Хождение Агапия в рай

207

Хождение Агапия в рай – один из древнейших славяно-русских апокрифов. В рукописях (в частности, в старейшем русском списке – в Успенском сборнике – ГИМ, собр. Успен. Собора, № 4, XII–XIII вв.) носит название. «Сказание отца нашего Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя и жены и дети и въземше крест идут въслед господа, яко же Евангелие велить» (нач. «Агапии отець нашь из млада начат бога боятися и заповеди его хранити»). Более поздние списки имеют разные названия. «Хожение святаго отца нашего Агапия» (ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 90/1167, XVII в.). «Повесть о преподобном Огапии како ходил в рай во плоти» (ГПБ, собр. ОЛДП, Q.234, 1-я пол. XVII в.). «Житие и хождение отца нашего Агапия» (ИРЛИ, Латгальское собр., № 162, XIX в.), «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Агапия чудотворца» (ИРЛИ, колл.

Перетца, № 500, нач. XVIII в.). X. Вошло в состав Пролога под 19 мая и в ВМЧ (под 14 апреля). В апокрифе рассказывается о том, как старец Агапий, побуждаемый голосом свыше или явившимся во время молитвы ангелом, отправляется в долгий путь через леса и море к раю, где его встречают сам Христос с двенадцатью апостолами и пророк Илья, которых Агапий сначала не узнает. Агапий не только «физически» достигает пределов рая, но проходит и духовный путь познания того, для чего люди оставляют своих близких и следуют «за господом». В некоторых списках позднего времени подчеркнута роль Агапия как устроителя монастыря – он создал обитель, в которой стал игуменом, и в ней церковь Спаса. В X. Христианская символика сочетается с фольклорными мотивами, причем в поздней рукописной традиции фольклорные мотивы усилены по сравнению с древнейшим списком.

Чудеса теряют агиографический характер и превращаются в типично сказочные. Из агиографического плана рассказа уходит конкретность, и они принимают более обобщенный вид. Можно полагать, что сюжетная основа сложилась на византийской почве, тогда как некоторые подробности путешествия Агапия возникли уже в русской рукописной практике. Несомненно, древнерусских переписчиков привлекала в апокрифе о старце Агапии сюжетная занимательность рассказа. Он содержит одно из древнейших в русской письменности описаний рая. В богословских спорах середины XIV в. По вопросу о том, существует ли «рай земной» или только «рай мысленный», новгородский архиепископ Василий в «Послании епископу Федору о земном рае» сослался именно на старца Агапия как свидетеля существования «земного рая» (ПСРЛ, 1853, т.

6, с. 87–89). Перечень южнославянских списков X. См. В кн. Старабългарска литература, София, 1981, т. 1. Апокрифи, с. 395.Изд. ПЛ, вып. 3, с. 134. Попов. Библиографические матер., № 1, с. 41–47. ВМЧ, апрель, дни 8–21. СПб., 1912, стб. 443–452. Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. Подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов и М. В. Ляпон. М., 1971, с. 446–473. Сказание отца нашего Агапия / Подг. Текста, пер. И ком. М. В. Рождественской – ПЛДР. XII век. 1980, с. 154–165, 650–651..

Значения в других словарях
Фотий, митрополит Киевский и всея Руси

Фотий (ум. 1 VI 1431) – митрополит Киевский и всея Руси, автор поучений, посланий и Духовной грамоты. Уроженец г. Монемвасии в Морее (Пелопоннес), грек, «измлада», согласно его Духовной грамоте, он отказался от светского пути жизни и отдал себя под духовное руководство старца Акакия, постригся у него в монахи и выучился соответствующей премудрости. Человек, известный константинопольским императору и патриарху, Акакий в 1397 г. Был поставлен в митрополиты Монемвасии, Ф. Же стал при нем чем-то вро..

Фотий, монах Волоколамского монастыря

Фотий (в миру Феодор) (ум. 1554) – монах Волоколамского монастыря, ученик старца того же монастыря Кассиана Босого, писатель и книгописец. В Житии, написанном его учеником Вассианом Кошкой, содержатся сведения о биографии Ф. До его пострижения (сохранилось в сборнике Вассиана – ГИМ, Синод. Собр., № 927, л. 171–178 и сборнике Нифонта Кормилицына – ГПБ, Q.XVII.64, л. 353–367. В последнем здесь же сделана приписка о смерти Ф.). Содержание Жития изложено в книге А. Кадлубовского. Ф. Происходил из Ки..

Хождение Богородицы по мукам

Хождение Богородицы по мукам – один из самых популярных в древнерусской письменности переводных апокрифов. Старший из древнерусских списков датируется XII–XIII вв. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 12, начало утрачено). Этот список издавался И. И. Срезневским, Н. С. Тихонравовым, Р. Траутманном. В списке 1602 г., изданном А. Н. Пыпиным, памятник имеет название. «В среду 5-й недели великого поста слово. Велми душеполезно о покои всего мира» (нач. «Хоте святая Богородица помолитися и Господу Богу наш..

Хождение во Флоренцию

Хождение во Флоренцию 1437–1440 гг. – путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве во главе с митрополитом Исидором в Италию на Ферраро-Флорентийский собор 1437–1439 гг. И о возвращении послов на Русь. Является самым ранним русским описанием Западной Европы. В научной литературе X. Известно под разными названиями. «Путешествие митрополита Исидора», «Дневник путешествия митрополита Исидора», «Путевые заметки неизвестного суздальца», «Хождение на Флорентийский собор», «Х..

Дополнительный поиск Хождение Агапия в рай Хождение Агапия в рай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хождение Агапия в рай" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хождение Агапия в рай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 21 символа