Слово о князьях

139

Слово о князьях – литературный памятник, традиционно относимый к XII в., но дошедший лишь в рукописях XV–XVII вв. Он встречается под заглавиями. «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба» (нач. «Слышасте, братие, что глаголеть господь...»), «Слово похвальное на пренесение святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочий не враждуют на братию свою» (нач. «Слышасте, братие, что глаголет господь...»), «Неделя 18 по всех святых. Слово о князьях» (нач. «Слышите, князи, противящеся старейшей братьи...») – см., например, списки ГПБ, собр. Погодина, № 833, 1024. Собр. ОЛДП, F.CLXXXIX. Отрывки из него под заглавием «О блаженном князе Давиде Светославичи, внуке Ярослава Владимировича чюдесная повести» читаются в Степенной книге (например, ГПБ, собр.

ОЛДП, F.XII. F.LIII. F.CXXIII).Поводом к написанию произведения послужили княжеские усобицы, раздиравшие Русь. Оно начинается прославлением почитаемых на Руси святых Бориса и Глеба, явивших собой пример братского послушания. Основной пафос произведения в том, чтобы убедить современных ему князей отказаться от распрей и братоубийственных войн, приводящих к расколу Руси. Автор настоятельно призывает «младших братьев» подчиниться старшим в роде, не считать обиды поводом к измене, не обращаться за помощью в борьбе к иноземцам – «половцам», помнить о славном прошлом своего рода. Примером, достойным подражания, автор считает жизнь черниговского князя Давида Святославича, умершего в первой четверти XII в., рассказ («притчю») о праведном, миролюбивом нраве которого он приводит.

С. Представляет интерес в литературном отношении. Отмечалась перекличка его по содержанию со «Словом о полку Игореве».Памятник был найден М. П. Погодиным и опубликован им в отрывках в 1843 г. По рукописи ГПБ, собр. Погодина, № 1024. Несколько списков произведения и отрывки из него были опубликованы X. М. Лопаревым в 1894 г. О С. Как о литературном памятнике писали В. П. Адрианова-Перетц и Д. С. Лихачев. Текстологически С. Не исследовано.С. Обычно датируют временем до монгольского нашествия и относят к памятникам учительной литературы торжественного типа. Еще М. П. Погодин считал, что С. Было «говорено» в церкви «в продолжении последней четверти 12 и в первой 13 столетия». Помещая С. По традиции в XII в., подчеркнем, однако, что датировка его по существу не доказана.

Вопрос, поднимаемый в С., – о необходимости подчинения «молодших» князей старшим в роде столь же остро стоял, например, и в XV–XVI вв. (при Василии II, Иване III, Василии III, Иване IV), когда между старшими и младшими «братьями» не раз возникала борьба, в том числе борьба за великокняжеский стол.Изд. Погодин М. П. 1) Новая историческая находка. – Москвитянин, 1843, ч. 6, № 11, с. 412–413 (в отрывках). 2) Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1856, т. 7, с. 406–408 (в отрывках). Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба. Неизданный памятник XII в. Сообщ. X. Лонарева, СПб., 1894 (ПДП, № 98). Слово о князьях / Пер. И ком. И. П. Еремина. – В кн. Художественная проза Киевской Руси XI–XIII вв. М., 1957, с. 237–239, 330–333.

Слово о князьях / Подг. Текста М. В. Рождественской, пер. И ком. И. П. Еремина. – В кн. ПЛДР. XII век. 1980, с. 338–343, 671–674. Слово о князьях / Подг. Текста М. В. Рождественской, пер. И примеч. И. П. Еремина. – В кн. Повести Древней Руси. XI–XII вв. Л., 1983, с. 346–351, примеч. С. 553–554..

Значения в других словарях
Слово некоего христолюбца...

Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере – сочинение, направленное против пережитков славянских языческих верований и языческих обрядов. В пространной редакции С. Называется. «Се же изложено от многословесных книгь некымь христолюбьцемь, ревнителемь по правей вере на раздрушение льсти неприязнине, на укор творящимь таковая, на поучение правоверным и на причастье будущаго века послушающим книг сих святых и творящих делом повеления в оставление грехов». Согласно выводам Е. В. Аничкова,..

Слово о житьи... князя Дмитрия Ивановича

«Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» – анонимное произведение, прославляющее московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350–1389 гг.). Состоит из насыщенной похвалами исторической части, где повествуется о жизни князя, его победах над татарами, о наставлениях, данных им перед смертью сыновьям, о его завещании им и разделе между ними земель, и из пространной риторической похвалы. О себе автор говорит как о современнике князя, присутствовавше..

Слово о лживых учителях

Слово о лживых учителях – русская переработка сочинения псевдо-Златоуста «Слово о лжепророках и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего», известного в Древней Руси в составе Златоструя (см. PG, t. 59, 1859, col. 553–568. Aldama J. A. De. Repertorium Pseudochrysostomicum. Paris, 1965, p. 106–107 (№ 288)). Некоторые исследователи (А. Д. Седельников, Н. П. Попов) пытались связать возникновение С. С деятельностью стригольников. Однако, по мнению последнего исследователя С. А. И. ..

Слово о погибели Русской земли

Слово о погибели Русской земли – отрывок полностью не сохранившегося произведения, посвященного татаро-монгольскому нашествию на Русь. Отрывок этот дошел до нас в двух списках, при этом не как самостоятельный текст, а как введение к первой редакции Повести о житии Александра Невского. Один список – XV в. (Гос. Архив Псковской области, собр. Псково-Печерского мон., ф. 449, № 60), второй – XVI в. (ИРЛИ, Р.IV, оп. 24, № 26). Заглавие памятника «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого кня..

Дополнительный поиск Слово о князьях Слово о князьях

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слово о князьях" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слово о князьях, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа