Богословие
Теология (греч. Teologia, от teos - бог и logos - учение), - совокупность религ.-церк. Учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. Положений той или иной религии. Исходит из существования бога, сверхъестеств. Явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. - не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. - идеализм, гл. Обр. Объективный. Будучи теоретич. Основой религии и базируя свои положения на вере, Б. Враждебно науке и обществ. Прогрессу. Оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем. Простое соответствие догматам является в Б. Критерием истинности этих решений. Истинность догматов "гарантируется" авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ.
Систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися клас. Отношениями, Б. Выражает в форме религ. Идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. "Сущность теологии, - говорит Маркс, - особенно в наше время, есть примирение и затушёвывание абсолютных противоположностей" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. Начало складываться в 3-5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. Направлений антич. Философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения ("credo, quia absurdum" - "верю, потому что нелепо" - Тертуллиан).
Требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., "как служанка подчиняется госпоже" (Климент Александрийский, также - Ориген, Лактанций и др.). Осн. Социально-политич. Задачей христ. Б. На этом этапе являлось устранение из христ. Учения бунтарско-демократич. Духа раннего христианства, преодоление положения о нац. Исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. Этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. "О граде божьем" - "De civitate Dei" (рус. Пер. 1901), осн. Идею христ. Б. - о "церкви воинствующей" и ее превращении в "церковь торжествующую", представляющем собой якобы смысл мировой истории.В 9-11 вв.
В Б. Эначит. Место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами. В ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. Странах. Полемика велась как по догматич. Вопросам (спор о "filioque" и др.), так и по вопросу о главенстве рим. Папы над всем христ. Миром (см. "Разделение церквей"). В противовес папским теократич. Притязаниям православное Б. Усердно обосновывало цезарепапизм.С 12-13 вв. Начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики. Нек-рые представители схоластики задались целью "доказать" наличие гармонии между верой и разумом, "обосновать величие творца через совершенство его творений" (Фома Аквинский - создатель новой системы католич.
Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. Веяниям, Б. Продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. Течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. Пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. Церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. В Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой "...верховное господство. Во всех областях умственной деятельности..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. Мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств.
Санкцией основы феод. Господства и феод. Эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. Форме.С возникновением капиталистич. Отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. Внимание на религ. Чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. Предания) догмат о внутр. Религиозности, об "оправдании одной лишь верой", отвергло положение о главе церкви - папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. Источником вероучения "священное писание". В дальнейшем в протестант. Б. Развились пиетизм (Ф.
Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. Направления, смыкающиеся с идеалистич. Философией 19-20 вв., "историко-критическое" Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), "религиозно-историческое" (Вернле, Г. Гункель, Э. Трёльч и др.), "консервативное" (Цан, А. Гаук и др.) - стремившиеся примирить веру и знание.Для Б. Периода капитализма, как и Б. Предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. Ч. И православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом "божественного предустановления", проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. В России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в ващиту крепостничества.Совр.
Христ. Б. Характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. Идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. Мировоззрение. Совр. Богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. Прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. Обр. Решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. Интеллигенции модернизм, допускающий элементы "рационализма" (отрицание букв. Смысла библ. Мифов ("демифологизация" Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. Только в нравств.-аллегорич. Смысле как "состояния духа" (ряд англ.
Богословов)). Нек-рые богословы становятся на позиции "двойственной истины", утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга. Причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. Теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. Гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за "союз" между религией и наукой, он выдвинул задачу "обосновать" религию с помощью новейших данных науки и "доказать" сотворение мира богом. Большое значение в совр. Католическом Б. Получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистич. Реакции ср.-век. Схоластич. Систему Фомы Аквинского и внушить представления о "научности" Б.
Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. Населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. Формулировок и считают "священное писание" единств. "основой" (fundus) веры. Особое распространение получила "теология кризиса", или "диалектическая теология" (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. Тезис о "греховности" человека (социальное зло - неизбежное порождение "неизменной греховной природы людей") для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь "тварь божия", а потому не может создавать или изменять "установленные богом" порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г.
Марсель, П. Рикёр, Р. Труафонтен - во Франции, К. Ясперс - в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение "подсознательного", утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает "высшую истину". Оно является характерной формой совр. Религ. Идеологии. Православное Б. Настаивает на том, что "богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны...", отрицая к.-л. Развитие или изменение христианства.В других религиях Б. Преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. Назначение. Оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов.В буддийском Б.
Центр. Место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия.В исламе Б. - калам. Гл. Объект калама - единобожие (таухид) аллаха. К нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда. Сложилось (с 10 в.) в двух осн. Направлениях. Ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о "предопределении", с чертами антропоморфизма, и мута-зилизм (см. Мутазилиты), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. Воли и отчасти рационалистич. Тенденции.В иудаизме, после кодификации Торы ("закона") в 5 в. До н. Э., постепенно было разработано догматич. В., осн. Содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве.
В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. Н. Э. Было особенно развито учение о мессии. В ср. Века в иудейском Б. Появились многочисл. Мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. Это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. Слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. Возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. Тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М.
Бубер) и др. Бурж. Идеалистич. Учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм.Современное Б. Является одной из наиболее реакционных форм бурж. Идеологии. Оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. Еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. Обществ. Строя подменить несовершенством отд. Людей, а клас. Борьбу - клас. Сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. Примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников "религиозного социализма".Лит.
К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955. В. И. Ленин о религии, М., 1955. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959. Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959. Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. Роли католич. Церкви в развитии средневек. Культуры), М., 1953. Крывелев И. А., Совр. Богословие и наука, М., 1959. Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959. Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960.Б. Я. Рамм. Ленинград..
Дополнительный поиск Богословие
На нашем сайте Вы найдете значение "Богословие" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Богословие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 10 символа