Аввакум

151

Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) - протопоп, один из основателей рус. Старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. В 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646-47, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском. Вскоре, вернувшись в Москву, стал священником Казанского собора. А. Резко выступил против церк. Реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем - в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. С офиц. Церковью, вызвал его в Москву. Но А. Не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. Нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси.

Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. Многочисл. Сторонников, в т. Ч. Из среды знатного боярства (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. Был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. Соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе в Пустозерске А. Не прекращал борьбы. Здесь он написал гл. Произв. "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. Популярность А. Была так велика, что в распространении его соч. Участвовала даже тюремная стража. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. Был сожжен в срубе. Отстаивая старую веру, А. В своих соч. Резко обличал пороки представителей офиц. Церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк.

Обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. Обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Находясь в 1656-57 в ссылке в Даурии, А. Писал, что "везде в начальных людех, во всех чинех нет никакие правды" (Малышев В. И., Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме, в кн. Тр. ОДРЛ, т. 9, 1953, с. 396, 398), и пытался возмутить служилых людей против воеводы А. Ф. Пашкова. Обличит. Проповеди А. Находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феод. Гнета. Однако в целом взгляды А. Были консервативны, а его религ. Фанатизм, проповедь конца света, самосожжений придавали им реакц. Характер.А. Был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из самых замечат.

Памятников др.-рус. Лит-ры. Используя традиц. Жанр жития, А. В то же время разрушал его канонич. Формы, превращая свое произв. В автобиографич. Повесть. Смело использовал в своих соч. Живую рус. Речь.Соч. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. Его соч., М., (1934). То же, М., 1960. Памятники ист. Старообрядчества XVII в., кн. 1, в. 1 (РИБ, т. 39), Л., 1927.Лит. Бороадин А. К., Протопоп Аввакум, 2 изд., СПБ, 1900. История рус. Лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 302-22. Гудзий Н. К., История др.-рус. Лит-ры, 6 изд., М., 1956, с. 459-77. Малышев В. И., Библиография соч. Протопопа Аввакума и лит-ры о нем. 1917-53 г., "Тр. ОДРЛ", 1954, т. 10. Сарафанова Н. С., Идея равенства людей в соч. Протопопа Аввакума, там же, 1958, т. 14. Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произв.

Демократич. Лит-ры XVII в. Там же.И. А. Булыгин. Москва..

Значения в других словарях
Аввакум

Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» (См. Кружок ревнителей благочестия) и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. Резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобол..

Аввакум

АВВАКУМ (7 в. До н. Э.) - древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память в Православной церкви 2 (15) декабря.. ..

Аввакум

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-1682), протопоп, глава старообрядчества, писатель. В 1646-47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против церковной реформы патриарха Никона. Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осуждён на церковном соборе и сослан в Пустозёрск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме, написал "Житие" и др. Сочинения. По царскому указу сожжён.Источник. Энциклоп..

Аввакум

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 - 1682), глава> старообрядчества, протопоп, писатель. В 1646 - 47 член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск>, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666 - 67 осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал там собственное жизнеописание - "Житие", одно из лучших произведений русской лите..

Аввакум

(по-евр. Хавакук) — один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. Каноне. Время и место деятельности А. С точностью не обозначено. Но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. Есть сын Сунамитянки, которог..

Аввакум

Авваку́м имя собств. Уже ст.-слав., из греч. `Αββακούμ.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Аввакум

АВВАКУМ, протопоп (1620-1682) - один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником, А. Уже с ранних лет был борцом и оппозиционером, хотя и мыслил консервативно. Когда началась реформа исправления церковных книг по новогреческим образцам (1653), А. Со всей силою темперамента выступил на защиту старины уже как лицо, известное царю Алек..

Аввакум

Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 - 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. Перевел евангелие от Луки, на китайский - несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова. "Черты деятельного учения веры". Составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке а..

Аввакум

Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола. В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как оскв..

Аввакум

Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 - 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. Перевел евангелие от Луки, на китайский - несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова. "Черты деятельного учения веры". Составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке а..

Аварцы

(самоназвание - маарулал) - народность, живущая в нагорной части Даг. АССР. Расселены также на севере Азерб. ССР (Белоканский, Закаталь-ский и Кахский р-ны), в Северо-Осетинской АССР. Числ.- 270 т. Ч. (1959). Язык - аварский, дагестано-вейнахской ветви кавк. Языков. Еще во 2-й пол. 19 в. Термин "А." служил самоназванием только для жителей Хунзахского плато. А. Называли себя по имени "обществ", часть к-рых была остатками племен, часть - исторически сложившимися терр. Группами. По имени этих "обще..

Авары

Большой племенной союз, гл. Роль в к-ром играли тюркоязычные племена. Рус. Летописи называют А. Обрами. Впервые А. Упоминаются в отчете Приска Панийского о посольстве к гуннам (сер. 5 в.). Сведения об А. Содержатся у Феофилакта Симокатты, Менандра, Иоанна Эфесского, в хронике Фредегара, рус. Летописи, в "Картлис Цховребе" и т. Д.Вопрос о происхождении А. Спорен. Существует мнение о тождестве их с жу-жанями. В др.-тюрк. Рунич. Текстах они именуются "апар-апурым". Это позволяет предполагать, что н..

Авгуры

(лат., мн. Ч. Augures) - в Др. Риме одна из древнейших коллегий жрецов, ведавшая гаданиями по полету и крику птиц (ауспициями). С 300 до н. Э. А. Было 9 (5 из плебеев). При Цезаре число А. Возросло до 16. Коллегия А. Пополнялась кооптацией, а с 108 до н. Э. - кооптацией и выбором в жреч. Квазикомициях семнадцати триб. В период империи выбор А. Перешел к сенату. Принадлежность к А. Весьма ценилась рим. Аристократами, т. К. Давала возможность влиять на законодательство. Очень скоро гадания преврат..

Август

1.(Augustus), Гай Октавий (с 44 до н. Э. - Гай Юлий Цезарь Октавиан, Gaius Julius Caesar Octavianus) (23.IX.63 до н. Э. - 19.VIII.14 н. Э.) - римский император (27 до н. Э. - 14 н. Э.). Внучатый племянник Юлия Цезаря, усыновленный им. После убийства Цезаря в 44 до н. Э., опираясь на его ветеранов и пользуясь поддержкой сенатских кругов и их вождя Цицерона, начал борьбу с Марком Антонием. После поражения Антония в Мутинской войне порвал с сенатом и под давлением армии заключил союз с Антонием и Л..

Аввакум

, у Евреев Хавваккук (обнимающий) - один из 12 так называемых малых пророков, о времени и месте рождения которого в ·свящ. Писании ничего не говорится. Иудейские предания, касательно места его рождения, истории и смерти, не заслуживают внимания. Несомненно одно, что он жил в царствование Иосии и был современником ·пр. Иеремии. Вообще полагают, что он постоянно жил в Иудее и в ней же умер. - Во времена Евсевия, гробницу ·пр. А указывали в ·г.Кепле, близ Елевтерополя.. ..

Дополнительный поиск Аввакум Аввакум

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аввакум" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аввакум, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа