Гоббс
(Hobbes), Томас (5.IV.1588 - 4.XII.1679) - англ. Философ-материалист, идеолог крупной буржуазии и обуржуазившейся аристократии. Род. В семье священника, окончил Оксфордский ун-т, был некоторое время секретарем Ф. Бэкона, воспитателем лорда Кавендиша, с к-рым путешествовал по Европе, был знаком с Г. Галилеем, П. Гассенди и др. Прогрессивными мыслителями. С нач. Англ. Революции осудил ее и уехал во Францию, где сблизился с кругами роялистов. В 1651 вернулся в Англию. После реставрации монархии подвергался гонениям со стороны клерикалов и крайних роялистов за атаки на клерикализм и поддержку диктатуры Кромвеля.По своим филос. Взглядам Г. - "систематик бэконовского материализма" (см. К. Маркс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.
2, с. 143), типичный механист 17 в., атеист. Обществ.-политич. Теория Г., изложенная им в соч. "О гражданине" ("De cive", 1642) и "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" ("Leviathan or the matter, form and power of a commonwealth ecclesiastical and civil", 1651) и др., оставалась по существу идеалистической. Однако Г. Принадлежал к числу тех мыслителей, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (там же, т. 1, с. 111). Г. Отвергал божеств. Происхождение гос-ва и доказывал, что оно создано людьми посредством общественного договора. Появлению гос-ва предшествовало естеств. Состояние людей, когда не было частной собственности.
"природа дала все вещи всем людям". Поскольку люди от природы равны и не могут существовать без вещей, шла страшная война всех против всех за обладание ими, и человек человеку был волк. В поисках выхода из этого положения люди пришли к осознанию необходимости договориться о создании гос-ва для наведения порядка. Возникшая т. О. Гос. Власть создала гражд. Общество и обеспечила всем желанный мир, в силу отказа людей от своего естеств. Права на вещи, к-рые гос-во распределило в частную собственность. Гос-во и собственность, утверждал Г., - величайшее благо для человечества. Чтобы удержать людей от возврата к естеств. Состоянию, власть гос-ва должна быть ничем не ограниченной и сильной. Лучшей формой для этого Г. Считал абсолютную монархию.
Вся деятельность людей, собственность, а также церковь и др. Учреждения должны быть подчинены гос. Власти и регулироваться ею. Г. Не выдвигал идеи полной свободы частной предпринимательской деятельности, признавал корпорацию подданных со всеми их привилегиями и монополиями, пожалованными гос. Властью. Изобразив естеств. Состояние людей как господство произвола и войну всех против всех, Г. Пытался развенчать идеал общества без частной собственности, к-рый выдвигали идеологи низших слоев народа в период англ. Революции. Его взгляды на общество и гос-во были проникнуты антидемократизмом. Он прозорливо заметил контрреволюц. Настроения у пришедших после 1649 к власти индепендентов и в "Левиафане", в отличие от своих ранних произведений, проводил мысль о необходимости примирения подданных с властью индепендентов.
Тем самым Г. Стремился предотвратить дальнейшее развитие революции. Вместе с этим он был антиклерикалом, видел в борьбе духовенства с гос-вом за власть причину гражд. Войн и больших несчастий для людей, требовал от духовенства беспрекословного подчинения гос-ву.Г. Выражал интересы тех кругов обуржуазившейся аристократии и крупной буржуазии 17 в., к-рые были связаны с капиталистич. Развитием, но считали, что это развитие может проходить при господстве абсолютной монархии при условии нек-рых реформ и что революц. Свержение монархии не нужно. Он пытался примирить бурж. Требования подданных с правами абсолютной монархии. (С тенденцией представить Г. Наиболее ярким выразителем интересов бурж. Развития Англии, к-рую можно встретить в филос.
И ист. Лит-ре (напр., А. А. Ческис, Томас Гоббс, 1929;"История философии", т. 2, 1941), согласиться нельзя).Соч. В рус. Пер. Левиафан. М., 1936. Философские основания учения о гражданине, М., 1914.Лит. Маркс К. И Энгельс Ф. Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3. Герман Л., Учение Гоббса об обществе, "Под знаменем марксизма", 1938, No 6. Бихдрикер Д., Учение Гоббса о государстве и праве, там же. Нönigswald R., Hobbes und die Staatsphilesophie, Münch., 1924. Lips I., Die Stellung des Thomas Hobbes zu den politischen Parteien der grossen englischen Revolution, Lpz., 1927. Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes P., 1952.Ю. M. Сапрыкин. Москва..
Дополнительный поиск Гоббс
На нашем сайте Вы найдете значение "Гоббс" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гоббс, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа