Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских

115

Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских – севернорусское житие, представленное четырьмя редакциями, создававшимися в XVI–XVII вв. В редакции С., написанной Сергием Шелониным, читаем. «Обычай есть в Примории живущим человеком от моря утопших человек взимати телеса и земли предавати погребению, дабы зверие не растерзали и птицы небесные не расторгали». Могилы эти, по-видимому, пользовались у населения поморских сел культовым почитанием. В одних случаях местные власти уничтожали их (см. Максимов С. Год на Севере. Белое море и его прибрежья. СПб., 1859. С. 172–173), в других же официальная церковь вынуждена была считаться с интересами местных жителей и идти на компромисс, объявляя останки погребенных в этих могилах людей мощами святых и официально канонизируя их.

С. – яркий образец севернорусского жития такого рода. В нескольких километрах от беломорского села Яренги (на Летнем берегу Белого моря в Двинской губе) находилась могила неизвестного человека, погибшего на море и захороненного местными жителями. Погребение это пользовалось местным почитанием, и священник Никольской церкви в Яренге Варлаам (он же выполнял роль приказчика в Яренге от Соловецкого монастыря) решил придать этому почитанию официально-церковный характер (не подлежит сомнению, что он действовал с согласия Соловецкого монастыря). В 1544 г. Варлаам перенес останки из безымянной могилы в яренгскую церковь. Скорее всего в том же 1544 г. Варлаам составил запись об открытии и перенесении останков покойника, объявленных мощами святого.

Здесь же приводились рассказы местных жителей о чудесах, якобы совершенных этим святым. Когда в 1625 г. Для официальной канонизации Иоанна и Логгина собирались о них свидетельские показания от местных жителей, то, в частности, крестьяне Яренги говорили. «А о явлении и о чюдесах писал дьяк наш, игумен Варлам, а о том пишет в тетратех, в первом зачале и во вътором». Текст этих тетрадей Варлаама сохранился в составе первой редакции С. Как начальная часть произведения. В нескольких списках этой редакции С. Первые эпизоды включают в свой заголовок слово «зачало» («Зачало 2-е. Како жену порину сила невидимая»), которое не встречается в других произведениях агиографии и не употребляется в последующих эпизодах С. Рассказ свой Варлаам начинает со слов о том, что «во дни» самодержавства Ивана Грозного и митрополитства Макария некоей жительнице Яренги «Акилине именем», страдавшей от тяжкой болезни,, в сонном видении явился старец.

Он объявил свое имя – Иван и сказал, что если больная свершит паломничество к его могиле, то выздоровеет. Кроме того Иван говорит Акилине. «Жено, повеждь отцу своему духовному, никольскому игумену Варлааму, чтобы взял мощи мои привезл в Яреньгу к Николе чюдотворцу». Рассказав, как были открыты и перенесены в Яренгу мощи Иоанна, Варлаам сообщает, что при этом исцелились еще три женщины, а «старожилцы Семен Подлешей, да Козма пореклом Тонкой, да Иван Суровец» поведали, что они нашли этого Иоанна 25 лет тому назад на льду у берега моря и похоронили его. Вслед за этим Варлаам передает рассказ другой жительницы Яренги, которая поведала ему, что еще до перенесения мощей Иоанна она, оказавшись как-то около его могилы, хотела сесть на нее, но была отброшена неведомой силой, о чем «срама ради» раньше никому не рассказывала.

Следующий эпизод – рассказ об исцелении с помощью Иоанна и Логгина (о котором пока еще ничего не сообщалось) жителя Двины, случай тот датируется в рассказе 1594 г. Следует полагать, что первоначальная повесть Варлаама, оставленная им в тетрадях при Никольской церкви, постепенно стала пополняться новыми рассказами. Одни из них ведутся от первого лица – как рассказ самого героя эпизода о том, что с ним случилось. Другие представляют собой запись со слов рассказчика. Третьи – описание какого-то случая, свидетелем которого был сам писавший (в одном из таких рассказов автор, назвав свое имя – Мартиниан, в конце пишет. «Аз же се написах просто берною рукою без украшения...»). Рассказ о том, как была написана икона Иоанна в 1607 г.

Иноком Соловецкого монастыря Феодоритом, – копия с письма, присланного из Соловков вместе с иконой. «Список з грамотки слово в слово. Писал Соловецкого монастыря дворник». Среди этих рассказов (девятым по счету) помещен рассказ и об обретении мощей Логгина. Рассказ этот явно свидетельствует о том, что проявление и обретение мощей Логгина восходит к рассказу об Иоанне Варлаама. Видимо, жители села Уна захотели иметь такого же своего святого, как в Яренге (в истории с Логгином не последнюю роль играет священник села Уна). Сначала над могилой Логгина ставят крест, а затем останки его переносят к той же Никольской церкви в Яренгу. Рассказы об Иоанне и Логгине, собранные вместе, составляют текст первой редакции С.

«В лето 7052-е (1544) явление бысть святых чудотворцев яренских Иоанна и Логина». «В лето 7052-е. Како явися на Летней стороне у моря акияна святый чудотворец Иоанн в месте, зовомом Яренга. Како избави жену от раслабления, Акилину имянем» (в заглавии некоторых списков имеется ошибка в дате. Вместо 7052–7082 г., т. Е. 1574). Всего в этом тексте 14 рассказов. Последний датируется 20-ми гг. XVII в. Все они отличаются непосредственностью, живыми, близкими к разговорной речи интонациями. В отдельных случаях это краткая, почти документальная справка, но по преимуществу – краткие сюжетные эпизоды с отдельными красочными деталями. Популярность Иоанна и Логгина среди беломорского населения была столь значительной, что в 1624 г.

Встал вопрос об их официальной канонизации. В 1625 г. На основании челобитной старца Ильи Телова из Яренги по указу патриарха Филарета в Яренге и других селах этой местности проводился сбор свидетельских показаний об Иоанне и Логгине от местных жителей (копии со всех официальных документов и с расспросных речей, собранных комиссией, помещены в Соловецком сборнике 2-й пол. XVIII в. ГПБ, Солов. Собр., № 182/182. Здесь помещены и тексты разных редакций С.). Рассказы, записанные со слов крестьян Яренги и других деревень Беломорьяг близки по характеру изложения и по языку к тем рассказам, которые составляют содержание первой редакции С. Иоанн и Логгин были канонизированы официально, и в 1638 г. Состоялось торжественное перенесение их мощей из старой Никольской церкви во вновь созданный в Яренге храм Зосимы и Савватия Соловецких.

Возглавлял эту церемонию игумен Соловецкого монастыря Варфоломей. Входивший в свиту Варфоломея инок Соловецкого монастыря Сергий Шелонин подробно описал всю церемонию как очевидец и участник ее. Описание это, без имени автора, помещено в уже упоминавшемся Соловецком сборнике № 182/182. Позже Сергий написал свою редакцию С. («Сергия смиреннаго инока и презвитера обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце. Сказание о чюдесах святых праведных Иоанна и Логгина, новоявленных яренских чюдотворцев»), в которую» включил и это свое описание. Сергий, в сущности, пишет новое произведение, переработав первую редакцию и композиционно, и стилистически. У него много новых добавлений (в частности, он использовал расспросные речи), ряд эпизодов первой редакции был им опущен.

Основную задачу своего труда Сергий определил сам во вступлении к С. «Сих святых повести о чюдесах обретох на харатиях написано навеждами простою беседою, не презрех же сие не украшено оставити». На основе Сергиевой редакции С. Была составлена третья редакция произведения – «Сказание о проявлении, и о обретении, и о чюдесах, и о пренесении мощей святых и чюдеса неисчетна и недоумеваема». Общий характер переработки текста Сергия в третьей редакции можно охарактеризовать как стремление упростить текст, сделать его более подходящим для служебного употребления. В свою очередь, третья редакция также подверглась дальнейшей переработке. Созданная на ее основе четвертая редакция С. Представляет собой значительное сокращение третьей редакции за счет исключения некоторых эпизодов и не относящихся к церковно-религиозному прославлению святых отступлений, которые еще сохранялись из текста Сергия в третьей редакции.

В некоторых поздних источниках говорится, что Иоанн и Логгин – иноки Соловецкого монастыря. Это поздние домыслы, долженствующие придать ореол большей святости Иоанну и Логгину. С. Остается неизданным.Лит. Некрасов И. Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870. С. 57–61. Ключевский. Древнерусские жития. С. 326. Яхонтов И. Жития севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881. С. 159–182. Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258–259. Никодим. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1900. С. 16, 120–121. Белов М. И. Севернорусские жития святых как источник по истории древнего поморского мореплавания // ТОДРЛ.

М. Л., 1958. Т. 14. С. 237–238. Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 213–234, 289–290..

Значения в других словарях
Сказание о иконе Богоматери Тихвинской

Сказание о иконе богоматери Тихвинской – легенда кон. XV–XVI вв. О чудесных обстоятельствах появления и перемещения иконы сначала над рекою Оятью около селения Выченицы, затем в местности Кожел над Куковой горой, наконец, над рекою на Тихвине, о возникновении культа ее и создании в связи с этим церкви Успения богоматери в Тихвине.С. Сохранилось в большом числе списков с различиями в передаче деталей и с добавлениями новых известий, связанных с дальнейшим развитием культа иконы. Начатое В. М. Кир..

Сказание о Индийском царстве

Сказание о Индийском царстве – греческое литературное произведение XII в., написанное в форме послания индийского царя и одновременно священника-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу. Послание написано как бы в ответ на посольство царя Мануила в Индийскую землю с целью разузнать о силе Индии и ее чудесах. Царь-священник Иоанн – лицо мифическое. Чудеса Индии описаны в С. В духе средневековой фантастики. В стиле же заметно влияние жанра хождений. Царь Иоанн предстает здесь господином..

Сказание о Китоврасе

См. Апокрифы о Соломоне. ..

Сказание о князьях владимирских

Сказание о князьях владимирских – литературно-публицистический памятник XVI в., использовавшийся в политической борьбе за укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти. В основе С. Лежит легенда о происхождении русских великих князей от римского императора Августа через легендарного Пруса, который, с одной стороны, состоял в родстве с Августом, с другой же – якобы был родственником Рюрика. Вторая легенда, входящая в С., повествует о приобретении Владимиром Мономахом царских регал..

Дополнительный поиск Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 37 символа