Данилевский
Николай Яковлевич (28.XI.1822 - 7.XI.1885) - рус. Публицист, естествоиспытатель. Чл. Рус. Географич. Об-ва. Идеолог пореформ. Славянофильства и панславизма. Окончил Петерб. Ун-т (1847). В кон. 40-х гг. Участвовал в кружках петрашевцев, по делу к-рых в 1850 был выслан из Петербурга. Осн. Обществ. Филос. Соч. Д. "Россия и Европа" ("Заря", 1869, No 5-6, 8-9, отд. Изд., СПБ, 1871) было публицистич. Откликом на общеполитич. И междунар. Проблемы современности и попыткой разрешения проблемы ист. Роли России и славянства. Д. Отрицал реальность существования "человечества" как целого, общечеловеч. Цивилизации. Он признавал носителем ист. Процесса лишь отд. "виды" - "культ.-историч. Типы", имея в виду народы в их конкретно-ист. Значении, с их особой самобытной цивилизацией, не подлежащей передаче и заимствованию.
Эта теория примыкала к славянофильскому учению и имела свою аналогию на Западе в работах Рюккерта (Н. Rückert, Allgemeine Weltgeschichte, 1861) и Риля (H. W. Riehle, Die Naturgeschichte des Volkes..., Bd 1-3). (Против общих положений Риля и славянофилов в России была направлена статья С. М. Соловьева "Исторические письма" (1858)). В духе идеалистич. Философии Д. Устанавливал "законы" образования культ.-ист. Типов. Указывал 4 разряда их ист. Деятельности. Религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. Определял осн. Стадии развития культ.-ист. Типа. От этнографич. Состояния к государственному и от государственного к цивилизованному. Ист. Прогресс сопровождается сменой культ.-ист. Типов. Д. Выделял 10 типов, частично завершивших свое развитие, из к-рых исторически позднейшее место принадлежит европ.
Или романо-герм. Типу. Новый, вступающий в пору своего расцвета славянский тип, получивший пока наиболее полное развитие в рус. Народе, противопоставлен европейскому, представленному как единое и обособленное (в т. Ч. От античности) целое. Сужению понятия европ. Цивилизации и утверждению самобытности слав. Типа и его выразителя - рус. Народа соответствует борьба с идеей европеизации ("западничество"). В славянстве Д. Признаются задатки полного развития всех 4 видов ист. Деятельности, "потенциальное многообразие обществ.-политич. Состава и нравств.-политич. Превосходство, в характеристике к-рого обнаруживаются элементы старого славянофильства применительно к истории России. Исходя из своего тезиса о плодотворности многообразия народов-гос-в в составе культ.-ист.
Типа, Д. Обосновывает требование объединения слав. Народов в единое политич. Целое как высшей стадии развития, философски утверждая политич. Программу панславизма. Острые политич. Вопросы современности и нек-рые экономич. Проблемы нашли отражение в статьях Д., к-рые вошли в спец. "Сб. Политич. И экономич. Статей Н. Я. Д." (1890). Идеи Д. Имели сторонников и последователей (К. Н. Бестужев-Рюмин, H. H. Страхов, К. Н. Леонтьев). С критикой теории Д. Выступили тогда же В. С. Соловьев ("Нац. Вопрос в России"), Н. И. Кареев ("Теория культ.-ист. Типов", в журн. "Рус. Мысль", 1889, кн. 9), Н. К. Михайловский ("Записки профана", Соч., т. 3, 1888) и др.Лит. РБС, (т. 6), СПБ, 1905. Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1.Н. Л. Рубинштейн. Москва..
Дополнительный поиск Данилевский
На нашем сайте Вы найдете значение "Данилевский" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Данилевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 11 символа