Сказание о чудесах Владимирской иконы...

157

Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. От одноименного «Сказания о Владимирской иконе богоматери» второй половины XVI в.). Рукописная традиция донесла до нас около 20 списков этого произведения, самый ранний из которых датируется 60–70 гг. XV в., а самый поздний относится к концу XVII в. Немногочисленные списки делятся на две группы. Пространную и краткую. В пространном тексте рассказу о чудесах иконы предшествует Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. И краткая запись о том же событии, сходная с известием в Летописи Лаврентьевской.

В конце С. Помещены две статьи о чудесах византийских святынь. Иконы Одигитрия и ризы богородицы. В кратком варианте содержится только текст «Сказания о победе над волжскими болгарами», за которым в некоторых списках следует «Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» (см. Андрей Юрьевич Боголюбский). И пространный, и краткий варианты С. О чудесах начинаются одинаково. «Месяца августа в 1 день. Празднуем всемилостивому Христу и пречистей его матери» (ГБЛ, собр. Егорова, № 637. Сборник 60–70 гг. XV в., л. 383 об.).Исследователи С., посвятившие ему специальные работы или только упоминавшие о нем, были единодушны в вопросе о датировке произведения. Все без исключения связывали время его создания с периодом княжения Андрея Боголюбского (Ключевский.

Сказание о чудесах, с. 13–18. Забелин. Следы, с. 40–43. Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901, т. 2. Замеч., с. 296–298. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль..., с. 242 и др.). Н. Н. Воронин считал, что оно было написано до 1164 г. (Воронин Н. Н. Из истории..., с. 198). А. Н. Насонов предложил две возможные датировки С. 1164 г. И 1164–1185 гг. (Насонов. История, с. 139). А. И. Анисимов относил появление произведения к 1164–1180 гг. (Анисимов А. И. Владимирская икона божьей матери. Прага, 1928, с. 14). Однако, датируя С., исследователи не учитывали его составного характера. Наряду со сказанием о победе над волжскими болгарами и рассказом о чудесах Владимирской иконы в произведение входят летописная запись, повторяющая текст «Сказания о победе над болгарами», и две статьи о византийских святынях.

По-видимому, в таком виде С. О чудесах Владимирской иконы сложилось позднее, в 70–80 гг. XV в. Но существование уже в XII в. Рассказа о чудесах иконы и «Сказания о победе над болгарами» несомненно. По мнению И. У. Будовница и А. Н. Насонова, вдохновителем рассказа о чудесах иконы был Андрей Боголюбский. Непосредственным участником создания произведения его также считали И. Е. Забелин (Забелин. Следы, с. 49) и В. С. Иконников (Иконников В. С. Опыт русской историографии. Киев, 1908, с. 953). Соглашаясь с И. Е. Забелиным, Н. Н. Воронин приписал составление рассказа о чудесах окружению князя – Лазарю, Нестору и Микуле (Воронин. Из истории, с. 208). Исследователь полагал, что древний текст повествования о чудесах иконы был значительно обширнее и подробнее и, по-видимому, содержал отсутствующий в С.

Рассказ о чуде в Боголюбове, о котором впервые упоминается в Комиссионном списке XV в. Летописи Новгородской первой (Воронин. Из истории, с. 199–201). Раннее происхождение «Сказания о победе над болгарами» подтверждается текстом «Слова великого князя о милости божией», продолжающим в некоторых списках текст Сказания о победе. В Слове указывается, что праздник в честь победы над болгарами установлен «худым и грешным рабом божиим Андреем князем, сыном Георгиевым, внуком Мономахова именем Владимира, царя и князя всея Руси» (см. Рукопись ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 161. Торжественник 80-х гг. XV в., л. 449 об.–450). По мнению И. Е. Забелина, так мог говорить только сам Андрей Боголюбский. Исследователь даже связывал с ним авторство «Сказания о победе над волжскими болгарами» (Забелин.

Следы, с. 44, 45, 49). Вероятность существования Сказания уже в XII в. Доказывает упоминание о празднике Спаса и богородицы в Троицком кондакаре конца XII – начала XIII в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 23, л. 47) и в евангелии из Архангельского собора (ГИМ, собр. Архангельского собора, № 1/1019, л. 255 об.). «Сказание о победе над волжскими болгарами» и рассказ о чудесах Владимирской иконы – два самостоятельных произведения XII в., существовавшие, по-видимому, независимо друг от друга до конца XV в., когда они были объединены и вместе с другими статьями составили С.Идейная направленность произведений полностью соответствовала идейно-политическим мероприятиям Андрея Боголюбского. В С. Проводилась идея избранности Владимиро-Суздальской земли среди других русских княжеств, подчеркивалось большое политическое значение деятельности великого князя, упоминалось покровительство ему небесных сил.

Эти идеи – и особенно мысль о приоритете Владимирской земли и ее князей – оказали влияние на авторов «Повести о Темир-Аксаке» и «Сказания о Владимирской иконе богоматери» XVI в., которое, как говорилось, не следует смешивать со С. XII в. В последнем произведении текст С. О чудесах стал основной частью обширного повествования об истории общерусской святыни.Изд. Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы божьей матери. СПб., 1878 (изд. ОЛДП, № 30). Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – В кн. Археологические известия и заметки. М., 1895, № 2–3, с. 37–49..

Значения в других словарях
Сказание о убиении... князя Михаила Черниговского...

Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора. В 1246 г. В Орде, по повелению хана Батыя, были убиты черниговский князь Михаил Всеволодович (род. В 80–90-е гг. XII в.) и, сопровождавший князя в его поездке в Орду за получением ярлыка на Черниговское княжение, боярин Феодор. Гибель Михаила и Феодора в Орде была истолкована как мученическая смерть за христианскую веру, они были признаны святыми и канонизированы русской церковью. О гибели черниговского князя и его бояр..

Сказание о человецех незнаемых...

Сказание «О человецех незнаемых в восточной стране» встречается в древнерусских рукописях с XVI по XVIII в. Оно представляет собой первое полуреальное, полуфантастическое описание сибирских народов, которые собирательно называются в нем «самоедь», что идентично терминам «инородцы», «дикари». В действительности речь идет о ненцах, хантах и манси. В С. Перечислено девять видов «самоеди», причем всякий раз сообщается об их образе жизни, промыслах и товарах, которыми они располагают. «Сия же люди не..

Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской

Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской написано по летописным записям XIV в. И рассказывает о князе Юрии Святославиче, изгнанном литовцами из Смоленска, получившем затем от великого князя Василия Дмитриевича в удел Торжок и опозорившем себя убийством своего вассала и его жены Иулиании Вяземской. (Указания на летописные сведения о Юрии Святославиче, Симеоне Вяземском и Иулиании Вяземской см. В статье М. О. Скрипиля). По мнению М. О. Скрипиля, первоначальная редакция С. («О великом княз..

Сказание... о приходе... Максима Грека

См. Сказания о Максиме Греке. ..

Дополнительный поиск Сказание о чудесах Владимирской иконы... Сказание о чудесах Владимирской иконы...

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сказание о чудесах Владимирской иконы..." в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сказание о чудесах Владимирской иконы..., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 40 символа