Чаша государева заздравная

273

Чаша государева заздравная – речь, провозглашавшаяся при поднятии чаши, чарки, братины за здравие государя. Князя или царя. Обряд заздравной чаши восходит, вероятно, к языческим временам. По словам И. Снегирева, он известен у древних греков и римлян (Снегирев И. Заздравные чаши. С. 199). Славяне-язычники пили братины в честь богов, а также «о долех своих» (Срезневский И. И. Святилища и обряды языческого богослужения славян. Харьков, 1848. С. 99). Заздравную чашу надо было непременно допивать до конца, ибо, по поверью, кто не допивает, тот зла желает. В знак того, что в братине не осталось ни капли, пьющие опрокидывали ее себе на голову (Снегирев И. Заздравные чаши. С. 202). Обычай испивать заздравные чаши государевы был повсеместным на Руси.

В Чиновнике Московского Успенского собора XVII в. (см. Голубцов А. Чиновники Московского Успенского собора // ЧОИДР. 1907. Кн. 4. С. 146) указывается. «...царьская чаша говорится на всех пирех и именинах после праздничной (т. Е. После чаши в честь отмечаемого церковного праздника. – Л. С.) или пред господиновою». Непременной была чаша государева заздравная в дни царских именин, по случаю которых воеводы, митрополиты, монастырские власти устраивали «столы» (Котошихин Г. О России. С. 18). При царском дворе придавали большое значение этому ритуалу как выражению преданности и благоговения к самодержцу. Нарушение его считалось великим преступлением, почти наравне с оскорблением царского величия (Снегирев И. Заздравные чаши. С. 203). Известна царская грамота от 22 февраля 1643 г.

Верхотурскому воеводе князю Никифору Мещерскому о наказании Троицкого соборного священника Иакова за произнесение им во время пения над чашей за царское здоровье «непристойных речей» (АИ. 1841. Т. 3, № 223. С. 381). Есиповская летопись рассказывает о том, как были схвачены прямо за «столом переговоров» у Тобольского воеводы Данилы Чулкова сибирский хан Сейдяк и другие «парламентеры» за то якобы, что при испитии чаши государевой, предложенной им как своего рода испытание, поперхнулись и этим выдали свое «зломыслие».К. Никольский предложил различать светский, гражданский чин чаши государевой и чин церковный, духовный (Никольский К. О службах. С. 237–238). Однако правильнее говорить о светском и церковном обрядах чаши государевой, поскольку чин чаши государевой (иначе чин «За приливок о здравии государя»), т.

Е. Развернутое действо, предшествующее испитию чаши, был составлен в церковной среде только в XVI в. (с этого времени он излагается в богослужебной литературе).О том, как возглашалась чаша государева в монастырях, можно судить по поучению о тропарных чашах, атрибуция которого спорна (опубликовано. Учен. Зап. 2-го отд. Имп. Академии наук. СПб., 1856. Кн. 2, вып. 2. С. 199. ПС. 1858. Ч. 3. С. 256). В указанном поучении обличается неумеренное питие за трапезой и для ограничения чаш за столом повелевается петь не более трех тропарей. Один в начале обеда, во славу Христа, другой в конце обеда, прославляя деву Марию, и последний – господарю. Какой именно тропарь пелся над чашей государевой – неизвестно. Вероятно, исполнялись разные песнопения, в том числе и те, которые позднее были объединены в чине «За приливок о здравии государя» и в которых варьировалось моление о спасении и здравии царя, о победе его «на сопостаты».Испитию чаши в монастырях сопутствовало не только пение тропарей, но и специальное возглашение, произносившееся, вероятно, перед пением тропаря.

Текст такого возглашения сохранился в церковном (Иерусалимском) Уставе редакции 1401 г. (текст цитируется по рукописи 1409 г. ГПБ. Fn.1.25, л. 18). «Се на трапезе о здравии цесаремъ или княземъ. В долголетный живот здравия, смирения, благопоспешения, и спасения, и на врагы победа благочестивому и христолюбивому великому князю». Этот текст с добавлением в конце «многа лета господьству его» содержится также в рукописном Требнике XVI в. (ГПБ, Солов. Собр., № 1088/1197, л. 214), в Служебнике XVII в. (см. Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. Национальный музей древностей. Рукопись № 73. СПб., 1905), в соловецком Уставе XVIII в. (ГПБ, Солов. Собр., № 1057/1166, л. 41 об.), где этот текст внесен в чин «За приливок о здравии государя» и где ему предшествует указание.

«дьякон кличет велегласно».Последование (изложение) церковного чина «За приливок о здравии государя», озаглавленного в рукописях по-разному (см. Бурилина Е. Л. Чин «За приливок о здравии государя». С. 209, примеч. 24), встречается в рукописных и старопечатных требниках, уставах, служебниках, певческих обиходах, канонниках (указания на них см. В статьях А. С. Орлова, Е. Л. Бурилиной. Публикации см. В работах К. Никольского и А. С. Орлова). Текстологического исследования этих текстов пока нет.Чин заздравной чаши государевой объединил различные жанры молений за царя. 1) песнопения, входившие в различные службы, в том числе Многолетие (тексты песнопений и их исследование см. В статье Е. Л. Бурилиной). 2) молитву «Владыко многомилостиве», встречающуюся в требниках и служебниках вне чина с кон.

XV в. И содержащую в наиболее полном виде целый ряд благопожеланий царю (указания на списки молитвы см. В статье Е. Л. Бурилиной). 3) заздравную речь при поднятии чаши – здравицу. В действительности совершение чина не всегда точно соответствовало предписаниям,, как ясно из двух сохранившихся свидетельств – письменного Устава Новгородского Софийского собора XVII в. (см. Никольский К. О службах. С. 249, примеч. 1) и Сказания о поставлении патриарха Иова в 1589 г. (см. РИБ. Т. 2. С. 323).Светская чаша государева могла быть различной по содержанию, в зависимости от того, где и по какому поводу она возглашалась. Примером дипломатически-этикетной чаши государевой могут служить возглашения при подаче царских яств и пития прибывшим иностранным особам в их хоромах (текст их регламентировался специальными «наказами», подписывавшимися думным дьяком).

Так, например, в 1634 г. Стольник, предлагая государеву чашу послу Якову Руселю, должен был произнести. «Чаша великого государя и великого князя Михаила Феодоровича, и многих государств государя и обладателя. Дай, господи, великий наш царь и великий князь Михайло Федорович, всеа Русии самодержец, здоров был» (Дворцовые разряды. Т. 2. Стб. 358–359). За царскими столами могли звучать такие же чаши-здравицы, но сочинялись и тексты более пространные, содержащие целый ряд благопожеланий. Сохранились чаши государевы XVI–XVII вв., адресованные царям Ивану Васильевичу Грозному, Борису Годунову, Михаилу Федоровичу, представляющие интерес не только с публицистической, но и с литературной точки зрения.Изд. Молитва, сочиненная по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова для чтения на трапезах и вечерях о благоденствии его дома.

(Выписка из рукописного Хронографа) // Отечественные записки. 1824, янв. С. 66–73. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1892. Т. 11. Примеч. 138. Мясников М. О старинной заздравной чаше // Летописи общества истории и древностей российских. М., 1827. Ч. 4, кн. 2. С. 9–11. Снегирев И. Заздравные чаши // Ведомости московской городской полиции. 1848. № 45. С. 353–355. То же. Русский архив. 1909. № 6. С. 199–203. Сахаров И. П. Русские древности. 1. Братины // Записки имп. Археологического общества. СПб., 1851. Т. 3. С. 61–64. Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 358–359. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 391–393. Вельтман А. Московская Оружейная палата. 2-е изд. М., 1860. С. 103–104, 116–119. ЛЗАК. 1861. СПб., 1862. Вып. 1, ч. 3. С. 8–9. Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в Хронографы русской редакции.

М., 1869. С. 216–218, 321. Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. М., 1872. Т. 1. С. 487, 489–491 (статья «Разрядные книги»). Барсуков Н. Рукописи археографической комиссии. СПб., 1882. № 40. С. 25–26. Никольский К. О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 237–256 (гл. «Чин за приливок о здравии царя»). Шляпкин И. А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени. СПб.,. 1898. Примеч. С. 78–81 (ПДП. № 128). Георгиевский Г. Чаша государева. Литературный памятник XVII в. // Старина и новизна. 1907. Кн. 12. С. 307–319. Орлов А. С. Чаши государевы // ЧОИДР. 1913. Кн. 4. С. 1–69. Отдельно. М., 1913. Бурилина Е. Л. Чин «За приливок о здравии государя». (история формирования и особенности бытования) // Древнерусская литература. Источниковедение.

М., 1984. С. 204–214..

Значения в других словарях
Хронограф Троицкий

Хронограф Троицкий – древнерусский хронографический свод, созданный не позднее нач. XV в. (скорее всего в XIII–XIV вв.). В X. Излагается всемирная история от времени Навуходоносора до середины X в. Основными источниками для X. Послужили библейские книги (IV книга Царств, книга пророка Иеремии, книга пророка Даниила), Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы (фрагменты из этих хроник вошли в X. Через посредство Хронографа по великому изложению), Александрия хронографическая особой редакции..

Царственная книга

Царственная книга – одна из частей Летописного свода Лицевого, составленного по заказу Ивана IV Грозного. Свое название Ц. К. Получила согласно помете, читающейся на полях рукописи (ГИМ, Синод. Собр., № 149). Замысел и начало исполнения Лицевого свода приходятся на бурное время опричнины. Поэтому изложение обширного исторического материала в своде подчинено идее прославления царской династии, утверждения самодержавной власти царя.Работы по иллюстрированию наиболее злободневной последней части Ли..

Чудеса Николы Кочанова

Чудеса Николы Кочанова – видимо, записанные в XV или в XVI в. Устные сказания о юродивом, подвизавшемся в Новгороде и скончавшемся 27 июля 1392 г. Ч. Первое см. В рукописях ГБЛ, собр. Ундольского, № 344, XVII в. ГИМ, собр. Уварова, № 1799 (523) (385), XVI в. № 1230 (100) (135), XVII в. Ч. Второе – в двух первых рукописях. Пересказанные очень кратко в рукописи ГПБ, Q.I.365, л. 117–118 об. Под общим заглавием «О святем Николае Кочанове» и обрамленные вступительным и заключительным предложениями, о..

Шестодневы

Шестодневы – произведения, комментирующие библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. В славянской книжности известно несколько переводных Ш. Они были созданы знаменитыми церковными писателями на рубеже поздней античности и раннего средневековья и представляют собой плод приращения выработанного классической наукой знания о мире к развитой церковью вере в его триединого творца. Природу авторы Ш. Рассматривают как «училище боговедения» и стараются вызвать в читателе удивление и восхищение..

Дополнительный поиск Чаша государева заздравная Чаша государева заздравная

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чаша государева заздравная" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаша государева заздравная, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 26 символа