Бартольд
Василий Владимирович (3(15).XI.1869 - 19.VIII.1930) - сов. Востоковед, академик (с 1913). Окончил в 1891 Петерб. Ун-т (ф-т вост. Языков) и там же продолжал научную и преподавательскую деятельность (с 1896 - приват-доцент, с 1901 - профессор). За первую часть монографии "Туркестан в эпоху монг. Нашествия" (ч. 1-2, 1898-1900, англ. Пер. 1928) ему была присуждена ученая степень магистра, а за вторую часть - д-ра истории Востока (1900). Громадная эрудиция, глубокое знание вост. Языков, умение сочетать большой фактич. Материал с постановкой новых вопросов дали возможность Б. Создать ряд крупных науч. Трудов. Б. - автор св. 400 работ по истории, географии, культуре и религии народов Бл. И Ср. Востока.Сформировавшийся как ученый в условиях бурж.
Общества, Б. Стоял в осн. На позициях идеалистич. Понимания ист. Процесса. Однако вопросы социально-экономич. Порядка и положения нар. Масс всегда интересовали Б. Как исследователя, и этим он выгодно отличался от большинства востоковедов - его современников. Ист. Явления он нередко объяснял результатом влияния более культурных народов на менее культурные. Большое науч. Значение имеют труды Б. По истории Ср. Азии, в них использован богатейший материал араб., перс. И местных авторов по вопросам истории, географии и культуры. В сов. Время им создан ряд спец. Очерков по истории отд. Народов. Труды Б. По Ср. Азии были первыми в отечественном и мировом востоковедении работами, в к-рых ее история разрабатывалась по первоисточникам. В работах по исламоведению Б., использовав огромный фактич.
Материал, подверг серьезной проверке сведения мусульм. Авторов, выдвинул новые взгляды и выводы для характеристики начального ислама. В трудах Б. "Ислам" (1918), "Культура мусульманства" (1918), "Мусульм. Мир" (1922) являются спорными отд. Положения и объяснения сущности ислама, равно как и концепция о преемственности в восприятии различными народами т. П. "мусульм. Культуры". Эта концепция умаляет нац. Особенности, интересы, культуру и традиции народов, исповедующих ислам. В то же время эти книги содержат хорошо отобранный конкретный материал и дают критич. Обзор важнейших трудов рус. И зап.-европ. Востоковедов. В исследованиях о раннем периоде ислама "Мусейлима" (1925), "К вопросу о сабиях" (1917), "Коран и море" (1925), а также в статьях в "Энциклопедии ислама" Б.
Показал себя мастером науч. Аргументации и толкования текстов вост. Авторов. В то время как зап.-европ. Исламоведы, занимавшиеся проблемами идеологии, обычно не связывали ее с экономич. И политич. Жизнью народов Востока, Б. Доказывал, что всякая религия вынуждена применяться к обстоятельствам действит. Жизни, а не наоборот. Большой науч. Результат был достигнут Б. В труде "Халиф и султан" (1912), в к-ром Б. Выяснил, что представление о передаче духовной власти аббасидского халифа тур. Султану Селиму I в 16 в. Является легендой, появившейся лишь в 18 в. Вместе с тем в трудах Б. Можно встретить одностороннее объяснение, равно как и идеализацию отд. Ист. Событий и деятелей. Сюда прежде всего надо отнести ошибочную оценку последствий монг.
Завоеваний 13 в. Б. Недооценивал того, что монг. Завоевания принесли разрушение производит. Сил и привели к длительному порабощению покоренных народов. Он ошибочно считал, что монг. Государственность привела к установлению более устойчивого политич. Порядка в Китае, странах Азии и в России, не оказав в этом отношении почти никакого влияния на историю самой Монголии. Эту оценку, впервые высказанную в 1900, Б. Повторил в 1918 в своем исследовании "Улуг-бек и его время".Следуя традиции рус. Историков- востоковедов, Б. Плодотворно занимался изучением араб. Авторов, писавших о древних славянах ("Новое мусульм. Известие о русских", 1896, "Араб. Известия о русах", написана в 1918, напечатана в 1940).Б. Уделял большое внимание истории востоковедения.
Им опубл. Капитальный труд "История изучения Востока в Европе и в России" (1911, 2 изд. 1925), "Обзор деятельности ф-та вост. Языков Петерб. Ун-та за 1855-1905" (1909) и др. Б. Был организатором и редактором журн. "Мир ислама" (осн. 1912). После Окт. Революции Б. Возглавлял Коллегию востоковедов и ее печатный орган "Записки Коллегии востоковедов" (с 1925), редактировал сб. "Иран" (вып. 1-3, 1927-29), был директором тюркологич. Кабинета (с 1928), товарищем пред. Академии истории материальной культуры (1926-29), вел большую педагогич. Работу, участвовал в работе комиссии по переводу алфавита мн. Народов СССР с араб. Основы на латинскую, выполнял ответств. Поручения пр-ва по организации Ср.-азиат. Ун-та, созданию востоковедч. Библиотек и собиранию вост.
Рукописей.Успешно выступал Б. На междунар. Конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Ряд его монографий переведен на иностр. Языки (англ., нем., тур. И др.). Громадный талант и исключит. Эрудицию, все свои силы Б. Отдавал сов. Науке, всемерно содействуя развитию сов. Востоковедения.Соч. (кроме указ. В ст.). Образование империи Чингиз-хана, "ЗВОРАО", 1896, т. 10. Отчет о поездке в Ср. Азию с научной целью. 1893-1894 гг., СИБ, 1897. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до 17 в., "Изв. Турк. Отд. РГО", 1901, (No) 4 (нем. Пер. Lpz., 1910). Историко-географич. Обзор Ирана, СПБ, 1903. О нек-рых вост. Рукописях в б-ках Константинополя и Каира, "ЗВОРАО", 1908, т.
18, в. 4. Карл Великий и Харун ар-Рашид, "Христианский Восток", 1912, т. 1. К истории орошения Туркестана, СПБ, 1914. К вопросу о франко-мусульм. Отношениях, "Христианский Восток", 1915, т. 3, в. 3. К истории религ. Движении X в., "Изв. Росс. АН", 1918, с. 475-77. Вост.-иранский вопрос, "Изв. Росс. Акад. Истории материальной культуры", 1922, (т.) 2. Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности, "Христианский Восток", 1922, т. 6, в. 3. Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, "Новый Восток", 1922, No 2. К истории крест. Движений в Персии, в сб. Из далекого и близкого прошлого, П., 1923. Место прикаспийских областей в истории мусульм. Мира, Баку, 1925. Таджики, в кн. Таджикистан, Таш., 1925. Иран. Историч. Обзор, Таш., 1926. История культурной жизни Туркестана, Л., 1927.
Киргизы. (Ист. Очерк), Фрунзе, 1927, (2 изд.), 1943. Мир Али-Шир и политич. Жизнь, в сб. Мир Али-Шир, Л., 1928. Очерк истории туркм. Народа, в сб. Туркмения, т. 1, Л., 1929. Новый источник по истории Тимуридов, "ЗИВ АН", 1936, в. 5. Очерк истории Семиречья, Фрунзе, 1943.Лит. Умняков И. И., В. В. Бартольд. По поводу 30-летия профессорской деятельности, Таш., 1926. Крачковский И. Ю., В. В. Бартольд в истории исламоведения, Избр. Соч., т. 5, М.-Л., 1958. Смирнов Н. A., Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954. Якубовский А. Ю., Проблема социальной истории народов Востока в трудах акад. В. В. Бартольда, "Вести. ЛГУ", 1947, No 12.Н. А. Смирнов. Москва..
Дополнительный поиск Бартольд
На нашем сайте Вы найдете значение "Бартольд" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бартольд, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 8 символа