Зомбарт
(Sombart), Вернер (19.I.1863 - 18.V.1941) - нем. Экономист, социолог и историк. С 1890 - проф. Ун-та в Бреславле (Вроцлав), с 1906 - Высшей торг. Школы в Берлине, в 1917-31 - Берлинского ун-та. В начале деятельности примыкал к левому крылу бурж. Экономич. Науки. Будучи учеником Г. Шмоллера, многое заимствовав у исторической школы в политической экономии, З. Вместе с тем стремился дать более широкое теоретич. Объяснение явлений обществ. Жизни, пытаясь использовать экономич. Теорию Маркса. З. Обнаружил понимание того, что социалистич. Движение пролетариата - естественный результат экономич. Условий, сложившихся в капиталистич. Об-ве, и что учение Маркса сыграло огромную роль в оформлении этого движения. Эти взгляды З. В сочетании с присущим ему даром живого и образного изложения мыслей принесли ему большую популярность в среде радикально настроенной интеллигенции (в частности, в России).
Его кн. "Социализм и социальное движение в 19 в." (1896, рус. Пер. - СПБ, 1902) до 1905 выдержала 5 изд. И была переведена на мн. Яз. Заимствуя отдельные элементы экономич. Учения Маркса, З., однако, решительно отвергал его революц. Сущность. Рабочее движение в его представлении должно носить чисто реформистский характер, ставить себе только экономич. Цели. Взгляды З. Представляли разновидность катедер-социализма.В дальнейшем бурж. Сущность мировоззрения З. Проявляется все более сильно, у него складывается система взглядов, принципиально противоположных марксизму (хотя он по-прежнему становится в позу человека, "продолжающего" и "завершающего" исследования Маркса о капитализме). В области методологии он примыкает к модным тогда течениям неокантианства, отрывая "абстрактно-теоретич." изучение обществ.
Явлений от "реально-историч.", объявляя общие категории историч. Познания "идеально-типическими" (в понимании М. Вебера) логическими конструкциями. Решающую роль в развитии общества З. Приписывает изменениям в психике людей. Наиболее существенным признаком различных хоз. Систем считает господствующий в них "хоз. Дух" (хотя указывает также и характерные для них особенности социальной структуры) и развитием этого "духа", рассматриваемого им как некая самостоят. Сила, объясняет переход от одной хоз. Системы к другой. Переход этот происходит, по мнению З., без революций, чисто эволюц. Путем. В 1924, отражая реакцию своего класса на Окт. Революцию и революц. События в Германии, З. В кн. "Der proletarische Sozialismus" (10-е переработ.
Изд. Его кн. "Социализм и социальное движение") делает попытку подвергнуть критике фактически все марксистское учение в целом, не останавливаясь перед прямой клеветой на марксизм. З. Отвергает идею обществ. Прогресса, дает пессимистич. Оценки влияния культуры 19-20 вв. На судьбы человечества, идеализирует докапиталистич. Ср.-век. Порядки и т. Д. Эти взгляды З. Используются различными реакц. Течениями, вплоть до фашизма.Для историч. Науки представляют наибольший интерес работы З. По истории капитализма (написанные им в осн. До Окт. Революции) и прежде всего его соч. "Der moderne Kapitalismus" (Bd 1-2, Münch.-Lpz., 1902, новое, перераб. Изд. - Bdl-2, там же, 1916-17, Bd 3, 1926-27. Рус. Пер. - "Современный капитализм", т. 1-2, М., 1903-05, 2-е перераб.
Изд. Т. 1-3, Л., 1924-29). Согласно З., в ср.-век. Зап. Европе существовало вначале самодовлеющее х-во (поместное и крестьянское), к к-рому со времени образования городов присоединилось ремесло, причем характерным признаком этих двух систем х-ва он считает господство принципа "удовлетворения потребностей". Примерно с кон. 15 в. Начинается развитие капитализма, к-рое З. Объясняет коренным переломом в психике людей, зарождением нового, капиталистич. "духа". Под его влиянием происходят социальные сдвиги, появляются хозяйствующие субъекты принципиально нового типа (капиталистич. Предприниматели), создающие новые капиталистич. Формы х-ва. Эта теория З. Вместе с родств. Ей теорией М. Вебера о роли протестантской этики в генезисе капитализма оказала большое влияние на зап.-европ.
Бурж. Науку. З. Попытался создать свою теорию первонач. Накопления (по существу заостренную против маркс. Понимания этого процесса), выдвинув в качестве осн. Источника накопления капитала аккумуляцию феод. Зем. Рент. З. Создал также новую теорию возникновения ср.-век. Городов, согласно к-рой города возникают вследствие накопления "избыточного продукта" в с. Х-ве и его концентрации в руках феодалов, бывших, по его мнению, осн. Потребителями продукции гор. Ремесленников. З. Собрал в труде "Совр. Капитализм" и дополняющих его спец. Историч. Исследованиях огромный и хорошо подобранный фактич. Материал, дал в нек-рых случаях удачное описание отдельных сторон хоз. Жизни и высказал интересные точки зрения по нек-рым вопросам (особенно в тех случаях, когда он все же в той или иной степени следует за "Капиталом" Маркса, несмотря на постоянное стремление его "исправить" и "дополнить").
Интересны наблюдения З. О различиях социальной психологии хозяйствующих субъектов в разные ист. Эпохи. Но в целом науч. Несостоятельность идеалистич. Концепции З., его объяснения развития капитализма зарождением "капиталистич. Духа", - очевидна (пытаясь объяснить, как возник этот "всемогущий" дух, он прибег в кн. "Буржуа" (1913, рус. Пер. 1924) к далеким от науки гипотезам, вплоть до измышлений о его биологич. И нац. Истоках).Соч. (кроме указ. В ст.). Die deutsche Volkswirtschaft im 19 Jahrhundert, В., 1903, 8 Aufl., Darmstadt, 1954. Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus (Bd 1-Luxus und Kapitalismus, Bd 2-Krieg und Kapitalismus), Münch.-Lpz., 1913. Die drei Nationalökonomien, Münch.-Lpz., 1930. Die Zukunft des Kapitalismus, B., 1932.
Deutscher Sozialismus, В., 1934. В рус. Пер. - Народное хозяйство Германии в 19 и в нач. 20 в., м., 1924. Идеалы социальной политики, СПБ, 1906. Почему нет социализма в Соединенных Штатах, (М., 1906). Евреи и хозяйственная жизнь, ч. 1, СПБ, 1912.Лит. Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн. Мещанство и индивидуализм, сб. Ст., М.-П., 1923, с. 202-23 (см. Также предисловия к 3 т. "Совр. Капитализма", 1929, и к 1 т. Того же соч., 2 изд., 1931). Kulischer I., Allgemeine Wirtschaftsgeschichte des Mittelalters und der Neuezeit, 2 Aufl., Darmst., 1958. Krause W., Werner Sombarts Weg vom Kathedersozialismus zum Faschismus, В., 1962.Ю. А. Корхов. Москва..
Дополнительный поиск Зомбарт
На нашем сайте Вы найдете значение "Зомбарт" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зомбарт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 7 символа