Трифон Скиман

182

Трифон Скиман (XIV в.) – игумен Новгородского Видгощенского монастыря, предполагаемый автор некоторых статей и составитель вложенного им в монастырь сборника (ГПБ, Соф. Собр., № 1262), названного затем по его имени «Трифоновским». Имя и судьба Т. Известны из начинающей книгу мемориальной записи, сделанной, по-видимому, упомянутым в ней «священно-Павлом-иноком» (т. Е. Иеромонахом Павлом). «Помяни, господи, раба божия священноинока Труфана Скимана, начальника месту сему, утопъшаго на мори в едином корабли с Васильем и с Назарьем, – но те два жива, – что книгу сию положил в дом святей Троици на Видогощи бога ради. Павла помяни, священно-Павла-инока».Книга написана на перемежающихся пергамене и бумаге кон. XIV в.

По содержанию она представляет собой сборник слов и поучений, обращенных главным образом к священнослужителям, Н. С. Тихонравов, издавший по этой рукописи три слова против язычества («Слово от святаго Евангелия», «Слово отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Костянтинаграда о томь, како пьрвое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творять, и в крестьянстве суще, а не ведають, что есть крестьяньство» и схожее с ним, следующее за ним «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоуста»), считает, что имя Иоанна Златоуста в заголовках «не может служить поводом к тому, чтобы отвергнуть принадлежность изложенных в слове суеверий славянам» (Летописи Тихонравова.

М., 1862. Т. 4. С. 87). В самом деле, первое из слов, приписанных Иоанну Златоусту, представляет собой компиляцию, основанную на обличающем славянские языческие верования и обряды Слове святого Григория изобретено в толцех. Как и в Слове святого Григория, здесь говорится среди прочего о вере в Перуна, Хорса, Вил, Мокошь, упырей, берегынь, Сварожича, Стрибога, Дажбога, Переплута.Значительную часть рукописи составляют «Книги, наричаемыя Власфимия, рекше хулы на еретикы. Главы различьныя от Еуаггелия и от канон святых апостол и отець, в них же обличение богомь ненавистных злочестивых духопродажных ересий» (л. 63 об.–113), где много говорится о недопустимости брать плату за рукоположение в священный сан. А. Д. Седельников предполагал, что этой темой сборник обязан связям Новгорода с Тверью, борьбе тверского епископа Андрея в нач.

XIV в. С митрополитом Петром, а также стригольническому еретическому влиянию в Новгороде кон. XIV в. Развивая его предположения, А. И. Клибанов высказался об общем направлении сборника как о реформационном и предположил, что авторы завершающих «Власфимию» статей (Слова о лживых учителях и упоминаемого в этом слове следующего за ним «Предъсловия честнаго покаяния») – одно и то же лицо, жившее в кон. XIII – нач. XIV в. И, кроме того, составившее весь этот «Трифоновский сборник». В таком случае автором-составителем не мог быть Т. С., поскольку запись на книге кон. XIV в. Говорит о бывших с ним в одном корабле людях как о живых. Однако же и вообще говорить о реформационном характере требований к священнослужителям, излагаемых завершающими «Власфимию» статьями, как и всеми прочими, содержащимися в этой книге, оснований никаких нет.

Они не выходят за рамки обычных канонических. В частности, основное требование тех двух статей – чтобы священники были постоянными чтецами и хорошими знатоками священных книг. В языке рукописи Н. М. Карийский различает особенности псковского говора.По этой рукописи изданы. «Слово поучение иерусалимское» Луки Жидяты и Поучение Феодосия Печерского к келарю (Макарием). Три слова против язычества (Н. С. Тихонравовым и Н. Гальковским). Устав о среде и пятнице (С. И. Смирновым). Послание Есифа (Н. К. Никольским). «Слово о лживых учителях» (А. И. Клибановым).Изд. Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1868. Т. 1. С. 278–279. Т. 2. С. 334–335. Тихонравов Н. С. Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов // Летописи Тихонравова. Т. 4.

С. 86–88, 105–112. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907. С. 135–140. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины // ЧОИДР. 1912. Кн. 3. С. 187. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 2. С. 59–63, 248–255, 271–276. Клибанов А. И. «Слово о лживых учителях» // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961. С. 300–312..

Значения в других словарях
Третьяков-Ховрин Иван Иванович

Третьяков-Ховрин Иван Иванович (в монашестве Иона) (ум. Между 1555 и 1568) – видный политический деятель 20–40-х гг. XVI в., представитель московского служивого рода Ховриных, племянник И. В. Головы (родоначальника Головиных) и двоюродный брат И. И. Головина-Скрябы, корреспондент Иосифа Волоцкого.Переписка Иосифа Волоцкого с Т.-Х. Была связана с изменением политики Иосифа 1503–1507 гг., переходом Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат и возникшим в связи с этим конфликтом между во..

Трифиллий, инок

Трифиллий (2-я пол. XVI в.) – инок, возможный автор Жития Серапиона, архиепископа Новгородского, или только службы ему. В исследованиях, посвященных Житию Серапиона, высказаны разные предположения об авторе этого произведения и времени его создания. С. А. Белокуров впервые обратил внимание на запись в Житии Серапиона в рукописи из собрания П. А. Овчинникова, в которой сообщается, что «составлено же бысть сие житие, и чудеса, и стихеры, и каноны иноком Трифилием по благословению господина преосвя..

Троянская история Гвидо де Колумна

«Троянская история» Гвидо де Колумна – древнерусская повесть о Троянской войне, восходящая к латинскому роману «История разрушения Трои» (Historia destructionis Troiae), написанному в 70-х гг. XIII в. Гвидо де Колумна (Гвидо делле Колонне), которого И. Н. Голенищев-Кутузов идентифицирует с придворным поэтом Фридриха II Штауфена, императора Священной Римской империи и Сицилийского короля (см. Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 233). Прозаический роман ..

Трусов Еремей

Трусов Еремей (1-я пол. XVI в.) – посол Василия III к папе Клименту VII, в 1527–1528 гг. Привезший «с товарищи» из Рима легендарную Повесть о Лоретской божьей матери («Повесть о храме святыа богородица, в немь же родися от Иакыма и Анны», нач. «В странах иерусалимских, в граде Галилейском, ему же имя Назарет...»), рассказывающую о чудесном перенесении дома, где родилась богородица, из Назарета в Италию. О появлении Повести в Москве сообщает приписка к ней, читающаяся в различных списках и датиру..

Дополнительный поиск Трифон Скиман Трифон Скиман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трифон Скиман" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трифон Скиман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 13 символа