Прохор, епископ Ростовский

110

Прохор (ум. 7. IX. 1328) – епископ Ростовский, предполагаемый автор Жития митрополита Петра и похвального ему слова. П. Был поставлен в епископы ростовские митрополитом Петром в 1311 г. После смерти митрополита Петра (21 декабря 1326 г.) до приезда на Русь митрополита Феогноста (1328 г.), по-видимому, возглавлял русскую церковь. 14 августа 1327 г. Освятил в Москве собор в честь успения богородицы, строительство которого было начато 4 августа 1326 г., при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой. В Житии митрополита Петра в рассказе о его канонизации на Владимирском соборе 1327 г. Упоминается П. «Князь Иван, написав та чюдеса, и посла в град Владимерь ко святому собору, и, взем свиток, преподобный епископ Прохор взиде на анбол, и нача чести чюдеса, бывшаа в граде Москве от гроба святаго Петра митрополита».

Второй извод первой редакции этого жития в рукописях называется «Преставление Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора епископа ростовского». На этом основании Житие митрополита Петра в первоначальной редакции считалось написанным П. Но уже Е. Е. Голубинский усомнился в возможности этого, так как П. Упоминается там при этом как преподобный. В. А. Кучкин также отрицает авторство П., объясняя наличие его имени в заголовке Жития тем, что оно было перенесено сюда с Поучения, которое во втором изводе присоединили к Житию. Таким образом, П. Он считает автором этого Поучения. Поучение же это является собственно поучением лишь в первой своей части, второй частью представляя собой похвальное слово митрополиту Петру.

Оно несамостоятельно и обнаруживает свою зависимость от «Поучения на память святого апостола Марка», «Поучения на память апостола или мученика», «Похвального слова вселенским патриархам», «Поучения в неделю по рождестве Иоанна Предтечи» и от третьей статьи Фрейзингенских отрывков. В рукописях, однако же, оно не носит имени П., но называется обычно, когда помещается отдельно от Жития, «Поучение Петра митрополита, егда препре тверского епископа Андрея в соборе». Наличие имени Петра в этом заголовке заставляет допустить, что поучение Петра здесь слито с похвальным ему словом П.Изд. Макарий. История русской церкви. СПб., 1886, т. 4, с. 312. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. – Христ.

Чт., 1909, август–сентябрь, с. 1113–1115..

Значения в других словарях
Пророчества еллинских мудрецов

Пророчества еллинских мудрецов – статья, встречающаяся в хронографах и сборниках XVI–XVIII вв. И представляющая собой собрание предсказаний античных философов и писателей – Аристотеля, Платона, Гомера, Менандра, Еврипида и др., а также Сивилл и некоторых библейских персонажей (например, Иисуса Сирахова, волхва Валаама) о грядущем воплощении Иисуса Христа, рождении его от девы Марии. Источниками статьи являлись, очевидно, неизвестный переводной памятник, содержавший псевдоизречения «еллинских муд..

Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря

Протасий (сер. – 2-я пол. XVI в.) – игумен Чухломского Покровского монастыря, составитель Жития Авраамия Галицкого (Чухломского). Весьма скудные и в значительной степени предположительные сведения о Протасий реконструированы В. О. Ключевским. Ключевский предполагает, что в 40-х гг. XVI в. П. Был игуменом Павлова Обнорского монастыря и при нем в 1546 г. Были открыты мощи Павла Обнорского. До игуменства в Павловом Обнорском монастыре П. Составил записи о Сергии Нуромском (не сохранившиеся), на осн..

Пчела

Пчела – переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, распространенный в древнерусской книжности. Изучение древнерусской П. С точки зрения ее состава, композиции и особенностей перевода может быть продуктивным лишь при сопоставлении ее с греческим оригиналом. Если В. Семенов, издатель пергаменого списка П., напечатал древнерусский текст параллельно с греческим текстом, контаминированным из разных рукописей, то А. В. Михайлов и М. Н. Сперанский поставили своей целью обнаружить на..

Рай

Рай – несколько литературных памятников Древней Руси, по происхождению и содержанию никак не связанных друг с другом.Рай I – древнерусский календарный сборник уставных чтений. Календарь Р. Охватывает часть триодного цикла. От недели мытаря и фарисея до страстной недели включительно – пространная редакция Р. С 3–4-й недели поста до страстной недели включительно – сокращенная редакция Р. Примером пространной редакции может служить сборник 1512 г. Древлехранилища ИРЛИ, колл. Величко, № 1. Сокращенн..

Дополнительный поиск Прохор, епископ Ростовский Прохор, епископ Ростовский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Прохор, епископ Ростовский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Прохор, епископ Ростовский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 26 символа