Аввакум
Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) - протопоп, один из основателей рус. Старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. В 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646-47, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском. Вскоре, вернувшись в Москву, стал священником Казанского собора. А. Резко выступил против церк. Реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем - в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. С офиц. Церковью, вызвал его в Москву. Но А. Не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. Нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси.
Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. Многочисл. Сторонников, в т. Ч. Из среды знатного боярства (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. Был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. Соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе в Пустозерске А. Не прекращал борьбы. Здесь он написал гл. Произв. "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. Популярность А. Была так велика, что в распространении его соч. Участвовала даже тюремная стража. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. Был сожжен в срубе. Отстаивая старую веру, А. В своих соч. Резко обличал пороки представителей офиц. Церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк.
Обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. Обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Находясь в 1656-57 в ссылке в Даурии, А. Писал, что "везде в начальных людех, во всех чинех нет никакие правды" (Малышев В. И., Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме, в кн. Тр. ОДРЛ, т. 9, 1953, с. 396, 398), и пытался возмутить служилых людей против воеводы А. Ф. Пашкова. Обличит. Проповеди А. Находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феод. Гнета. Однако в целом взгляды А. Были консервативны, а его религ. Фанатизм, проповедь конца света, самосожжений придавали им реакц. Характер.А. Был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из самых замечат.
Памятников др.-рус. Лит-ры. Используя традиц. Жанр жития, А. В то же время разрушал его канонич. Формы, превращая свое произв. В автобиографич. Повесть. Смело использовал в своих соч. Живую рус. Речь.Соч. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. Его соч., М., (1934). То же, М., 1960. Памятники ист. Старообрядчества XVII в., кн. 1, в. 1 (РИБ, т. 39), Л., 1927.Лит. Бороадин А. К., Протопоп Аввакум, 2 изд., СПБ, 1900. История рус. Лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 302-22. Гудзий Н. К., История др.-рус. Лит-ры, 6 изд., М., 1956, с. 459-77. Малышев В. И., Библиография соч. Протопопа Аввакума и лит-ры о нем. 1917-53 г., "Тр. ОДРЛ", 1954, т. 10. Сарафанова Н. С., Идея равенства людей в соч. Протопопа Аввакума, там же, 1958, т. 14. Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произв.
Демократич. Лит-ры XVII в. Там же.И. А. Булыгин. Москва..
Дополнительный поиск Аввакум
На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 7 символа