Слово святого Григория изобретено в толцех

173

Слово святого Григория изобретено в толцех – компиляция, составленная на основании слова Григория Богослова на богоявление (PG, 1886, t. 36, col. 335–360) и направленная против славянских языческих верований и обрядов. Согласно выводам Е. В. Аничкова, впрочем далеко не во всем бесспорным, первоначальная редакция С. Представляла собой сокращенное переложение выдержек из слова Григория Богослова и ничего не говорила о язычестве восточных славян. Сведения о языческих верованиях древних славян – позднейшие наслаивавшиеся одна на другую вставки. Перевод слова Григория Богослова, лежащий в основе компиляции, близок, по наблюдениям Е. В. Аничкова, первому переводу собрания 13 слов этого отца церкви (См. Будилович А. XIII слов Григория Богослова в древнеславян-ском переводе по рукописи имп.

Публ. Б-ки XI в. СПб., 1875, с. 1–15). По мнению В. И. Мансикки, составитель С. Пользовался комментариями к Григорию Богослову. Обращение к этой проповеди прославленного отца церкви объясняется тем, что она считалась в древности классическим обличением язычества (см. Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984, с. 44–45). Помимо слова Григория Богослова в компиляции использована летописная Речь философа (см. Повесть временных лет). В. И. Мансикка видит в С. Следы влияния Слова некоего христолюбца и ревнителя по правой вере.В датировке С. Святого Григория мнения исследователей расходятся. Если Н. М. Гальковский вслед за И. И. Срезневским датировал сочинение кон. XIII – нач. XIV вв. (датировка В. И. Мансикки менее определенна.

Нижней датой является время создания «Слова некоего христолюбца»), то Е. В. Аничков выдвинул предположения, что С. Написано в 60-х гг. XI в. И связал его возникновение с борьбой против волхвов. В отличие от своих предшественников ученый признал сообщение о создании сочинения по дороге в Царьград («досюде могох написати даже несоша ны Царюграду») позднейшей вставкой, относящейся только к одному из списков С. Попытка атрибутировать С. Святого Григория Даниилу игумену, предпринятая Б. А. Рыбаковым, малоубедительна.С., называющееся в рукописях «Слово святаго Григорья изобретено в толъцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали, то и ныне творят», не получило широкого распространения в рукописной традиции.

Помимо Паисиевского сборника (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 4/1081), в котором, по единодушному мнению исследователей, лучше всего сохранился первоначальный текст памятника, С. Известно еще в двух рукописях (ГПБ, Соф. Собр., № 1295. Кир.-Белоз. Собр., № 43/1120). С. Было использовано при составлении компилятивного «Слова святого отца нашего Иоанна Златоустаго. О томь, како пьрвое погании веровали в идолы...» (напеч. Н. Гальковским. Борьба христианства..., т. 2, с. 55–63), из которого в свою очередь были сделаны вставки в особую редакцию С. Святого Григория (ГИМ, Чуд. Собр., № 270).Изд. Буслаев Ф. Историческая христоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861, стб. 528–530. Летописи Тихонравова, т. 4, с. 96–105. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы.

СПб., 1897, в. 3, с. 231–235. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. 2. – Зап. Имп. Моск. Археол. Ин-та. М., 1913, т. 18, с. 17–35. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914, с. 380–386 (Зап. Ист.-филол. Ф-та СПб. Унив., ч. 117)..

Значения в других словарях
Слово о полку Игореве

Слово о полку Игореве – литературный памятник XII в., одно из самых значительных в художественном отношении произведений древнерусской литературы. С момента своего открытия С. Находится в центре внимания русской филологической науки, ему посвящена обширная исследовательская литература.С. Дошло до Нового времени в единственном списке, в составе сборника. В XVIII в. Сборник хранился, как полагают, в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря, а не позднее 1792 г. Оказался в составе коллекции известно..

Слово о Хмеле

Слово о Хмеле (в рукописях. «Слово о высокоумном Хмелю и худоумных и нестройных пияницах», «Слово Кирила-философа кo всякому человеку», «Слово святаго философа о Хмелю», «Повесть дивна древних и премудрых мужей о Хмеле», «Повесть о высокоумном Хмеле») – памятник 2-й пол. XV в. Конкретные исторические реалии в произведении отсутствуют, древнейшие его списка относятся к 1470-м гг. Кириллу-философу С. Приписывалось без достаточных оснований, из обычного стремления сделать текст более авторитетным.С..

Слово святого Иоанна Милостивого...

Слово святого Иоанна Милостивого о исходе души – переработанный фрагмент из Жития Иоанна Милостивого (Gеlzеr Н. Leontios’ von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien. Freiburg im Breisgau. Leipzig, 1893, S. 81–83. В славянском переводе. ВМЧ, ноябрь, дни 1–12. СПб.,1897, глава 41, стб. 866–868. Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981, с. 97–98, ср. Об этом переводе. Соболевский А. Церковно-славянские тексты моравского происхождения. – Р..

Слово святых апостол...

Слово святых апостол. Петра и Андрея, Матфея и Руфа, и Александра – апокрифический памятник, посвященный описанию хождения апостолов в «варварский город» для проповеди. Он известен в настоящее время в трех списках, из которых полным и имеющим заглавие является только один, датируемый XVII в. (опубл. Н. С. Тихонравовым), два же других представляют собой отрывки, дошедшие в составе. Один – рукописи XII в. (опубл. К. Истоминым), другой – рукописи рубежа XIV–XV вв. (неопубл. ГПБ, Соф. Собр., № 1261,..

Дополнительный поиск Слово святого Григория изобретено в толцех Слово святого Григория изобретено в толцех

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Слово святого Григория изобретено в толцех" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Слово святого Григория изобретено в толцех, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 42 символа