Августин
Аврелий (Aurelius Augustinus), Августин Блаженный (Sanctus) (13.XI.354-28.VIII.430), - епископ (с 395) Гиппона (Сев. Африка), богослов, один из крупнейших представителей патристики на З. Выходец из среды рабовладельцев, был воспитан на антич. Философии и лит-ре. Впоследствии пытался использовать обломки антич. Культуры в интересах церкви. В борьбе с манихейством, донатистами, пелагианством и язычеством сложилась система взглядов А., плодовитого писателя (93 труда в 232 кн. Важнейший - "О граде Божьем", "De civitate Dei", впервые напечатан в 1465), фанатичного и воинствующего церковника. Эти взгляды (филос. Основа - мистико-идеалистич. Неоплатонизм) оказали огромное влияние на мировоззрение в период средневековья, особенно на истолкование христианства и организац.
Принципы католицизма (позднее переработаны Фомой Аквинским).Опираясь на созданную им христ. Теологию ("вне теологии философия - ничто", "перед верой меркнут все достижения разума" и т. Д.), A., живший в период крушения Рим. Империи, выступил с новой для древности концепцией историч. Процесса. По учению А., бог создал человека праведным, со свободной волей, но "первородный грех" Адама и Евы поразил все человечество, и в мир вошло зло. Страдания и мученическая смерть Христа открыли людям путь к "спасению". Однако не на всех людей распространится эта благодать. Бог от века предопределил одних людей к погибели, других к спасению, и история человечества - непрерывная борьба злого начала - "царства сатаны" (или земного гос-ва) и праведников - "божьего царства" (на земле - это церковь, без приобщения к к-рой нет спасения).
Отсюда идея теократии, требовавшая подчинения светской власти церкви, идея о мировом владычестве церкви, к-рая, по его мнению, может и должна использовать все меры принуждения гос. Власти (на А. Ссылались идеологи инквизиции, мн. Теологи, знатоки канонич. Права). В своих соч. А. Защищал социальное неравенство, рабство, частную собственность (как результат "божеств. Произвола" они закономерны). Он выступал также защитником аскетизма, презрения к плоти, к материи (воплощение греха). А. Своим учением о предопределении и о благодати оказал влияние на складывание реформац. Взглядов Дж. Уиклифа и М. Лютера. Свою жизнь А. Описал в "Исповеди" (рус. Пер. 1914).Соч. Opera omnia, в. Migne PL, t. 32-47, P., 1844-64. В рус. Пер. - Творения Блаженного Августина..., 2 изд.,ч.1-7, К., 1901-12.Лит.
История философии, т. I, М., 1957. Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. Ср.-век. Философии, М., 1957. Баскин М., Августин как теоретик католицизма, в кн. Труды Моск. Ин-та истории, философии и лит-ры, т. 1, М., 1937. Трубецкой Е. Н., Религ. Обществ. Идеал зап. Христианства в V в., ч. 1 - Миросозерцание блаженного Августина, М., 1892. Рассел В., История зап. Философии, пер. С англ., М., 1959.Л. М. Затуловская. Алма-Ата..
Дополнительный поиск Августин
На нашем сайте Вы найдете значение "Августин" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Августин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа