Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

119

Памфил (XV – нач. XVI в.) – игумен Псковского Елеазаровского монастыря, автор послания псковским наместникам о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи. Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был П. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что П. Происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, П., Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат П. Игнатий, после него – Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (1481 г.), – П. Точное время игуменства П. Не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 г., ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене П.

50 лет тому назад. Следовательно, и в 1497 г. Игуменом Елеазаровского монастыря был П.Послание игумена П. Наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи. Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и «блудом», П. Обращается. К псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции – Краткую и Летописную. Летописная редакция помещена под 1505 г. В Летописи Псковской I (встречается и в сборниках, например ГПБ, собр. Погодина, № 1571, л.

67–69 об.). Краткая редакция читается в сборниках (ГПБ, собр. Погодина, № 1572. Q.XVII.50). Считается, что обе редакции принадлежат П. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи – псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов. Тогда П. Пишет второе Послание (Летописная редакция). Описание купальных игрищ в обеих редакциях почти дословно совпадает, в Летописной редакции оно сопровождается примерами и цитатами из Священного писания, придающими весомость и обоснованность словам П. В разных списках Летописной редакции Послания великим князем называется то Иван Васильевич, то Василий Иванович, без имени употребляется форма множественного числа «государей великих князей наместнику».

Это указывает, что Послание написано в последние годы жизни Ивана III (1502–1505 гг.), когда его сын Василий III Иванович был объявлен соправителем с титулом великого князя. Составитель ПIЛ поместил Послание под 1505 г. И адресовал его наместнику Дмитрию Владимировичу Ростовскому, жившему в Пскове с 1504 по 1507 г. (в Послании Летописной редакции, когда она находится вне состава летописи, нет заголовка с датой и именем наместника). Датировка Послания в ПIЛ принимается всеми исследователями. Краткая редакция Послания была адресована, вероятно, предшественнику Дмитрия Владимировича и написана до 1504 г. При упоминании великого князя в ней также употребляется форма множественного числа, других датирующих данных в тексте Послания Краткой редакции нет.Изд.

АИ. 1846. Т. 1, № 22. ЧОИДР. 1846. № 4 (заседание 27 апреля 1846 г.). С. 59–62. ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 278–281. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Прил. С. 1–6. Руководство для сельских пастырей. 1860. № 17. С. 439–443 (пер. На рус. Яз.). Псковские летописи / Пригот. К печ. А. Насонов. М. Л., 1941. Вып. 1. С. 90–91..

Значения в других словарях
Палея толковая

Палея Толковая – памятник, в котором пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. Содержание П. Таково (указаны столбцы по изданию П. 1406 г.). Рассказ о сотворении мира (1–92), основанный, в частности, на Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского и Севериана Гевальского, в составе которого апокрифический рассказ о Сатанаиле (73–78) и описание реальных и фантастических существ – птицы алконоста, ехинии, мурены,..

Палея хронографическая

Палея хронографическая – памятник, по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа. Как установлено В. М. Истриным. П. X. Представляет собой переработку Палеи толковой. Различаются две разновидности П. X. – Полная и Краткая.Полная П. X. В первой своей части (до описания событий времен царя Соломона) текстуально близка к Палее толковой, но текст последней дополнен новыми материалами. Извлечениями из Библии (их сводный перечень, к сожалению с пропусками, см. В табл. III, приложен..

Память и Похвала князю Владимиру

Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках. «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися ..

Пандекты Антиоха

«Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима (и пережившим там, как видно из П., нашествие персов в 614 г.), по просьбе его земляка Евстафия, игумена Атталинского монастыря. П., по замыслу Евстафия и Антиоха, должны были заменить братии монастырскую библиотеку, недоступну..

Дополнительный поиск Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Памфил, игумен Псковского Елеазаровского монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 50 символа