначен начальником Печатного приказа. Статейный список Н. Насыщен фактическими данными о могуществе Турции, о событиях международной политики в районе Средиземноморья в эпоху Ивана IV Грозного. Статейный список опубликован в отрывках в 1947 г. И полностью в 1954 ..

О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина

«О еже не впасти в ересь Варлаама и Акиндина, кир Давида мниха и философа изложение» – произведение, начинающее подборку сочинений византийского писателя XIV в. Давида Дисипата, встречающуюся в славянском переводе в болгарских и русских списках XV–XVII вв. За ним следуют «Тогожде сказание, како Варлаам изобрете и состави свою ересь» и «Сведетельства от святых, яко божество глаголется обьсиявый свет на Фаворе ученики на божественное господне преображение» (подборка выписок). В этих сочинениях гов..

О иконописце святом евангелисте Луке

«О иконописце святом евангелисте Луке» – сказание o евангелисте Луке, известное по двум спискам в сборниках кон. XV – нач. XVI в. (БАН, 4.3.15 и ГБЛ, Музейн. Собр., № 3271). Оно восходит к византийским легендам VI–XIV вв., отразившимся в сочинениях Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста, и несколько отличается от рассказа, входящего в состав «Многосложного свитка» (см. Сборник о почитании икон в 12 словах. М., 1642. Л. 170). Текст Сказания краток. Оно начинается неопределенной с..

Дополнительный поиск О всей твари О всей твари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "О всей твари" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением О всей твари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 12 символа