Ислам

119

(араб. - покорность) - одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая "мировой" религией. Ее последователи - мусульмане (откуда ее др. Название - мусульманство) - составляют подавляющее большинство (от 80 до 98%) населения в странах Бл. Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, государства Аравийского п-ова, ОАР, Судан, Сомали) и Ср. Востока (Иран, Афганистан, Пакистан), в Сев. Африке (Марокко. Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия) и в Юго-Вост. Азии (Индонезия). Кроме того, мусульмане составляют значит. Количество населения в Ливане (не менее 50%), Индии (ок. 11%), Эфиопии (включая Эритрею, ок. 30%), Албании (более 50%), Югославии (12%), Болгарии (11%). В СССР И. Получил распространение среди населения в Ср.

Азии и Казахстане, в Азербайджане, в Дагестане и Чеч.-Ингуш. АССР, на Сев. Кавказе, в Адж. И Абх. АССР, а также в Тат. И Башк. АССР. Точные данные о численности мусульман отсутствуют. Всего мусульман ок. 380-400 млн. (1962).И. Возник в Хиджазе, в Зап. Аравии, в нач. 7 в. Н.э. Причиной возникновения И. Было образование клас. Общества и гос-ва у арабов, к-рые в кон. 6 - нач. 7 вв. Переходили из стадии первобытнообщинных в стадию рабовладельч. Отношений. По мнению нек-рых сов. Историков, возникновение И. Являлось отражением перехода арабов в стадию феодализма. Многобожие арабов, соответствовавшее первобытно- общинному строю и племенной раздробленности, оказалось изжившим себя при переходе населения в новую обществ.-экономич. Формацию. Идеологич. Предшественником И.

Был ханифизм. "Основателем" И. Считается мекканец Мухаммед. Осн. Источником начального И. Является Коран. На вероучение И. (его догматику и обрядность) оказали большое влияние сектантское христианство и иудаизм, а отчасти - манихейство и зороастризм. Этим объясняется синкретический характер И.О политич. Событиях мекканского периода И. (до хиджры в 622) мы почти совершенно не имеем достоверных сведений, но вероучение И. Хорошо известно по мекканским сурам Корана. В Медине создалась "община верующих" (мусульман), в к-рой члены ее были объединены по признаку религ. Принадлежности, вне зависимости от кровнородственных связей. Во главе этой общины стоял Мухаммед, выступавший в роли вероучителя, военачальника и верх. Судьи мединских мусульман (мухаджиров и ансаров) и примкнувших к ним бедуинов Хиджаза.Главный догмат И.

- единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден и никого не было равного ему" (сура 112). Фантастич. Образ аллаха в Коране является точным отображением представителей формировавшегося тогда господств. Класса из мекканской родовой аристократии. Коранический аллах наделен свойствами рабовладельца, а люди представлены в виде его рабов. Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение. Имуществ. И социальное неравенство, в т. Ч. Рабство, представлены в Коране как божеств. Установления. Зато в фантастич. Загробном мире покорным и терпеливым праведникам обещаны райские наслаждения, а нечестивые грешники должны попасть в адское пламя. Аллах-рабовладелец наделен свойствами купца. В этом сказалось влияние торг. Обстановки Мекки.

Чтобы воспитать у мусульман чувство постоянного преклонения и зависимости от аллаха, Коран предписывает совершать молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество. Мусульманин обязан также платить налог - закат и делать пожертвования - садака. Священная война - джихад в целях распространения И. Объявлена религ. Подвигом.И., как и всякая религия в клас. Обществе, являясь идеологич. Надстройкой, изменялся в соответствии с развитием обществ. Отношений. После арабских завоеваний в обширном Халифате, где преобладали раннефеод. Отношения, появилась сунна, состоявшая из множества хадисов. Кодифицированная в 9 в., она стала свящ. Лит-рой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ ("корней") мусульм. Права (см.

Шариат).Антифеод. Движения крест., плебейских и бедуинских масс получили свое идеологич. Выражение в учениях различных мусульм. Сект. Первой сектой в И. Были хариджиты, к-рые вели вооруж. Борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявляли свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксальным мусульманам.Распространявшийся в Халифате в 7-8 вв. И. Встречал идеологич. Сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в кон. 8 в. Появление мутазилитов. Знакомые с диалектич. Методами древнегреч. И эллинистич. Философии, они решительно выступали против правоверных сторонников грубого антропоморфизма и защитников учения о предопределении. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана в качестве офиц.

Учения в Халифате, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульм. Правоверия. Но последние в целях сохранения своего влияния на массы были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульм. Богословие - калам. Основоположником калама считается Ашари (874-935). Уже в 1 в. Мусульм. Эры (хиджры) в И. Произошел раскол. Мусульмане разделились на приверженцев двух осн. Направлений - суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верх. Власть в Халифате между двумя группировками господств. Класса. Шииты, являвшиеся меньшинством, были сторонниками четвертого "праведного" халифа Али (656-661), двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Он стал первым шиитским имамом как родственник "посланника аллаха". Большинство же мусульман остались суннитами, к-рые признавали омейядских, а затем аббасидских халифов светскими государями и верховными духовными руководителями "общины верующих", т.

Е. Всех мусульман. С 10 в., в ходе распадения Багдадского халифата, аббасидский халиф, лишившись политич. Власти, сохранил функции суннитского верховного имама, считавшегося защитником и охранителем вероучения ортодоксального И.Коран и сунна стали у суннитов осн. Произв. Религ. Лит-ры - священного писания и священного предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феод. Общества, иджма и кыяс были также признаны основами или "корнями" фикха - мусульм. Правоведения. Правоведы - факихи - составили своды мусульм. Права - шариата. Применение адатов, т. Е. Обычаев, регулировавших обществ. Отношения у нек-рых племен и народностей, обращавшихся в И., было допущено наряду с нормами шариата.Во 2-й пол. 8 и в 9 вв. Была завершена выработка норм мусульм.

Права, по к-рым было признано деление суннитов на 4 правоверных мазхаба (толка). Ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Основатели этих доныне существующих мазхабов - имамы Абу Ханифа (ок. 699-767), Малик ибн Анас (715-795), аш-Шафии (767-819) и Ибн Ханбал (780-855) - считались авторитетными муджтахидами, т. Е. Правоведами, применявшими иджтихад - самостоят. Толкование религ. Права. После них у суннитов "двери идж-тихада были закрыты". Муджтахиды утратили право толковать усуль (т. Е. Осн. Положения богословия и права) и ограничивались толкованием только фуру, т. Е. Второстепенных богословских и правовых вопросов. На практике применение мусульм. Права к новым политич. И обществ. Явлениям стало допускаться только посредством издания фетв, каждая из к-рых чаще всего являлась выражением совокупного мнения богословов и правоведов того или иного мазхаба.Сложная мусульм.

Обрядность, подробно и тщательно разработанная в шариате, доныне воспитывает чувство зависимости верующих от фантастич. Аллаха и ставит их под постоянный контроль духовенства. Взрослые мусульмане обоего пола обязаны соблюдать пост в течение всего месяца рамадана. Пост заключается в полном воздержании от еды, питья и всего, что доставляет удовольствие. Но мусульманам предписано поститься только днем, от утренних до вечерних сумерек, а по ночам разрешается питаться и предаваться наслаждениям. По окончании поста, в первые три дня следующего месяца - шавваля, происходит веселый ид аль-фитр - "праздник разговения", или ураза-байрам. "Великим праздником" считается ид аль-адха - праздник заклания, жертвоприношения, или курбан-байрам (10-го числа мусульм.

Месяца зу-л-хиджжа). Менее популярны праздники мирадж - вознесение, связанный с мифом о ночном путешествии пророка Мухаммеда на небо, и мавлид - в ознаменование дня рождения этого пророка.В 10-11 вв., когда развернулся процесс закрепощения осн. Производителей в феод. Обществе Бл. И Ср. Востока, стало развиваться мистико-аскетич. Направление в И. - суфизм.Носители идей и практики суфизма - дервиши, не придавая значения установившимся правилам религ. Культа и обрядности, стремились к индивидуальному единению с богом и даже к слиянию с ним посредством самоуглубления, внутр. Созерцания, сопровождаемых аскетич. Упражнениями. Суфии, идеализируя бедность и воздержание, порицали пороки феодалов и духовенства, чем снискали себе популярность в угнетенных нар.

Массах.Влияние суфизма на мусульм. Верующие массы и растущая популярность суфиев побудили мусульм. Ортодоксов в лице Газали (1058-1111) включить учение умеренного монотеистич. Суфизма в систему правоверного И.Суфизм получил широкое распространение как среди суннитов, так и среди шиитов. Последние достигли численного преобладания среди мусульман в Иране, Юж. Ираке и Йемене. Из шиитских сект наибольшего влияния достигли исмаилиты. Идеологи этой секты разработали довольно стройную религ. Филос. Систему, далеко отошедшую от мусульм. Правоверия. Умело применяя социальную демагогию, проповедники исмаилизма использовали антифеод. Нар. Движения в интересах отд. Группировок феодалов. Представители крайнего направления в исмаилизме - кармати пытались осуществить свое антифеод.

Учение на практике в образованном ими гос-ве в Эль-Хасе, в Вост. Аравии.Духовный гнет И. (как правоверного, так и сектантского) вызывал решит. Протест со стороны свободомыслящих рационалистов. В странах распространения И. Передовые ср.-век. Философы и ученые противопоставляли доводы разума слепой вере и суевериям, боролись за освобождение науч. Исследования от контроля поборников мусульм. Правоверия. Наиболее выдающимися мыслителями, противо- поставлявшими науку религии, были арабоязычные ученые аль-Кинди (800-879), Фараби (870-950), Ибн Хайсам (ум. 1038), Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057), Ибн Сина (980-1037), Бируни (973-1048 или 1050), Ибн Туфейль (ок. 1110-1185) и Ибн Рошд (1126-98).В 12-13 вв. Завершился процесс формирования И.

Как господств. Идеологии в феод. Обществе Бл. И Ср. Востока. Затем И. Находился в состоянии длит. Застоя, что отражало застойное состояние позднефеод. Вост. Общества. В вост. Феод. Деспотиях (Османская империя, Сефевидский Иран, гос-во Великих Моголов) И. Являлся знаменем завоеват. Войн, а в период упадка этих держав служил орудием внутр. Реакции.Только в 19 в., когда на ист. Сцене в нек-рых странах Востока появилась буржуазия, она стала проявлять стремление использовать И. В своих интересах. Впервые в сер. 19 в. Это получило свое выражение в учении бабизма. Гораздо полнее и последовательнее это стремление нац. Буржуазии выразилось в т.н. Мусульм. Реформации в кон. 19 - нач. 20 вв. Бурж. Реформаторы И. (напр., Джемаль-ад-дин аль-Афгани, М. Абдо, М. Икбал) приспособляли феод.

Мусульм. Идеологию к отношениям капиталистич. Общества. Считая шариат совершенно устаревшим, они предлагали заменить его нормами бурж. Права. В интересах капиталистич. Произ-ва они выступали противниками затворничества и неграмотности мусульм. Женщин, за их раскрепощение (чтобы они могли работать на предприятиях и в учреждениях), сторонниками моногамии. Они считали желательным упростить обрядность, смягчить строгие предписания о посте, чтобы работники произ-ва не отвлекались от работы и не истощались в результате выполнения религ. Обрядов. Учитывая стремление нац. Буржуазии к освобождению от засилья зап. Монополий и трестов, реформаторы И. Были ревностными сторонниками усвоения достижений науки (в т. Ч. Естествознания) и техники.

Свою деятельность реформаторы И. Оправдывали посредством произвольного толкования текста Корана.К колониальному господству европ. Держав на Востоке реформаторы И. Относились терпимо, шли на сговор с империалистами, считая их господство менее опасным, чем возможные результаты революц. Движений. Такой же тактики придерживались и панисламисты (см. Панисламизм), к-рые пытались соединить освободит. Движение против империализма с защитой интересов вост. Феодалов и мусульм. Духовенства.Вел. Окт. Социалистич. Революцию идеологи и пропагандисты И., и прежде всего мусульм. Духовенство, встретили враждебно. Они пытались также ограничить размах нац.-освободит. Движения, развернувшегося в странах Востока под влиянием этой революции. В советской стране в годы гражд.

Войны представители феод. И бурж. Контрреволюции в Ср. Азии и на Кавказе часто выступали под лозунгом "защиты ислама и шариата". Мусульм. Духовенство, как идеолог реакции, агитировало против коллективизации, было непримиримым противником раскрепощения женщин и нового сов. Законодательства о семье и браке.Но во время Вел. Отечеств. Войны при патриотич. Подъеме масс мусульм. Духовенство (наряду с духовенством др. Религий) в СССР, чтобы не утратить своего влияния на верующих, заняло лояльные позиции. После войны духовенство под влиянием верующих трудящихся включилось в движение сторонников мира. Чтобы задержать отход мусульман от религии, оно проводит политику приспособленчества. Проповедует ложное утверждение о тождестве коммунистич.

Морали и мусульм. Учения о нравственности, выдает религ. Обряды за нац. Традиции и т.п.На зарубежном Востоке идеологи и пропагандисты И. Нередко поднимали вопрос об отношении И. К коммунизму. До революции 1952 в Египте мусульм. Правоверы (напр., шейхи аль-Азхара) заявляли, что И. И коммунизм - две непримиримые, взаимно враждебные идеологии и что социалистич. Строй неприемлем для мусульман. Но мусульманские идеологи мелкой буржуазии и некоторые буржуазные интеллигенты, учитывая настроения и симпатии мусульманских народных масс и особенно молодежи, начинают пропагандировать представление о тождестве или сходстве И. И коммунизма. Они изображают И. В виде "социалистич. Религии", ее возникновение в 7 в. Н.э. Представляют как социальную революцию.Зарубежные мусульм.

Деятели в последнее время проявляют тенденцию покончить с разногласиями между суннитами, шиитами и сектантами. Нац. Буржуазия в странах с преобладающим мусульм. Населением превратила И. В действенный фактор своего политич. И социального господства. Об изучении И. См. Ст. Исламоведение.Лит. К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328, т. 21, с. 294, т. 22, с. 468, т. 28, с. 214 и сл., 222 и сл. Их же, Соч., т. 24, (M.-Л., 1931), с. 452 и сл. Коран, пер. И комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963. Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1-2, 2 изд., М., 1904. Ч. 3, М., 1912. Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир Ислама", 1912, т. 1, No 2. Его же, Ислам, П., 1918. Его же, Культура мусульманства, П., 1918. Его же, Мусейлима, (Л., 1925).

Смирнов Н. A., Совр. Ислам, 2 изд., 1930. Его же, Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954. Происхождение ислама. Хрестоматия, сост. Е. Беляев, ч.1, М.-Л., 1931. Беляев Е. A., Образование араб. Гос-ва и возникновение ислама в VII веке. Доклады сов. Делегации на XXIII Междунар. Конгрессе востоковедов. Секция исламоведения, М., 1954. Его же, Мусульм. Сектантство, М., 1957. Климович Л. И., Содержание Корана, 2 изд., М., (1930). Его же, Ислам в царской России. Очерки, М., 1936. Его же, Ислам. Очерки, М., 1962. Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. Течения в обществ. Мысли Индии и Пакистана, М., 1963. Гольдциер И., Ислам, пер. С нем., СПБ, 1911. Его же, Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы), пер. С нем., М., 1938. Массэ А., Ислам. Очерк истории, пер. С франц., М., 1961.

2 изд., М., 1963. Kremer A., Geschichte der herrschenden Ideen des Islams, Lpz., 1868. Goldziher J., Muhammedanische Studien, Tl 1-2, Halle, 1889-90. Его же, Vorlesungen über den Islam, 2 Aufl., Hdlb., 1925 (рус. Пер. - Лекции об исламе, СПБ, 1912). Nöldeke Th., Geschichte des Qorans, Tl 1-2, 2 Aufl., Lpz., 1909-19. Nicholson B. A., Studies in islamic mysticism, Camb., 1921. Massignon L., La passion d'al Hallaj, martyr mystique de l'Islam..., v. 1-2, P., 1922. Becker C. H., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt (Islamstudien), Bd 1-2. Lpz., 1924-32. Lammens H., L'Islam, 2 éd., Beyrouth, 1941. Unity and variety in Muslim civilization, ed. By G. E. Von Grunebaum, (Chi., 1955). Annuaire du mond musulman, red. Par L. Mas-signon, P., 1955.

Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957. Levy R., The social structure of Islam, 2 ed., Camb., 1957. Classicisme et déclin culturel dans l'histoire de l'Islam. Actes du symposium international d'histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux, 25-29 juin, 1956), P., 1957. Sauvaget J., Introduction б l'histoire de l'Orient musulman, P., 1961. L'élaboration de l'Islam. Colloque de Strasbourg, 12-14 Juin 1959, (P., 1961).E. A. Беляев. Москва..

Значения в других словарях
Ислам

[араб., буквально — покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи — мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, государств Аравийского полуострова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значительную часть (от 60 до 75% ) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, около половины населения Ливана и Албан..

Ислам

ИСЛАМ (араб. - букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - Мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу..

Ислам

ИСЛАМ (от арабского - покорность), одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последователи - мусульмане (отсюда др. Название - мусульманство). Возник в 7 в. Основатель - Мухаммед (ок. 570-632). Главные принципы И. Изложены в "священной книге" - Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются "пятью столпами И.". 1) поклонение единому всемогущему Богу -Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва). 2) ежедневная пятикратная молитва (салат..

Ислам

ИСЛАМ (арабское, буквально покорность), монотеистическая религия>, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед>. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонени..

Ислам

(т. Е. "предание себя" человеком Богу) — есть, по Мухаммеду, открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), в божеское предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммеда, как ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в загробную жизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, в первое время своей деятельности называвший себя воссо..

Ислам

Монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя "мусульманами" (араб. "муслим"). В настоящее время ислам - господствующая религия в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Мавритании, Сенегале, Гвинее, Нигерии, Чаде, Египте, Судане, Сомали, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и других государствах Аравийского полуострова, Турции, Албании, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Каз..

Ислам

[арабск.] - одна из мировых религий наряду с христианством (ХРИСТИАНСТВО) и буддизмом (БУДДИЗМ). Религия мусульман, вера в Аллаха как единого Бога и в его пророка Мухаммада. То же, что МУСУЛЬМАНСТВО (МАГОМЕТАНСТВО).(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)араб. Islam. Название магометанской религии. Собственно значит. Преданность воле Божией.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)мусульм..

Ислам

См. Вера.... ..

Ислам

(иноск.) - поклонники (страна) ислама, магометанства (последователи Магомета)Ср. Islam (арабск.) - путь к спасению (покорность воле Божьей), aslama - покоряться.. ..

Ислам

Исламизм м. Мохамеданство, мусульманство, вера Мохамеда. В переводе. Путь ко спасению.. ..

Ислам

М.Одна из наиболее распространенных мировых религий, возникшая в Аравии VII в., получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и имеющая своими основными догматами поклонение единому богу - Аллаху и признание Мухаммеда Его посланником. Мусульманство.. ..

Ислам

ИСЛА́М -а. М. [араб. Islām - покорность]. Одна из наиболее распространённых религий мира, последователями которой являются мусульмане. Мусульманство.. ..

Ислам

-а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. Н. Э. На основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда). II прил. Исламский, -ая, -ое.. ..

Ислам

Ислама, мн. Нет, м. (араб. Islam, букв. Предание себя, подразумевается - воле аллаха) (книжн.). Магометанская религия, мусульманство.. ..

Ислам

Заимств. В XVIII в. Из тюрк. Яз., где оно — из араб. Islām «покорность», производного от глагола salama «покоряться» (воле бога).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Ислам

(араб., букв. Покорность). ..

Ислам

— одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в. Вероучение И. Изложено в Коране, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Покоится на 7 догматах. Вере в единого бога — Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Культ И. Опирается на пять столпов веры. Исповедание — произнесение формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», ежедневная пятикратная молитва..

Искосол

Сокращенное назв. Исполнит. К-та Совета солдатских депутатов 12-й армии Сев. Фронта, созданного недемократич. Путем при поддержке командования армии 9(22) марта 1917 на собрании представителей воинских частей в Риге. Засилие меньшевиков, эсеров и бундовцев привело к тому, что вплоть до Окт. Революции И. Был оплотом соглашательской политики. В мае И. Объединился с контрреволюц. Исполкомом Совета офицерских депутатов 12-й армии. 29 окт. (11 нояб.) на съезде Советов солдатских депутатов 12-й армии ..

Искра

1.Захарий Юрьевич (ум. Ок. 1730) - один из предводителей правобережного укр. Казачества, кодацкий, затем корсунский полковник. В 1702-04 вместе с Палием, Самусом, Абазиным возглавил крест.-казацкое восстание в Подолии, Брацлавщине, на Волыни, направленное против польско-шляхетского гнета. После подавления восстания перешел из Правобережья на рус. Терр. Украины. Был сторонником воссоединения в составе России Левобережной Украины с Правобережной. В 1708 арестован Мазепой в связи с делом В. Л. Кочу..

Ислам-гирей III

Ислам-Герай III (1604-54), - крымский хан (1644-54), сын Селямет-Гирея. В 1644 тур. Султан назначил его ханом вместо младшего брата Мухамед-Гирея. В 1648 И.-Г. III вступил в союз с Богданом Хмельницким, стремясь при этом к ослаблению и Польши и Украины, чтобы иметь возможность ограбить их терр. В 1649 участвовал в битве под Зборовом и вынудил Б. Хмельницкого заключить мир с поляками (см. Зборовский договор 1649), к-рый спас Польшу от решит. Поражения. В битвах под Берестечком (1651) и Жванцем (1..

Ислам-шах

Правитель Сев. Индии из династии Сур в 1545-54, младший сын и преемник Шер-шаха. И.-ш. Считался хорошим полководцем и правителем, но его власть была подорвана крупным движением махдистов. Смерть И.-ш. В расцвете лет от опухоли считали в народе карой за подавление махдистского движения.. ..

Ислам

(араб, «покорность») — одна из мировых религий. Возник в VII в. В среде арабов-бедуинов. Его основатель - Мухаммед (570-632), уроженец г. Мекка. Ок. 610 г. Мухаммед начал выступать с проповедями, в которых утверждал, что есть только один Бог (Аллах) для всех людей, а остальные боги — ложные. Призывал арабов покаяться в прежнем неверии в единственного всемогущего Бога. Идея одного Бога для арабов способствовала их объединению в единое государство во главе с Мухаммедом. После его смерти был состав..

Ислам

ИСЛАМ (арабск. Ал-Ислам - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. Зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. И язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. Стал пророк Мухаммад (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангел..

Ислам

- одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. И. Возник в VII в. На Аравийском полуострове. Численность последователей И. Более 1 млрд. Человек. Сторонники И. В основном проживают в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а также в ряде стран Азии. И. Играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях. В последние годы возникли десятки региональных и международных исламских политических, экономи..

Ислам

(арабск. Ал-Ислам - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. Зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. И язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. Стал пророк Мухаммад (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы расс..

Ислам

Предание себя Богу, покорность. Так называется монотеистическая (авраамическая) религия, истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. В окончательном виде эта религия была представлена в проповедях пророка Мухаммада, который получил ее в виде Божественного откровения (вахй). Ислам (в значении покорности Богу) - это религия, которую исповедовали все Божьи посланники и их последователи. Еще одним значением слова Ислам, корень которого составляют буквы С-Л-М, является слово ..

Ислам

Одна из трех (после христианства и буддизма) мировых религий. В историческом аспекте одна из самых молодых религий, т.к. Ее появление относится к раннему средневековью. История ислама В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впит. ..

Дополнительный поиск Ислам Ислам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ислам" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ислам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа