Трифон Скиман
Трифон Скиман (XIV в.) – игумен Новгородского Видгощенского монастыря, предполагаемый автор некоторых статей и составитель вложенного им в монастырь сборника (ГПБ, Соф. Собр., № 1262), названного затем по его имени «Трифоновским». Имя и судьба Т. Известны из начинающей книгу мемориальной записи, сделанной, по-видимому, упомянутым в ней «священно-Павлом-иноком» (т. Е. Иеромонахом Павлом). «Помяни, господи, раба божия священноинока Труфана Скимана, начальника месту сему, утопъшаго на мори в едином корабли с Васильем и с Назарьем, – но те два жива, – что книгу сию положил в дом святей Троици на Видогощи бога ради. Павла помяни, священно-Павла-инока».Книга написана на перемежающихся пергамене и бумаге кон. XIV в.
По содержанию она представляет собой сборник слов и поучений, обращенных главным образом к священнослужителям, Н. С. Тихонравов, издавший по этой рукописи три слова против язычества («Слово от святаго Евангелия», «Слово отца нашего Иоанна Златоустаго, архиепископа Костянтинаграда о томь, како пьрвое погании веровали в идолы и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творять, и в крестьянстве суще, а не ведають, что есть крестьяньство» и схожее с ним, следующее за ним «Слово святаго отца нашего Иоанна Златоуста»), считает, что имя Иоанна Златоуста в заголовках «не может служить поводом к тому, чтобы отвергнуть принадлежность изложенных в слове суеверий славянам» (Летописи Тихонравова.
М., 1862. Т. 4. С. 87). В самом деле, первое из слов, приписанных Иоанну Златоусту, представляет собой компиляцию, основанную на обличающем славянские языческие верования и обряды Слове святого Григория изобретено в толцех. Как и в Слове святого Григория, здесь говорится среди прочего о вере в Перуна, Хорса, Вил, Мокошь, упырей, берегынь, Сварожича, Стрибога, Дажбога, Переплута.Значительную часть рукописи составляют «Книги, наричаемыя Власфимия, рекше хулы на еретикы. Главы различьныя от Еуаггелия и от канон святых апостол и отець, в них же обличение богомь ненавистных злочестивых духопродажных ересий» (л. 63 об.–113), где много говорится о недопустимости брать плату за рукоположение в священный сан. А. Д. Седельников предполагал, что этой темой сборник обязан связям Новгорода с Тверью, борьбе тверского епископа Андрея в нач.
XIV в. С митрополитом Петром, а также стригольническому еретическому влиянию в Новгороде кон. XIV в. Развивая его предположения, А. И. Клибанов высказался об общем направлении сборника как о реформационном и предположил, что авторы завершающих «Власфимию» статей (Слова о лживых учителях и упоминаемого в этом слове следующего за ним «Предъсловия честнаго покаяния») – одно и то же лицо, жившее в кон. XIII – нач. XIV в. И, кроме того, составившее весь этот «Трифоновский сборник». В таком случае автором-составителем не мог быть Т. С., поскольку запись на книге кон. XIV в. Говорит о бывших с ним в одном корабле людях как о живых. Однако же и вообще говорить о реформационном характере требований к священнослужителям, излагаемых завершающими «Власфимию» статьями, как и всеми прочими, содержащимися в этой книге, оснований никаких нет.
Они не выходят за рамки обычных канонических. В частности, основное требование тех двух статей – чтобы священники были постоянными чтецами и хорошими знатоками священных книг. В языке рукописи Н. М. Карийский различает особенности псковского говора.По этой рукописи изданы. «Слово поучение иерусалимское» Луки Жидяты и Поучение Феодосия Печерского к келарю (Макарием). Три слова против язычества (Н. С. Тихонравовым и Н. Гальковским). Устав о среде и пятнице (С. И. Смирновым). Послание Есифа (Н. К. Никольским). «Слово о лживых учителях» (А. И. Клибановым).Изд. Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1868. Т. 1. С. 278–279. Т. 2. С. 334–335. Тихонравов Н. С. Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов // Летописи Тихонравова. Т. 4.
С. 86–88, 105–112. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907. С. 135–140. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины // ЧОИДР. 1912. Кн. 3. С. 187. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 1913. Т. 2. С. 59–63, 248–255, 271–276. Клибанов А. И. «Слово о лживых учителях» // Исследования и материалы по древнерусской литературе. М., 1961. С. 300–312..
Дополнительный поиск Трифон Скиман
На нашем сайте Вы найдете значение "Трифон Скиман" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трифон Скиман, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 13 символа