Беспоповщина
Одна из двух осн. Разновидностей (наряду с поповщиной) старообрядчества. Зародилась в кон. 17 в. На С. И С.-З. Европ. России, в р-нах усиленной крест. Колонизации, гл. Центром Б. Являлась старообрядч. Община на р. Выге в Карелии (Выговская пустынь). Б. Отрицала православную, церковь, церк. Орг-цию и священство. Часть Б. Не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в т. Ч. Безбрачия. В период феодализма Б. В нек-рой мере была связана с нар. Движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Гл. Догматич. Соч. Б. - "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно Б. Разделялась на большое число мелких толков и течений. В нек-рых своих разветвлениях она смыкалась с сектантством.
Умеренный толк получил назв. Поморского. Он широко распространялся гл. Обр. В кругах гор. Буржуазии. На рубеже 17-18 вв. В спорах с выговцами в сев.-зап. Крае образовался федосеевскии толк, а в кон. 30-х гг. 18 в. В окрестностях Выговской пустыни - толк филипповский. С сер. 18 в. Характер. Б. Начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей Б. Материальную и организац поддержку. Гл. Центром Б., получившим общеросс. Значение, стала орг-ция федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771. Она, как и др. Аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур.
Промышленники использовали орг-ции Б. Как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократич. Элементы Б. Видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологич. Борьбу, к-рая усиливалась с ростом капи-талистич. Отношений. В массе беспоповцев антифеод. Протест все больше сочетался с антибурж. Выступлениями. Представитель крест.-плебейских кругов моск. Б. 1-й четв. 19 в. С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал бурж. Верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев.
На почве недовольства бурж. Верхушкой Б. В кон. 18 в. Возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й пол. 19 в. В Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения Б. Утратила всякие черты демократизма. В 60-70-х гг. Нек-рые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду Б., но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от клас. Борьбы рабочие и крестьяне. В период Окт. Революции орг-ции беспоповцев заняли открыто контрреволюц. Позиции. В СССР существует незначит. Количество беспоповщинских общин. Б. Является одним из вреднейших религ. Пережитков в сознании людей.Лит.
Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, M., 1887. Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. По печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912. Смирнов Р. С., Споры и разделения в рус. Расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909. Его же, История рус. Раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895. Любомиров Р. Г., Выговское общежительство, M. - Саратов, 1924. Никольский Н. M., История рус. Церкви, 2 изд., М.-Л., 1931. Рындзюнский Р. G., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. Капитализма, в кн. ВИРА, (т. 1), M., 1950. Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. Сектантстве и церкви, Избр. Соч., т. 1, M., 1959.П. Г. Рындзюнский. Москва..
Дополнительный поиск Беспоповщина
На нашем сайте Вы найдете значение "Беспоповщина" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беспоповщина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 12 символа