Ислам
(араб. - покорность) - одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая "мировой" религией. Ее последователи - мусульмане (откуда ее др. Название - мусульманство) - составляют подавляющее большинство (от 80 до 98%) населения в странах Бл. Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, государства Аравийского п-ова, ОАР, Судан, Сомали) и Ср. Востока (Иран, Афганистан, Пакистан), в Сев. Африке (Марокко. Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия) и в Юго-Вост. Азии (Индонезия). Кроме того, мусульмане составляют значит. Количество населения в Ливане (не менее 50%), Индии (ок. 11%), Эфиопии (включая Эритрею, ок. 30%), Албании (более 50%), Югославии (12%), Болгарии (11%). В СССР И. Получил распространение среди населения в Ср.
Азии и Казахстане, в Азербайджане, в Дагестане и Чеч.-Ингуш. АССР, на Сев. Кавказе, в Адж. И Абх. АССР, а также в Тат. И Башк. АССР. Точные данные о численности мусульман отсутствуют. Всего мусульман ок. 380-400 млн. (1962).И. Возник в Хиджазе, в Зап. Аравии, в нач. 7 в. Н.э. Причиной возникновения И. Было образование клас. Общества и гос-ва у арабов, к-рые в кон. 6 - нач. 7 вв. Переходили из стадии первобытнообщинных в стадию рабовладельч. Отношений. По мнению нек-рых сов. Историков, возникновение И. Являлось отражением перехода арабов в стадию феодализма. Многобожие арабов, соответствовавшее первобытно- общинному строю и племенной раздробленности, оказалось изжившим себя при переходе населения в новую обществ.-экономич. Формацию. Идеологич. Предшественником И.
Был ханифизм. "Основателем" И. Считается мекканец Мухаммед. Осн. Источником начального И. Является Коран. На вероучение И. (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти - манихейство и зороастризм. Этим объясняется синкретический характер И.О политич. Событиях мекканского периода И. (до хиджры в 622) мы почти совершенно не имеем достоверных сведений, но вероучение И. Хорошо известно по мекканским сурам Корана. В Медине создалась "община верующих" (мусульман), в к-рой члены ее были объединены по признаку религ. Принадлежности, вне зависимости от кровнородственных связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военачальника и верх. Судьи мединских мусульман (мухаджиров и ансаров) и примкнувших к ним бедуинов Хиджаза.Главный догмат И.
- единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден и никого не было равного ему" (сура 112). Фантастич. Образ аллаха в Коране является точным отображением представителей формировавшегося тогда господств. Класса из мекканской родовой аристократии. Коранический аллах наделен свойствами рабовладельца, а люди представлены в виде его рабов. Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение. Имуществ. И социальное неравенство, в т. Ч. Рабство, представлены в Коране как божеств. Установления. Зато в фантастич. Загробном мире покорным и терпеливым праведникам обещаны райские наслаждения, а нечестивые грешники должны попасть в адское пламя. Аллах-рабовладелец наделен свойствами купца. В этом сказалось влияние торг. Обстановки Мекки.
Чтобы воспитать у мусульман чувство постоянного преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество. Мусульманин обязан также платить налог - закат и делать пожертвования - садака. Священная война - джихад в целях распространения И. Объявлена религ. Подвигом.И., как и всякая религия в клас. Обществе, являясь идеологич. Надстройкой, изменялся в соответствии с развитием обществ. Отношений. После арабских завоеваний в обширном Халифате, где преобладали раннефеод. Отношения, появилась сунна, состоявшая из множества хадисов. Кодифицированная в 9 в., она стала свящ. Лит-рой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ ("корней") мусульм. Права (см.
Шариат).Антифеод. Движения крест., плебейских и бедуинских масс получили свое идеологич. Выражение в учениях различных мусульм. Сект. Первой сектой в И. Были хариджиты, к-рые вели вооруж. Борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявляли свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксальным мусульманам.Распространявшийся в Халифате в 7-8 вв. И. Встречал идеологич. Сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в кон. 8 в. Появление мутазилитов. Знакомые с диалектич. Методами древнегреч. И эллинистич. Философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в качестве офиц.
Учения в Халифате, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульм. Правоверия. Но последние в целях сохранения своего влияния на массы были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульм. Богословие - калам. Основоположником калама считается Ашари (874-935). Уже в 1 в. Мусульм. Эры (хиджры) в И. Произошел раскол. Мусульмане разделились на приверженцев двух осн. Направлений - суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верх. Власть в Халифате между двумя группировками господств. Класса. Шииты, являвшиеся меньшинством, были сторонниками четвертого "праведного" халифа Али (656-661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Он стал первым шиитским имамом как родственник "посланника аллаха". Большинство же мусульман остались суннитами, к-рые признавали омейядских, а затем аббасидских халифов светскими государями и верховными духовными руководителями "общины верующих", т.
Е. Всех мусульман. С 10 в., в ходе распадения Багдадского халифата, аббасидский халиф, лишившись политич. Власти, сохранил функции суннитского верховного имама, считавшегося защитником и охранителем вероучения ортодоксального И.Коран и сунна стали у суннитов осн. Произв. Религ. Лит-ры - священного писания и священного предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феод. Общества, иджма и кыяс были также признаны основами или "корнями" фикха - мусульм. Правоведения. Правоведы - факихи - составили своды мусульм. Права - шариата. Применение адатов, т. Е. Обычаев, регулировавших обществ. Отношения у нек-рых племен и народностей, обращавшихся в И., было допущено наряду с нормами шариата.Во 2-й пол. 8 и в 9 вв. Была завершена выработка норм мусульм.
Права, по к-рым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка). Ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов - имамы Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (715-795), аш-Шафии (767-819) и Ибн Ханбал (780-855) - считались авторитетными муджтахидами, т. Е. Правоведами, применявшими иджтихад - самостоят. Толкование религ. Права. После них у суннитов "двери идж-тихада были закрыты". Муджтахиды утратили право толковать усуль (т. Е. Осн. Положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т. Е. Второстепенных богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульм. Права к новым политич. И обществ. Явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из к-рых чаще всего являлась выражением совокупного мнения богословов и правоведов того или иного мазхаба.Сложная мусульм.
Обрядность, подробно и тщательно разработанная в шариате, доныне воспитывает чувство зависимости верующих от фантастич. Аллаха и ставит их под постоянный контроль духовенства. Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в течение всего месяца рамадана. Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. Но мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам разрешается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца - шавваля, происходит веселый ид аль-фитр - "праздник разговения", или ураза-байрам. "Великим праздником" считается ид аль-адха - праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа мусульм.
Месяца зу-л-хиджжа). Менее популярны праздники мирадж - вознесение, связанный с мифом о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид - в ознаменование дня рождения этого пророка.В 10-11 вв., когда развернулся процесс закрепощения осн. Производителей в феод. Обществе Бл. И Ср. Востока, стало развиваться мистико-аскетич. Направление в И. - суфизм.Носители идей и практики суфизма - дервиши, не придавая значения установившимся правилам религ. Культа и обрядности, стремились к индивидуальному единению с богом и даже к слиянию с ним посредством самоуглубления, внутр. Созерцания, сопровождаемых аскетич. Упражнениями. Суфии, идеализируя бедность и воздержание, порицали пороки феодалов и духовенства, чем снискали себе популярность в угнетенных нар.
Массах.Влияние суфизма на мусульм. Верующие массы и растущая популярность суфиев побудили мусульм. Ортодоксов в лице Газали (1058-1111) включить учение умеренного монотеистич. Суфизма в систему правоверного И.Суфизм получил широкое распространение как среди суннитов, так и среди шиитов. Последние достигли численного преобладания среди мусульман в Иране, Юж. Ираке и Йемене. Из шиитских сект наибольшего влияния достигли исмаилиты. Идеологи этой секты разработали довольно стройную религ. Филос. Систему, далеко отошедшую от мусульм. Правоверия. Умело применяя социальную демагогию, проповедники исмаилизма использовали антифеод. Нар. Движения в интересах отд. Группировок феодалов. Представители крайнего направления в исмаилизме - кармати пытались осуществить свое антифеод.
Учение на практике в образованном ими гос-ве в Эль-Хасе, в Вост. Аравии.Духовный гнет И. (как правоверного, так и сектантского) вызывал решит. Протест со стороны свободомыслящих рационалистов. В странах распространения И. Передовые ср.-век. Философы и ученые противопоставляли доводы разума слепой вере и суевериям, боролись за освобождение науч. Исследования от контроля поборников мусульм. Правоверия. Наиболее выдающимися мыслителями, противо- поставлявшими науку религии, были арабоязычные ученые аль-Кинди (800-879), Фараби (870-950), Ибн Хайсам (ум. 1038), Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057), Ибн Сина (980-1037), Бируни (973-1048 или 1050), Ибн Туфейль (ок. 1110-1185) и Ибн Рошд (1126-98).В 12-13 вв. Завершился процесс формирования И.
Как господств. Идеологии в феод. Обществе Бл. И Ср. Востока. Затем И. Находился в состоянии длит. Застоя, что отражало застойное состояние позднефеод. Вост. Общества. В вост. Феод. Деспотиях (Османская империя, Сефевидский Иран, гос-во Великих Моголов) И. Являлся знаменем завоеват. Войн, а в период упадка этих держав служил орудием внутр. Реакции.Только в 19 в., когда на ист. Сцене в нек-рых странах Востока появилась буржуазия, она стала проявлять стремление использовать И. В своих интересах. Впервые в сер. 19 в. Это получило свое выражение в учении бабизма. Гораздо полнее и последовательнее это стремление нац. Буржуазии выразилось в т.н. Мусульм. Реформации в кон. 19 - нач. 20 вв. Бурж. Реформаторы И. (напр., Джемаль-ад-дин аль-Афгани, М. Абдо, М. Икбал) приспособляли феод.
Мусульм. Идеологию к отношениям капиталистич. Общества. Считая шариат совершенно устаревшим, они предлагали заменить его нормами бурж. Права. В интересах капиталистич. Произ-ва они выступали противниками затворничества и неграмотности мусульм. Женщин, за их раскрепощение (чтобы они могли работать на предприятиях и в учреждениях), сторонниками моногамии. Они считали желательным упростить обрядность, смягчить строгие предписания о посте, чтобы работники произ-ва не отвлекались от работы и не истощались в результате выполнения религ. Обрядов. Учитывая стремление нац. Буржуазии к освобождению от засилья зап. Монополий и трестов, реформаторы И. Были ревностными сторонниками усвоения достижений науки (в т. Ч. Естествознания) и техники.
Свою деятельность реформаторы И. Оправдывали посредством произвольного толкования текста Корана.К колониальному господству европ. Держав на Востоке реформаторы И. Относились терпимо, шли на сговор с империалистами, считая их господство менее опасным, чем возможные результаты революц. Движений. Такой же тактики придерживались и панисламисты (см. Панисламизм), к-рые пытались соединить освободит. Движение против империализма с защитой интересов вост. Феодалов и мусульм. Духовенства.Вел. Окт. Социалистич. Революцию идеологи и пропагандисты И., и прежде всего мусульм. Духовенство, встретили враждебно. Они пытались также ограничить размах нац.-освободит. Движения, развернувшегося в странах Востока под влиянием этой революции. В советской стране в годы гражд.
Войны представители феод. И бурж. Контрреволюции в Ср. Азии и на Кавказе часто выступали под лозунгом "защиты ислама и шариата". Мусульм. Духовенство, как идеолог реакции, агитировало против коллективизации, было непримиримым противником раскрепощения женщин и нового сов. Законодательства о семье и браке.Но во время Вел. Отечеств. Войны при патриотич. Подъеме масс мусульм. Духовенство (наряду с духовенством др. Религий) в СССР, чтобы не утратить своего влияния на верующих, заняло лояльные позиции. После войны духовенство под влиянием верующих трудящихся включилось в движение сторонников мира. Чтобы задержать отход мусульман от религии, оно проводит политику приспособленчества. Проповедует ложное утверждение о тождестве коммунистич.
Морали и мусульм. Учения о нравственности, выдает религ. Обряды за нац. Традиции и т.п.На зарубежном Востоке идеологи и пропагандисты И. Нередко поднимали вопрос об отношении И. К коммунизму. До революции 1952 в Египте мусульм. Правоверы (напр., шейхи аль-Азхара) заявляли, что И. И коммунизм - две непримиримые, взаимно враждебные идеологии и что социалистич. Строй неприемлем для мусульман. Но мусульманские идеологи мелкой буржуазии и некоторые буржуазные интеллигенты, учитывая настроения и симпатии мусульманских народных масс и особенно молодежи, начинают пропагандировать представление о тождестве или сходстве И. И коммунизма. Они изображают И. В виде "социалистич. Религии", ее возникновение в 7 в. Н.э. Представляют как социальную революцию.Зарубежные мусульм.
Деятели в последнее время проявляют тенденцию покончить с разногласиями между суннитами, шиитами и сектантами. Нац. Буржуазия в странах с преобладающим мусульм. Населением превратила И. В действенный фактор своего политич. И социального господства. Об изучении И. См. Ст. Исламоведение.Лит. К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328, т. 21, с. 294, т. 22, с. 468, т. 28, с. 214 и сл., 222 и сл. Их же, Соч., т. 24, (M.-Л., 1931), с. 452 и сл. Коран, пер. И комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963. Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1-2, 2 изд., М., 1904. Ч. 3, М., 1912. Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир Ислама", 1912, т. 1, No 2. Его же, Ислам, П., 1918. Его же, Культура мусульманства, П., 1918. Его же, Мусейлима, (Л., 1925).
Смирнов Н. A., Совр. Ислам, 2 изд., 1930. Его же, Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954. Происхождение ислама. Хрестоматия, сост. Е. Беляев, ч.1, М.-Л., 1931. Беляев Е. A., Образование араб. Гос-ва и возникновение ислама в VII веке. Доклады сов. Делегации на XXIII Междунар. Конгрессе востоковедов. Секция исламоведения, М., 1954. Его же, Мусульм. Сектантство, М., 1957. Климович Л. И., Содержание Корана, 2 изд., М., (1930). Его же, Ислам в царской России. Очерки, М., 1936. Его же, Ислам. Очерки, М., 1962. Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. Течения в обществ. Мысли Индии и Пакистана, М., 1963. Гольдциер И., Ислам, пер. С нем., СПБ, 1911. Его же, Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы), пер. С нем., М., 1938. Массэ А., Ислам. Очерк истории, пер. С франц., М., 1961.
2 изд., М., 1963. Kremer A., Geschichte der herrschenden Ideen des Islams, Lpz., 1868. Goldziher J., Muhammedanische Studien, Tl 1-2, Halle, 1889-90. Его же, Vorlesungen über den Islam, 2 Aufl., Hdlb., 1925 (рус. Пер. - Лекции об исламе, СПБ, 1912). Nöldeke Th., Geschichte des Qorans, Tl 1-2, 2 Aufl., Lpz., 1909-19. Nicholson B. A., Studies in islamic mysticism, Camb., 1921. Massignon L., La passion d'al Hallaj, martyr mystique de l'Islam..., v. 1-2, P., 1922. Becker C. H., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt (Islamstudien), Bd 1-2. Lpz., 1924-32. Lammens H., L'Islam, 2 éd., Beyrouth, 1941. Unity and variety in Muslim civilization, ed. By G. E. Von Grunebaum, (Chi., 1955). Annuaire du mond musulman, red. Par L. Mas-signon, P., 1955.
Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957. Levy R., The social structure of Islam, 2 ed., Camb., 1957. Classicisme et déclin culturel dans l'histoire de l'Islam. Actes du symposium international d'histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux, 25-29 juin, 1956), P., 1957. Sauvaget J., Introduction б l'histoire de l'Orient musulman, P., 1961. L'élaboration de l'Islam. Colloque de Strasbourg, 12-14 Juin 1959, (P., 1961).E. A. Беляев. Москва..
Дополнительный поиск Ислам
На нашем сайте Вы найдете значение "Ислам" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ислам, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 5 символа