Вольтер
(Voltaire) (псевдоним. Наст. Имя - Франсуа Мари Аруэ (Arouet)) (21.XI.1694 - 30.V.1778) - франц. Писатель, публицист, историк и философ, один из крупнейших деятелей франц. Бурж. Просвещения 18 в. Род. В Париже в семье судейского чиновника, получил образование в иезуитском коллеже (Louis le Grand). За вольнодумные идеи в своих ранних произв. Дважды (в 1717 и в 1725) был заключен в Бастилию, где написал трагедию "Эдип" (1717). Пронизанную тираноборч. Настроениями. В 1726-29 жил в Англии. В 1733 опубликовал в англ. Пер., а в 1734 на франц. Яз. "Философские (или английские) письма" ("Lettres philosophiques sur les Anglais"), в к-рых характеризовал с позиций, враждебных феодализму, англ. Бурж. Порядки, философию (Локк), науку (Ньютон), лит-ру (Шекспир, Мильтон).
Франц. Издание этого произв. Было конфисковано и сожжено, издатель посажен в тюрьму, а В. Вынужден был скрываться в Лотарингии, где он (с небольшими перерывами) провел в замке Сирй ок. 15 лет. Там им были написаны "Трактат о метафизике" ("Traité de métaphysique", 1734), поэма "Светский человек" ("Le Mondain", 1736), "Основы философии Ньютона" ("Eléments de la philosophie de Newton...", 1738) и др. С ростом популярности В. Его пытаются привлечь ко двору как Людовик XV, так и Фридрих II, Екатерина II. Людовик XV в 1745 назначил В. Королевским историографом. Однако вскоре, вызвав своими стихами недовольство фаворитки короля г-жи Помпадур, В. Был вынужден покинуть двор. В 1750-53 находился при дворе прус. Короля Фридриха II, разлад с к-рым вынудил его бежать в Швейцарию, где он прожил до 1778 (сначала в имении Делис, а затем в Ферне).
Этот период жизни В. - самый плодотворный. Защита В. Жертв католич. Церкви (Каласа, Сирвена и Лабарра), борьба с феодализмом и крепостничеством, сотрудничество в "Энциклопедии" Д. Дидро, работа над множеством трактатов и памфлетов ("Мемуары" (Mémoires, 1753), "Опыт о нравах и духе народов" ("Essai sur les moeurs et l'esprit des nations", 1765-69), "Трактат о веротерпимости" ("Traité sur la tolérance", 1763), "Философский словарь" ("Dictionnaire philosophique", 1764-69) и др.) сделали его главой просветительства, "вождем обществ. Мнения", выразителем новой идеологии. Для борьбы со старым миром В. Использовал все формы пропаганды - от науч. Трактатов до различных жанров художеств. Лит-ры. В своих трактатах и памфлетах В.
Решительно выступал против католич. Церкви под лозунгом "раздавить гадину!" ("Ecraser l'infâme!"). После смерти Людовика XV B. Получил возможность вернуться в Париж (1778), где он был встречен с триумфом. Не выдержав волнений, 30 мая 1778 В. Умер. Несмотря на то, что он незадолго до смерти в письменном заявлении формально примирился с церковью, церковь запретила хоронить его в Париже. Тело В. Тайно похоронили в Шампани в аббатстве Сельер. В дни революции, в 1791, по постановлению Нац. Собрания, прах В. Был торжественно перенесен в Пантеон.В мировоззрении В. Отразилась противоречивость положения франц. Буржуазии 18 в. - эксплуататорского класса, вынужденного для сокрушения феодализма и завоевания политич. Власти опираться на народ.
В. Неутомимо боролся с католич. Церковью, религ. Суевериями и предрассудками, отвергал бессмертие души и пропагандировал идеи Локка, Бейля, Ньютона. В., однако, не предлагал полного уничтожения религии, по своим филос. Воззрениям он был деистом. С практич. Точки зрения своего класса он считал необходимым сохранение религии как средства обуздания народа ("черни"). Борясь против социального неравенства феод. Об-ва, требуя освобождения крестьян от крепостной зависимости, критикуя феод. Юстицию, В. Отстаивал формальное равенство всех граждан перед законом, но отнюдь не равенство экономическое. Для В. Собственность - необходимый признак полноправного гражданства (крестьянина В. Защищал потому, что видел в нем собственника), и он полемизировал со всеми, кто на нее в той или иной мере покушался, хотя бы теоретически (Ж.
Мелье и др.). В. Одним из первых франц. Просветителей отверг идеалистич. Философию, познакомил франц. Читателей с англ. Материализмом, выступил в рамках деизма с пропагандой своих материалистич. Взглядов на природу, призывая к изучению конкретных явлений мира. "Следует поступать так, как поступали Бейль, Галилей, Ньютон. Рассматривать, взвешивать, считать и измерять, но никогда не отгадывать", - призывал В. Однако в своем понимании движущих сил истории В. Не вышел за пределы идеалистич. Концепции. Придавая исключит. Значение силе идей, воплощенных в сознат. И целенаправл. Деятельности отд. Историч. Личностей (к числу таких идей В. Относил и религ. Фанатизм), В. Недооценивал роль нар. Масс, рассматривая их как "опасную стихию" историч. Процесса.
Пропагандируя просвещение как необходимый элемент прогресса, В. Не предлагал просвещать "сапожников и служанок", к-рые, по его мнению, должны оставаться в невежестве, чтобы безропотно работать на нового господина - буржуа ("когда чернь начинает рассуждать - все погибло", - утверждал В.). В области политических идей В. Был сторонником "просвещенного абсолютизма", хотя подчас склонялся и к конституционной монархии и даже к республике.В ист. Работах ("История Росс. Империи в царствование Петра Великого" ("Histoire de l'Empire de Russie sous Pierrele Grand", t. 1-2, 1759-63, рус. Пер., ч. 1-2, 1809). "История царствования Людовика XIV и Людовика XV..." ("Le siècle de Louis XIV", 1751, 1753, "Précis du siècle de Louis XV", 1769, рус.
Пер., ч. 1-4, 1809). "Философия истории" ("La philosophie de l'histoire", 1765, рус. Пер., 1868). "История Карла XII, короля шведского" ("Histoire de Charles XII", 1731, рус. Пер., 1900, 1901, 1909) и др.), написанных с привлечением обширного фактич. Материала, В. Выступал за историю как науку, основанную на точных источниках. В. Стремился изучать естеств. Среду, социальные отношения, историю торговли и изобретений, а не только жизнь королей и полководцев, оказав этим влияние на бурж. Историографию. Внимание В. Как историка привлекали не только Европа, но и Азия, Африка, Америка. Сохраняя характерное для просветителей деление народов на "цивилизованные" и "дикие", В., однако, значительно расширял круг первых. Наряду с традиц.
"культурными" народами - римлянами и греками - у него фигурируют, например, народы мусульм. Востока, Китая, как воплощение филос. Мудрости и высокой духовной культуры. Этот многообразн. Ист.-географич. Материал был широко использован В. В его драматургии ("Смерть Цезаря" ("La mort de César", 1735), "Скифы" ("Les Scythes", 1767), "Китайский сирота" ("L'orphelin de la Chine", 1755) и др.).Ист. Взгляды В., как и все его науч. И лит. Наследие, оказали большое влияние на либеральные круги буржуазии европ. Гос-в кон. 18 - нач. 19 вв. В период франц. Бурж. Революции кон. 18 в. Умеренная буржуазия видела в лице В. Одного из главных своих идеологов, вдохновителя декларации 1789. Первой работой бурж. Вольтероведения была книга друга В. - Ж. А. Кондорсе.
В годы Первой империи (1804-14 и 1815) влияние идей В. Несколько ослабело. Однако в период реставрации Бурбонов (1815-30) буржуазия, ущемленная клерикально настроенной реакцией, снова обратилась к его наследию.После революции 1848 и в особенности после Парижской Коммуны 1871 напуганная мощным движением пролетариата буржуазия, стараясь доказать, что обществ. Строй лучше усовершенствовать путем реформ, а не революц. Преобразованиями, стремилась использовать в этих целях теоретич. Наследив В. Бурж. Историки (Г. Лансон, Дж. Морли, Д. Штраус и др.) с симпатией писали о его политич. Умеренности, стремлении к компромиссу, о необходимости сохранения религии для неимущих классов, о вреде просвещения для народа. Наряду о этим для бурж.
Вольтероведения того периода характерна также критика В. За его решит. Борьбу с католич. Церковью (Г. Гетнер и др.). В борьбе В. С феодализмом стремились видеть только проявление отвлеч. Гуманизма (Ш. Шассен, Ф. Косси).Бурж. Историография нач. 20 в. Придерживается в осн. Традиций кон. 19 в. В работах этого периода публиковался обширный и интересный, но почти не подвергаемый анализу фактич. Материал. Нек-рые бурж. Историки 20 в. (Ж. Пеллисье) пытались искать социальные корни умеренности обществ.-политич. Идеалов В., но для историков-идеалистов эта задача была непосильна.В новейшее время бурж. Исследователи по-прежнему увлекаются биографич. Подробностями, уходя от анализа более важных вопросов (Ф. Вегине), а нек-рые (Г. Крувезье) сознательно извращают подлинный смысл деятельности и творчества В.
Особенно злобные нападки зачастую вызывает борьба В. Против католич. Церкви. В последние десятилетия мировое вольтероведение разрослось в целую отрасль знаний.В России переводы соч. В. Начали появляться с сер. 18 в. В период франц. Бурж. Революции 1789-94 издание трудов В. Было запрещено спец. Указом Екатерины II. На языке реакции слова "вольтерьянец", "вольтерьянство" приобрели значение бунтовщика, вольнодумца, безбожника. Передовая часть рус. Общества высоко ценила В. В 1746 В. Был избран почетным чл. Росс. Академии наук. А. Н. Радищев считал В. Таким ученым-мыслителем, труды к-рого "читаны будут доколе не истребится род человеческий". В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев, защищая В. От грязной клеветы реакц. Писателей, отмечали его глубоко нац.
Творчество, оказавшее огромное влияние на развитие мировой лит-ры и особенно освободит. Движения. Русское вольтероведение ведет свое начало с работы прогрессивного историка А. А. Шахова ("Вольтер и его время", 1907, 2 изд., 1912), в к-рой подчеркивается революц. Значение борьбы В. Против католич. Церкви и отмечается в целом прогрессивность его социальных воззрений. С особым интересом к наследию франц. Просветителей относились рус. Революционеры кон. 19 - нач. 20 вв. Г. В. Плеханов в своих работах "К вопросу о развитии монистич. Взгляда на историю" (1895), "От утопии к науке" (1912-16) и ряде др. Дал глубокий анализ обществ., филос. И эстетич. Идей просветителей 18 в., а В. Засулич посвятила В. Интересную популярную книгу ("Вольтер", 1909).Работы сов.
Ученых (К. Н. Державин, "Вольтер", 1946 (имеется библиография). В. П. Волгин, "Вольтер-историк", "ИЖ", 1945, кн. 4. Е. А. Косминский, "Вольтер и ист. Наука", "ИАН", 1945, No 1. М. Нечкина, "Вольтер и рус. Общество", "Большевик", 1944, No 22. Публикации В. С. Люблинского и др.), основанные на марксистском методе, внесли новый вклад в мировое вольтероведение. Науч. Анализу были подвергнуты вопросы о взглядах В. На религию, о его обществ.-политич. Идеалах и т. Д. Сов. Исследования осн. На большой архивной базе. В Ленинграде в Гос. Публичной б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина хранится личная библиотека В., к-рая была куплена в 1778 Екатериной II у наследницы В. За 135 тыс. Ливров. В ней насчитывается 6 902 тома с многочисл. Пометками В. Хранятся также и рукописи В. Черновики писем, письма, материалы к его произв.
И т. Д. Кроме того, в той же библиотеке в Ленинграде хранится б. Ч. Архива Бастилии, содержащая полицейское досье В. Ценнейшие материалы хранятся и в др. Б-ках и архивах СССР.Соч. Oeuvres, complétes, v. 1-92, Kehl, 1784-89 (изд. Завершено Beaumarchais). Oeuvres, v. 1-70, avec préfaces. Par M. Beuchot, P., 1828-1934. Oeuvres, nouv. Ed., v. 1-52, P., 1877-82. Oeuvres historiques, (v. 1-2), P., 1957. В рус. Пер. - Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1-2, М.-Л., 1931. Орлеанская девственница, М.-Л., 1935. Философские повести, М., 1954. Избранные произведения, М., 1956. Письма, М.-Л., 1956. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма, т. 1-2, М., 1961.Лит. (кроме указанной в ст.). Вольтер. Статьи и материалы, Л., 1947 (Труды научной сессии, посвященной Вольтеру).
Вольтер. Статьи и материалы, под ред. Акад. В. П. Волгина, М.-Л., 1948. Библиотека Вольтера. Каталог книг, М.-Л., 1961. Morley J., Voltaire, L., 1874, рус. Пер. 1889. Strauss D., Voltaire. Sechs Vorträge, Lpz., 1872, рус. Пер. 1906. Lanson G., Voltaire, P., 1906. Pellissier G., Voltaire-philosophe, P., 1908. Caussy F., Voltaire, seigneur de village, P., 1912. Barr M. M. H., A century of Voltaire study. A bibliography of writings on Voltaire, 1825-1925, N. Y., 1929. Naves R., Voltaire et l'Encyclopedie, P., 1938. Brumfitt J. H., Voltaire historian, L., 1958.И. И. Сиволап. Москва..
Дополнительный поиск Вольтер
На нашем сайте Вы найдете значение "Вольтер" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вольтер, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 7 символа