Богословие

75

Теология (греч. Teologia, от teos - бог и logos - учение), - совокупность религ.-церк. Учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. Положений той или иной религии. Исходит из существования бога, сверхъестеств. Явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. - не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. - идеализм, гл. Обр. Объективный. Будучи теоретич. Основой религии и базируя свои положения на вере, Б. Враждебно науке и обществ. Прогрессу. Оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем. Простое соответствие догматам является в Б. Критерием истинности этих решений. Истинность догматов "гарантируется" авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ.

Систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися клас. Отношениями, Б. Выражает в форме религ. Идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. "Сущность теологии, - говорит Маркс, - особенно в наше время, есть примирение и затушёвывание абсолютных противоположностей" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. Начало складываться в 3-5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. Направлений антич. Философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения ("credo, quia absurdum" - "верю, потому что нелепо" - Тертуллиан).

Требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., "как служанка подчиняется госпоже" (Климент Александрийский, также - Ориген, Лактанций и др.). Осн. Социально-политич. Задачей христ. Б. На этом этапе являлось устранение из христ. Учения бунтарско-демократич. Духа раннего христианства, преодоление положения о нац. Исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. Этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. "О граде божьем" - "De civitate Dei" (рус. Пер. 1901), осн. Идею христ. Б. - о "церкви воинствующей" и ее превращении в "церковь торжествующую", представляющем собой якобы смысл мировой истории.В 9-11 вв.

В Б. Эначит. Место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами. В ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. Странах. Полемика велась как по догматич. Вопросам (спор о "filioque" и др.), так и по вопросу о главенстве рим. Папы над всем христ. Миром (см. "Разделение церквей"). В противовес папским теократич. Притязаниям православное Б. Усердно обосновывало цезарепапизм.С 12-13 вв. Начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики. Нек-рые представители схоластики задались целью "доказать" наличие гармонии между верой и разумом, "обосновать величие творца через совершенство его творений" (Фома Аквинский - создатель новой системы католич.

Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. Веяниям, Б. Продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. Течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. Пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. Церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. В Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой "...верховное господство. Во всех областях умственной деятельности..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. Мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств.

Санкцией основы феод. Господства и феод. Эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. Форме.С возникновением капиталистич. Отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. Внимание на религ. Чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. Предания) догмат о внутр. Религиозности, об "оправдании одной лишь верой", отвергло положение о главе церкви - папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. Источником вероучения "священное писание". В дальнейшем в протестант. Б. Развились пиетизм (Ф.

Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. Направления, смыкающиеся с идеалистич. Философией 19-20 вв., "историко-критическое" Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), "религиозно-историческое" (Вернле, Г. Гункель, Э. Трёльч и др.), "консервативное" (Цан, А. Гаук и др.) - стремившиеся примирить веру и знание.Для Б. Периода капитализма, как и Б. Предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. Ч. И православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом "божественного предустановления", проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. В России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в ващиту крепостничества.Совр.

Христ. Б. Характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. Идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. Мировоззрение. Совр. Богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. Прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. Обр. Решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. Интеллигенции модернизм, допускающий элементы "рационализма" (отрицание букв. Смысла библ. Мифов ("демифологизация" Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. Только в нравств.-аллегорич. Смысле как "состояния духа" (ряд англ.

Богословов)). Нек-рые богословы становятся на позиции "двойственной истины", утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга. Причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. Теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. Гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за "союз" между религией и наукой, он выдвинул задачу "обосновать" религию с помощью новейших данных науки и "доказать" сотворение мира богом. Большое значение в совр. Католическом Б. Получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистич. Реакции ср.-век. Схоластич. Систему Фомы Аквинского и внушить представления о "научности" Б.

Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. Населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. Формулировок и считают "священное писание" единств. "основой" (fundus) веры. Особое распространение получила "теология кризиса", или "диалектическая теология" (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. Тезис о "греховности" человека (социальное зло - неизбежное порождение "неизменной греховной природы людей") для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь "тварь божия", а потому не может создавать или изменять "установленные богом" порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г.

Марсель, П. Рикёр, Р. Труафонтен - во Франции, К. Ясперс - в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение "подсознательного", утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает "высшую истину". Оно является характерной формой совр. Религ. Идеологии. Православное Б. Настаивает на том, что "богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны...", отрицая к.-л. Развитие или изменение христианства.В других религиях Б. Преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. Назначение. Оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов.В буддийском Б.

Центр. Место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия.В исламе Б. - калам. Гл. Объект калама - единобожие (таухид) аллаха. К нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда. Сложилось (с 10 в.) в двух осн. Направлениях. Ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о "предопределении", с чертами антропоморфизма, и мута-зилизм (см. Мутазилиты), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. Воли и отчасти рационалистич. Тенденции.В иудаизме, после кодификации Торы ("закона") в 5 в. До н. Э., постепенно было разработано догматич. В., осн. Содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве.

В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. Н. Э. Было особенно развито учение о мессии. В ср. Века в иудейском Б. Появились многочисл. Мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. Это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. Слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. Возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. Тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М.

Бубер) и др. Бурж. Идеалистич. Учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм.Современное Б. Является одной из наиболее реакционных форм бурж. Идеологии. Оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. Еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. Обществ. Строя подменить несовершенством отд. Людей, а клас. Борьбу - клас. Сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. Примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников "религиозного социализма".Лит.

К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955. В. И. Ленин о религии, М., 1955. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959. Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959. Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. Роли католич. Церкви в развитии средневек. Культуры), М., 1953. Крывелев И. А., Совр. Богословие и наука, М., 1959. Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959. Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960.Б. Я. Рамм. Ленинград..

Значения в других словарях
Богословие

см. Теология.. ..

Богословие

БОГОСЛОВИЕ - то же, что теология.. ..

Богословие

БОГОСЛОВИЕ, то же, что теология>.. ..

Богословие

(Θεολογία, theologia) — по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в употребление, в различные времена имело различные значения. У древних греков прежде всего появилось название θεολόγοι — богословы, которое они прилагали к поэтам, например к Гесиоду и Орфею, излагавшим учение о богах в своих песнопениях, заимствованных из пре..

Богословие

См. Согласие. ..

Богословие

-я, ср.. ..

Богословие

Теология, цанит. ..

Богословие

1. Ср.Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение. Теология.2. Ср.Название старшего класса духовной семинарии (в Российском государстве до 1868 г.).. ..

Богословие

БОГОСЛО́ВИЕ -я. Ср. Систематическое изложение и истолкование какого-л. Религиозного учения, догматов какой-л. Религии. Теология. Профессор богословия. Читать б.. ..

Богословие

-я, ср. Совокупность доктрин какой-н. Религии. II прил. Богословский,-ая,-ое.. ..

Богословие

Богословия, мн. Нет, ср. 1. Учение о догматах какой-н. Религии. 2. В старину - название старшего из трех двухгодичных классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие. Истор.).. ..

Богословие

— теология, совокупность религиозных наук о сущности и действии Бога. Применительно говорить к христианству, исламу, иудаизму.. ..

Богориди

Александр (Алеко-паша. 1823 - июнь 1910) - тур. Дипломат. Болгарин, потомок известного деятеля болг. Нац. Движения Софрония Врачанского. В 1876-77 - тур. Посол в Австрии. В 1879 Б. С согласия держав, подписавших Берлинский трактат, был назначен генерал-губернатором созданной в составе Турции по решению Берлинского конгресса авт. Вост. Румелии (Юж. Болгария). Находился на этом посту до 1884. После отречения князя А. Баттенберга (1886) Б. Безуспешно выдвигал свою кандидатуру на болг. Престол.Лит. ..

Богородское

Село Горбатовского у. Нижегородской губ. (ныне г. Богородск Горьковской обл.). Б. - старый р-н кожев. Производства. Начало крест. Промыслов относится к 17 в. В 1780-х гг. На 109 чанах выделывалось до 163 тыс. Кож. В пореформ. Период Б. И его округа в 10-12 верст - один из типов "фабричных центров" (см. В. И. Ленин, Соч., т. 3, с. 456). Быстро росли крупные предприятия за счет мелких, и часть крест. Заведений перешла в др. Р-ны страны, содействуя т. О. Росту капитализма вширь. В кон. 80-х гг. 19 ..

Богословский

Михаил Михайлович (13.III.1867 - 20. IV.1929) - рус. Историк, акад. (с 1921). Ученик В. О. Ключевского. В 1891 окончил Моск. Ун-т, в 1902 защитил магистерскую дисс. "Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727гг." (М.,1902), в 1909 - докторскую дисс. "Земское самоуправление на рус. Севере в XVII в." (ч. 1-2, М., 1909-1912). Большой фактический материал, собранный Б. В этой книге, а также ряд выводов не утратили науч. Значения до сих пор. Науч. Интересы Б. Были сосредоточены гл. Обр. На..

Богостроительство

Враждебное марксизму религ.-филос. Течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с.-д. Интеллигенции в эпоху реакции 1907-10 в России. После поражения революции 1905-07, в условиях контрреволюц. Столыпинского режима, среди бурж. Интеллигенции наблюдались деморализация, ренегатство, усиление тяги к филос. Идеализму и мистицизму, рост религ. Настроений, что нашло выражение, в частности, в течении богоискательства. Отражением этих влияний чуждой бурж. Идеологии на нек-рых социал-демократов..

Богословие

См. Теология.. ..

Богословие

Наука, учение о Боге, собрание доказательств истинности религиозных догматов, научное обоснование религиозной нравственности, правил жизни верующих.. ..

Дополнительный поиск Богословие Богословие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Богословие" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богословие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа