Дольчино
(Dolcino) (ум. 1307) - вождь крест.-плебейского восстания в сев.-зап. Италии (1304-07). Незаконный сын священника. Судя по сохранившимся во фрагментах в допросных листах инквизиции посланиям Д. К единомышленникам, Д. Был образованным по тому времени человеком. Он сам называл себя учеником и последователем Герардо Сегарелли, основателя секты апостоликов. Как и его учитель, Д. - типичный представитель крест.-плебейской ереси средневековья, к-рая "...требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также призвания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из "равенства сынов божиих" она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ" (Энгельс Ф., см.
Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 362). Но как последователь Сегарелли Д. Прибавил к этому специфич. Итал. Черты. Учение спиритуалов (левого, наиболее радикального крыла ордена францисканцев) о бедности. Толкование Евангелия и особенно Апокалипсиса в духе распространенного среди спиритуалов учения Иоахима Флорского о развитии истории по ступеням совершенствования человеч. Рода и о наступлении последнего (по Иоахиму - 3-го, по Д. - 4-го) периода истории. Этот период Д., в отличие от Иоахима, рассматривал не как период "созерцания" и всеобщего монашества, а как справедливый порядок, где не будет ни светских, ни духовных властей, от к-рых, как считал Д., происходит всякое зло. Этот порядок будет установлен в результате насильств.
Ниспровержения всех властей и истребления папы, кардиналов, священников, монахов и мн. Из светских сильных людей и тиранов. Новое совершенное об-во, по мнению Д., будет следовать истинно апостольскому идеалу, не допускающему ни собственности, ни даже накопления подаяний, к чему стремятся, как он утверждал, "нищенствующие" ордена доминиканцев и францисканцев. Трудно сказать из-за неясности данных инквизиции, был ли Д. Вообще врагом собственности и рассматривал отречение от нее как основу совершенного порядка или же считал отречение обязательным только для вождей и идеологов своего движения. Во всяком случае свой жизненный подвиг Д. Видел в деятельности проповедника, свободного от повиновения церк. Властям и соблюдающего монашескую аскезу, к-рая для его последователей была своеобразной формой плебейской революц.
Дисциплины (см. Там же, с. 377-78). В нач. 1304 Д. Явился в р-н г. Верчелли (сев.-зап. Ломбардия) и возглавил там восстание местных крестьян, направленное против тяжести феод. Повинностей и политики города, к-рому крестьяне были подчинены. Д. Предполагал захватить долину р. Сезии (у подножия альпийских гор) и создать там крест. Общину, по-видимому, на основе периодич. Уравнит. Переделов земли. В 1305 папа Климент V объявил крестовый поход против Д., войско к-рого было оттеснено превосходящими силами феодалов в горы Верчелли и Новары. Со всех сторон (из Италии, юж. Франции и даже из Зальцбурга) к Д. Шли подкрепления, что позволило восставшим, укрепившись на горе Цебелло (на границе Савойи и Верчелли), выдержать осаду войск феодалов и перейти к решит.
Действиям, нанеся поражение верчелльскому епископу. Сплочение сил феодалов (объявлен набор большой армии, привлечены наемники) при содействии папы привело в марте 1307 к разгрому восстания. Д. Был захвачен в плен и казнен вместе со своими ближайшими последователями. Идеи Д. Еще долго волновали не только Сев. Италию, но и смежные с ней страны, о чем свидетельствуют многочисл. Суд. Процессы.Источн. Historia fratris Dulcini heresiarche di Anonimo sincrono..., Muratori L. A., Rerum italicarum scriptores, t. 9, 2 ed., CittГ di Castello, 1907, часть 5 специально посвящена восстанию Д.Лит. Маркс К., Хронологич. Выписки, тетрадь 2, в кн. Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939, с. 5-6. Гаусрат А., Ср.-век. Реформаторы, т. 1-2, СПБ, 1900. Тиханова М.
A., Восстание Дольчино, Проблемы истории докапиталистич. Обществ, 1934, No 7-8. Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, Книга для чтения по истории ср. Веков, ч. 2, М., 1951. Его же, Первое послание Дольчино, в сб. Из истории социально-политич. Идей, M., 1955. Его же, Ист. Условия восстания Дольчино, Доклады сов. Делегации на X Междунар. Конгрессе историков в Риме, (М., 1955). Aspesi A., L'Angelo di Tiatira, Torino, 1932. Stefano A. De, Riformatori ed eretici del medioevo, Palermo, 1938. Seccia P., Capitalismo e classe operaia nel centro laniero d'Italia, Roma, 1960. Violini C. E Mazzone M., Fra Dolcino e la setta degli Apostolici, Torino, 1942.С. Д. Сказкин. Москва..
Дополнительный поиск Дольчино
На нашем сайте Вы найдете значение "Дольчино" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дольчино, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 8 символа