Воскресные Школы

123

Школы для взрослых в дореволюц. России, работавшие по воскресным дням. Возникли в 1859 в Киеве по инициативе проф. П. В. Павлова, а также Н. И. Пирогова. В обстановке подъема обществ. Движения В. Ш. Быстро распространились по всей России. В 1862 в 50 губерниях насчитывалось 274 В. Ш. (по др. Данным - 316) - 243 муж. И 31 женская, в т. Ч. 34 школы в Петерб. Губ., 9 в Моск. Губ. И т. Д. Обучение было бесплатным, труд преподавателей (студенты, учителя, писатели, журналисты, чиновники, офицеры) безвозмездным. Гл. Контингент учащихся В. Ш. Составляли рабочие и солдаты. Унифицированных программ В. Ш. Не имели, предусматривалось начальное обучение. При В. Ш. Создавались библиотеки и читальни. В создании В. Ш. Большую роль сыграла революц. Интеллигенция, рассматривавшая их не только как одну из форм просвещения народа, но и как легальную форму антиправительств.

Пропаганды. Среди распорядителей и преподавателей были деятели революц. Подполья. А. А. Слепцов, С. С. Рымаренко, А. А. И Н. А. Серно-Соловьевичи. Революц. Пропаганда велась в В. Ш. Петербурга, Москвы, Казани, Перми и др., в частности читались прокламации. "Что нужно народу", "Что делать войску", "Молодая Россия" и др.Пр-во и губ. Власти вначале не препятствовали деятельности В. Ш. В дальнейшем, в связи с раскрытием Харьковско-Киевского тайного об-ва, члены к-рого были педагогами В. Ш., было возбуждено следствие о воскресном движении и создана спец. Комиссия. В июне 1862 по распоряжению Александра II B. Ш. Были закрыты. В 1864 вновь разрешено открывать В. Ш., но гл. Обр. Представителям духовенства. За деятельностью В. Ш. Был установлен надзор полиции и инспекции нар.

Училищ. С кон. 80-х гг. В. Ш. Возрождались более широко. В нек-рых из них занятия проводились не только в воскресные и праздничные дни, но и по вечерам в будни. Революционеры сочетали в В. Ш. Легальное обучение с нелегальной работой. В 80-е гг. С В. Ш. В Петербурге и Москве были связаны первые марксистские группы Благоева, Точисского, Бруснева. В 90-х - нач. 900-х гг. Революц. Пропаганду в В. Ш. Активно вели с.-д. В Петербурге, Москве, Харькове и др. Городах. Учительницами В. Ш. Были Н. К. Крупская, Л. М. Книпович, Е. Д. Стасова, А. М. Коллонтай, З. П. И С. П. Невзоровы и др. В. И. Ленин уделял большое внимание работе В. Ш., содержанию преподавания на уроках и использованию школ для расширения с.-д. Пропаганды в массах. Важным центром революц. Работы петерб. Марксистов была Корниловская школа ("Смоленские классы").

Здесь неоднократно бывал В. И. Ленин, встречался с рабочими. Тесную связь с В. Ш. Поддерживал Петерб. Союз борьбы за освобождение рабочего класса. В апр. 1895 В. И. Ленин провел совещание с группой учительниц В. Ш. Петербурга. В В. Ш. Устраивались конспиративные собрания - встречи с рабочими. Связь с учащимися В. Ш. Давала возможность получать информацию о положении рабочих. Из В. Ш. И вечерних курсов вышли известные революционеры И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов. В. Ш. Существовали до Вел. Окт. Революции 1917.Лит. Лемке М., Очерки освободит. Движения "шестидесятых годов" по неизд. Док-там, СПБ, 1908. Абрамов Я. В., Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее, СПБ, 1900. Барабой А. З., Харьковско-Киевское революц. Тайное об-во 1856-60 гг., в сб. ИЗ, т. 52, (М.), 1955. Таубин Р.

A., Революц. Пропаганда в воскресных школах России в 1860-62 гг., "ВИ", 1959, No 8. Бланк А., Вечерне-воскресные школы в Петербурге, "Нар. Образование", 1960, No 8. Крупская Н. К., Пед. Соч. В 10 тт., т. 1, М., 1957 (Автобиографич. Статьи). Бабушкин. И. В., Воспоминания. 1893-1900 гг., М., 1955. Славные большевички. (Сб. Очерков), М., 1958. Шелгунов В. A., Мои воспоминания о воскресных школах, "Школа взрослых", 1939, No 7.M. Г. Седов. Москва, А. С. Бланк. Череповец..

Значения в других словарях
Воскресные школы

в дореволюционной России общеобразовательные школы для взрослых (рабочих, крестьян, ремесленников, служащих), занятия в которых проводились по воскресным дням. Возникли в середине 19 в. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодёжи. Одна из первых школ была открыта в 1858 в Полтаве кружком учителей гимназии, кадетского корпуса, женского института и др. В 1859 в Киеве группа студентов и профессоров организовала В. Ш. С разрешения попечителя учебного округа Н. И. Пи..

Воскресные Школы

ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ - частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с кон. 1850-х гг. Общеобразовательные высшие школы организовывались передовой интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции преобразованы в школы для взрослых, позже - в вечерние общеобразовательные школы.. ..

Воскресные Школы

Частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с кон. 1850-х гг. Общеобразовательные высшие школы организовывались передовой интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции преобразованы в школы для взрослых, позже - в вечерние общеобразовательные школы.. ..

Воскресные школы

во второй половине XIX — начале XX вв. Общеобразовательные учебные заведения для работающих детей и взрослых, обычно бесплатные, обучение в которых проводилось по воскресным дням. Во многих школах занятия велись и вечером в будни (назывались также вечерне-воскресными школами). В Петербурге появились в 1859 (женская школа М. С. Шпилевской, затем несколько мужских). Организовывались прогрессивной интеллигенцией. В Сампсониевской, Введенской и других школах велась революционная пропаганда. В 1862..

Воскресные Школы

- общеобразовательные, профессиональные или религиозные школы, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России с конца 1850-х гг. Организовывались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян и ремесленников. После Октябрьской революции реорганизованы в школы для взрослых. В современной России то же название получили церковные, главным образом православные школы для детей и взрослых.. ..

Воскопоя

(Voskopoja) - деревня в Юж. Албании (в р-не Корчи), в 17-18 вв. Крупный торг.-ремесл. И культурный центр Албании. Купцы В. Торговали с различными р-нами Европ. Части Турции, с Италией, Австрией. Из ремесел было развито ткацкое произ-во. В 1720 в В. Была создана типография, в 1744 основана т. Н. Новая академия, ставшая важным очагом культуры Албании и соседних провинций Тур. Империи. В В. Работал ученый-лингвист Т. Кавальоти (1718-89) и ряд др. Деятелей алб. Культуры.Во 2-й пол. 18 в., в период о..

Воскресенская Летопись

Общерус. Летописный свод 16 в. Моск. Ориентации, один из первых по богатству использованных мат-лов и по полноте известий. Сохранилась в 13 списках (названа по списку, принадлежавшему Воскресенскому монастырю в Новом Иерусалиме). Различают 4 редакции В. Л. В 1-й события доведены до авг. 1533 (автор - сторонник Василия III). 2-я оканчивается событиями 1537. 3-я (дошедшая до нас) доведена до 1541. 4-я составлена между 1542 и 1544 сторонником кн. Шуйских. В основе В. Л. Лежит Моск. Свод 1479 в ред...

Восстание Вооружённое

См. Вооруженное восстание.. ..

Востоков

Александр Христофорович (16.III.1781 - 8.II.1864) - рус. Филолог, основоположник рус. Школы славяноведения, академик (с 1841). По своим антикрепостнич. И просветит. Настроениям был близок поэтам-радищевцам. Исследование В. - "Рассуждение о слав. Языке" (1820) заложило основы сравнит. Слав. Языкознания. В. Много сделал для создания рус. Палеографии и археографии. Его капитальное "Описание рус. И словенских рукописей Румянцевского музеума" (1842) включало, помимо обстоятельного каталога, 473 рукоп..

Воскресные Школы

Уч. Заведения для взрослых и работающих детей. Исторически наиб, ранняя форма внешкольного образования. Подразделяются на 2 осн. Типа. Конфессиональные школы разл. Вероисповеданий для религ.-нравств. Воспитания (у христиан — воскресные, у мусульман — пятничные, у иудеев — субботние) и обшеобразоват. В. ФШ. В. Ш. Возникли как конфессиональные в сер. 16 в. (первая при Миланском соборе) в форме воскресных бесед. В 17 — 18 вв. Они широко распространились в Европе и Сев. Америке. Потребность в грамот..

Дополнительный поиск Воскресные Школы Воскресные Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Воскресные Школы" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Воскресные Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа