Феогност, митрополит всея Руси

160

Феогност (ум. 14 III 1353 г.) – митрополит всея Руси, автор поучения и грамоты. Ф., по происхождению грек, был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси константинопольским патриархом Исайей в 1328 г. И в этом же году прибыл на Русь. Его предшественник, митрополит Петр, перед смертью (1326 г.) намечал в качестве своего преемника – по-видимому, в согласии с московским князем Иваном Даниловичем Калитой – некоего архимандрита Феодора, которого Е. Е. Голубинский считает архимандритом либо владимирского Рождественского, либо ростовского Петровского, либо московского Данилова монастырей. Иван Данилович Калита не повторил, однако же, той ошибки в отношениях с избранным в Константинополе митрополитом, какую допустил Михаил Ярославич Тверской в отношениях с митрополитом Петром, оттолкнув его, так что Ф., прибыв в свою митрополию, поселился в московском дворе своего предшественника, а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 г.

Переселился со своим двором из опустошенного татарами Киева Максим, митрополит. Московский великий князь Иван Данилович, ставший в том же 1328 г. Великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она таким образом на деле стала светской и церковной столицей Руси. Ф. И князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 г., по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы. В 1329 г. Ф. Возвел церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра. Князь же в 1330 г. Заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 г. Выстроил церковь архангела Михаила. Весной 1329 г. Ф. Был вместе с великим князем в Новгороде, побуждая псковичей выдать Александра Михайловича Тверского, которого требовал хан Узбек для наказания за восстание тверичей против татар в 1327 г.

И убийство ханского посла Шевкала. После церковного отлучения, наложенного Ф. На Псков, князь Александр Михайлович ушел оттуда в Литву, но затем (1331 г.) вернулся и стал псковским князем. Поддержанные Гедимином, псковичи при этом хотели отделиться от Новгорода и церковно-административно и просили у митрополита Ф. Поставить им особого псковского епископа, на должность которого они предлагали своего кандидата Арсения. Ф. Сделать это отказался. В октябре 1329 г. В присутствии епископов Феодора Галицкого и Григория Рязанского – возможно, в Москве – Ф. Поставил ростовского епископа Антония. В марте 1330 г. Он рукоположил Даниила Суздальского и Феодора Тверского. В это же время саранский епископ Софония написал в Костроме отступную грамоту о невмешательстве его впредь в управление Червленым Яром как областью Рязанской епархии.

С этой отступной грамотой связана более поздняя (1343–1352 г.) грамота самого Ф. Властям, духовенству и православным жителям Червленого Яра о принадлежности этого края Рязанской епархии и о необходмости послушания их рязанскому епископу. В этой грамоте Ф. Пишет, что «многажды речи и мятеж был промежи двема владыкама, рязаньским и саранским, про предел тъ», что он посылал разобраться в деле своего игумена, тот высказался в пользу сарайского владыки, но рязанский владыка, приехав к митрополиту с клирошанами, привез ему грамоты митрополитов Максима и Петра, согласно которым той областью должен был ведать рязанский епископ, а также третью грамоту – отступную сарайского владыки Софонии. На этом основании Ф.

Отобрал у сарайского епископа данную им ему прежде грамоту и решил дело в согласии со своими предшественниками, о чем и написал в данной рязанскому епископу Кириллу грамоте. Если, как считает С. Введенский, Ф. В марте 1330 г. Был в Костроме, то он присутствовал при основании предком Бориса Годунова, крещенным татарином Четом-Захарией (в благодарность за исцеление от болезни, последовавшее за видением ему богородицы с апостолом Филиппом и мучеником Ипатием Гангрским) Ипатьевского монастыря и церквей во имя Троицы, апостола Филиппа и святого Ипатия. Вскоре после этого, вероятно, узнав о смерти литовского Феофила, Ф. Отправился в юго-западную Русь, по-видимому, для возвращения в свою власть литовской митрополии, созданной в 1316–1317 гг.

По инициативе Гедимина и существовавшей (с центром в Новогрудке) по крайней мере по 1329 г. С сентября 1330 г. Он был на Волыни, оттуда послал послов в Новгород за кандидатом в тамошние архиепископы Василием (Каликой) и 25 августа 1331 г. Во Владимире Волынском посвятил его в новгородские владыки. В апреле 1332 г. Там же или в Галиче он рукоположил черниговского епископа Павла, а затем через Константинополь и Золотую Орду вернулся в северо-восточную Русь. В 1339 г. В ответ на свое послание в Константинополь о прославлении как святого митрополита Петра он получил от патриарха Иоанна XIV Калеки утвердительную грамоту о его канонизации. Согласно приписке в Сийском Евангелии, датированной 25 февраля 1340 г., при великом князе Иване Даниловиче Калите, а стало быть, и при митрополите Ф.

Были прекращены какие-то «безбожные ереси». Если судить по тому, что в это время на завоеванной турками малоазийских землях, в Византии и в Болгарии распространялась ересь «жидовствующих», а одна из датировок в приписке Сийского Евангелия сделана с помощью еврейско-караимской системы летосчисления, представляется вероятным, что своим возникновением упомянутые ереси были обязаны караимскому влиянию. В 1340 г. Ф. Был в Брянске, в 1341 г. – во второй раз в Новгороде, после того как великий князь Симеон Иванович Гордый занял своим войском Торжок и принудил Новгород уплатить ему дань. Это посещение Новгорода Ф. Вызвало жалобу новгородского летописца на бывшую тогда тяжесть «владыце и монастырем кормом и дары». В 1342 г.

Во второй раз ходил в Орду – по случаю воцарения хана Джанибека. Об этом посещении Ф. Орды рассказывает небольшая повесть под названием «Страдание преосвященного Феогноста митрополита о дани церковьней», содержащаяся в Степенной книге (ПСРЛ, СПб., 1913, т. 21, 2 половина, с. 345–346) и в Милютинских Четиих Минеях под 14 марта. С митрополитом ходил в Орду великий князь Симеон Иванович, но тот скоро вернулся в Москву. Ф. Же был там задержан, так как «некои русские злодеивые мужи» говорили хану о больших доходах, которые имеет русская церковь, и побуждали его обложить ежегодной данью и ее. Хан передал этот вопрос на рассмотрение своим людям, Ф. Претерпел от них многие мучения, но, раздав им до шестисот рублей, убедил их оставить в силе узаконения прежних ханов, основанные на «Ясе» Чингис-хана, получил об этом ярлык от Джанибека и его жены Тайдулы и в 1343 г.

Возвратился на Русь. Согласно сообщениям византийского историка Никифора Григоры, получив присланные из Константинополя определения собора 1341 г., на котором потерпел поражение обвинявший монахов-исихастов в ереси Варлаам Калабрийский и восторжествовал защищавший их Григорий Палама, Ф. Энергично выразил свое возмущение этим документом и предал Григория Паламу и его сторонников анафеме. Сообщение это, однако же, вызывает недоверие, потому, во-первых, что Никифор Григора очень пристрастный автор, во-вторых, потому, что мы знаем о дружественной переписке Ф. Именно со сторонниками Григория Паламы, которые восстановили в 1347 г. Нарушенную его противниками целостность митрополии всея Руси, вернув в ведение Ф.

Галицкую митрополию с подчиненными ей владимирской, холмской, перемышльской, луцкой и туровской епархиями на Волыни. В том же 1347 г. Русские князья во главе с Симеоном Ивановичем собрали и послали императору Иоанну VI Кантакузину (стороннику Паламы) деньги на восстановление разрушенной землетрясением восточной апсиды константинопольской Святой Софии. В 1348–1349 гг. Ф. Вновь посетил Волынь. В 1352 г. Некий монах по имени Феодорит уверял в Константинополе, что Ф. Умер и добивался поставления на его место, а когда патриарх просил его подождать до выяснения обстоятельств, тот бежал в Тырново и был там возведен в сан русского митрополита, после чего поселился в Киеве. За этим событием последовали грамоты константинопольского патриарха и посольство от Ф.

И великого князя Симеона Ивановича в Константинополь с просьбой поставить после смерти Ф. Его преемником его помощника, владимирского епископа Алексея. В 1353 г., незадолго до смерти Ф., был «снем на Москве» «про причет церковный» (подробнее ничего не известно). Примерно в то же время на Ф. Жаловался патриарху через посольство Моисей, архиепископ новгородский, прося «исправления о непотребных вещех, приходящих с насилием от митрополита», в частности, он был недоволен тем, что митрополит не дал ему права, бывшего у его предшественника Василия, носить кресчатую фелонь. Умер Ф. В эпидемию чумы. Погребен в пристроенном им к Успенскому собору приделе в честь апостола Петра. Сохранилось «Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасенное, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от божественных писаний о смеренолюбьи, яко не подобаеть играти и смеятися бещинно крестьяном, и яко же недостойни приходять к божественным тайнам – в муку себе не в терпеливую въвергуть, и как подобает чтити честнаго и животворящаго креста» (нач.

«Взлюблени, многожды помянух вашей любви...»). Комментируя евангельские слова о блаженствах, автор призывает к благочестию, смирению, учит «не иметь ни на кого вражды, ни зависти, ни всяких скверных страстий». Поучение составлено из разных источников, заимствования из которых не объединены внутренней связью.Изд. Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности, 18. Поучение митрополита всея Руси Феогноста. – СОРЯС, 1907, т. 82, № 4, с. 118–126. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV – нач. XVI в. М., 1964, т. 3, с. 341–343..

Значения в других словарях
Трусов Еремей

Трусов Еремей (1-я пол. XVI в.) – посол Василия III к папе Клименту VII, в 1527–1528 гг. Привезший «с товарищи» из Рима легендарную Повесть о Лоретской божьей матери («Повесть о храме святыа богородица, в немь же родися от Иакыма и Анны», нач. «В странах иерусалимских, в граде Галилейском, ему же имя Назарет...»), рассказывающую о чудесном перенесении дома, где родилась богородица, из Назарета в Италию. О появлении Повести в Москве сообщает приписка к ней, читающаяся в различных списках и датиру..

Тучков Василий Михайлович

Тучков Василий Михайлович (ум. 13 II 1548) – автор третьей редакции Жития Михаила Клопского. Т. Был сыном боярина Михаила Васильевича Тучкова, который в 30-е гг. XVI в. Входил в число приближенных к великому князю Василию III лиц. Т. Также был связан с великокняжеским двором, но значительных служебных мест не занимал. В 20-е гг. XVI в. Т. Был близок к Максиму Греку. Келейник Максима Грека Афанасий в следственном деле Ивана Берсеня и Федора Жареного, связанном с судом над Максимом Греком в 1525 г..

Феодор, автор канона или службы юродивому Максиму

Феодор (XVI в.) – автор канона или всей службы на обретение мощей московского юродивого Максима. В ряде списков XVI–XVII вв. (один из древнейших – ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 450/ 707, сборник служб к избранным праздникам – «Трефолой», XVI в., л. 462–468 об.) сохранилась служба на обретение мощей юродивого Максима, приуроченная к 13 августа. В нее входят стихиры, тропарь, канон с кондаком. В заглавии канона сказано. «Канон молебен преподобному Максиму. Творение Феодора (или «Феодорово»). Глас 4». ..

Феодор, игумен Симоновский

Феодор (в миру Иоанн) (ум. 28 XI 1394) – игумен Симоновский, затем архиепископ Ростовский, писатель, переводчик и иконописец. Ф. Родился в Радонеже в семье ростовского уроженца Стефана, влиятельного лица при дворе радонежского князя Андрея Иоанновича. Рано оставшись без матери, был воспитан и пострижен в монахи своим родным дядей Сергием Радонежским, прожив вместе с ним в монастыре более 22 лет, где получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много ч..

Дополнительный поиск Феогност, митрополит всея Руси Феогност, митрополит всея Руси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феогност, митрополит всея Руси" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феогност, митрополит всея Руси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 30 символа