Исторические Песни

85

Муз.-поэтич. Произведения, посвященные ист. Событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. Творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. Приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей ист. Фактов. Сказители не выделяли И. П., называя их также старинами. Позже И. П. Сближаются с песнями лит. Происхождения.Нар. Песни, связанные с наиболее значит. Событиями, возникли в древнейшие времена. Рим. И ср.-век. Авторы свидетельствуют о существовании И. П. У древних германцев и др. Племен. Так, Тацит сообщает о том, что через 80 лет после победы Арминия над Варом это событие "воспевалось у варварских народов", Приск рассказывает о песнях гуннов, воспевавших подвиги Аттилы.

Павел Диакон упоминает о песнях в честь короля лангобардов. Древнейший текст И. П., дошедший до нас, - фрагмент песни о победе Хлотаря II над саксами, приведенный в жизнеописании Фарона у Хильдегария (9 в.). О значении, придававшемся И. П. В этот период, говорит указ Карла Великого, предписывавший собирать и записывать историко-героич. Песни. 11-12 вв. - эпоха расцвета рыцарских песен во Франции (Chanson de geste) и в Испании (romanceros). Франц. Песни рассказывают о событиях времен Меровингов и Каролингов (ссора Хлотаря с сыном Дагобертом, борьба Карла Мартелла с братьями, поход Карла Великого в Испанию и войны с саксами). Значит. Место занимают песни на сюжеты борьбы королев. Власти с феод. Восстаниями. Исп. Романсерос, собранные лишь к 16 в., рассказывают о борьбе с маврами, о становлении единого исп.

Гос-ва (романсы о Бернардо дель Карньо, о семи инфантах Лары, ок. 200 романсов о Сиде). В И. П. 11-13 вв. Впервые проявились чувства нац. Самосознания европ. Народов. И. П. Средневековья стали основой лит. Героич. Эпоса (Нибелунги, Беовульф, Сид, Эдда). Нередко И. П. Продолжали существовать параллельно с литературно обработанным эпосом. Так, в Шотландии еще в 18 в. Существовали барды, исполнявшие песни на сюжеты, нашедшие воплощение в прозаич. Сагах. Письменных свидетельств о существовании И. П. У славян в древности не сохранилось. Имеющиеся в науке предположения об отражении в памятниках письменности Киевской Руси И. П. Как таковых остаются недоказанными. Первые сохранившиеся рус. И. П. Относятся к кон. 13 в. Татаро-монг. Нашествие, оставившее глубокий след в нар.

Сознании, породило ряд И. П. ("Авдотья-Рязаночка", песни о тат. Полоне, "Щелкан"). Борьба с татарским игом нашла отражение в "Задонщине", к-рая исполнялась как И. П.В кон. 13-14 вв. Осн. Содержанием И. П. Стала борьба гор. Низов и крестьян против феодалов, нац.-освободит. Борьба. Старые феод. Сюжеты пародируются. Если раньше католич. Церковь иногда даже поддерживала распространение нек-рых И. П. (песни о крестовых походах, о религ. "чудесах" и др.), то сейчас все светские мотивы стали преследоваться. Они жили в устной традиции, их авторы нередко являлись бродячими исполнителями своих соч. (см. Ваганты). Особое значение приобрела сатира на привилегиров. Сословия и воспевание нар. Гуманизма, что способствовало развитию нац. Самосознания у нар. Масс.

К 16 в. Относятся героич. Песни греков и сербов о борьбе с тур. Захватчиками, а также возникновение англ. Цикла песен о Робине Гуде с их острой социальной тематикой. Особое место заняли песни о Великих географич. Открытиях, нередко создававшиеся на слова крупнейших совр. Поэтов (напр., на слова Гонгоры в Испании). Описания бедствий народа и сатиру на власть имущих содержат польск. И нем. Песни времен Тридцатилетней войны ("Смерть Валленштейна" и др.). В 18 в. И. П., наряду с др. Нар. Песнями, начинают собираться, а затем и научно обрабатываться. В России И. П. Достигли наивысшего расцвета в 16 в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне "Взятие Казани" изображено рус.

Войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии ист. Действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В 16 в. Появляется и новая разновидность И. П. - своеобразная политич. Поэма (цикл песен об Иване Грозном, в к-ром отражены разл. Взгляды. Песни-памфлеты и песни, оправдывающие Ивана Грозного). Нар. Движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. И. П. 17 в. Еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразоват. Деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I.

И. П. 18 в. - в значит. Степени солдатского происхождения, они посвящены гл. Обр. Воен. Тематике - Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), рус.-швед. И рус.-тур. Войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в И. П. Уделено нар. Движению, возглавленному Пугачевым (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.), в них отражено глубокое сочувствие к нему.В Европе на фоне социальных потрясений кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Возникли И. П., исполненные революц. Пафоса (франц. Революц. Песни - Марсельеза, Г‡a ira и др.), в Америке - песни времен борьбы за независимость.В рус. И. П. 19 в. По-прежнему значит. Место занимает воен. Тематика (песни об Отечеств. Войне 1812 и Крымской войне), а также песни, отражающие тяжесть крепостничества и воен.

Поселений (напр., в песне об Аракчееве рассказывается о том, как дворец Аракчеева в Грузии был построен на присвоенное им солдатское жалованье). В 18-19 вв. Рус. И. П., выражая осн. Тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных ист. Событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова и даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значит. Степени повторяют песни о рус.-тур. Войнах 18 в.). Для 19 в. Характерно лит. Происхождение мн. И. П. (напр., "Ермак" Рылеева).В 19 в. С развитием клас. Сознания пролетариата возникают песни в рабочей среде, посв. Крупным выступлениям рабочих, росту единства пролетарских рядов (песни лионских ткачей во Франции, революц.

Песни польск. Пролетариата и т. Д.). С кон. 19 в. Появляются И. П. Рус. Пролетариата, в к-рых отражены гнет капитализма и революц. Борьба рабочих. Большое место в И. П. Такого рода занимают события 1905-07 ("Мы мирно стояли пред Зимним дворцом", "Очаков" и др.). К И. П. Можно отнести и песенный фольклор амер. Негров (песни о тяжелом рабском труде, "Миссисипи", о Дж. Брауне), песни времен гражд. Войны. Наиболее ярко решимость к борьбе и стремление трудящихся к свободному и счастливому труду воплотились в "Интернационале", ставшем гимном мирового пролетариата. Героич. Эпопея Окт. Революции и гражд. Войны отражена во мн. Песнях, живущих и в наши дни ("По долинам и по взгорьям", франц. Песня о солдатах 12-го стрелкового полка и др.). В годы строительства социализма в СССР создавались песни, прославлявшие героич.

Энтузиазм сов. Народа ("Песня о встречном" Д. Д. Шостаковича и др.). Борьба народов против фашизма, 2-я мировая война породили антифаш. Песни (цикл романсерос времен Нац.-революц. Войны в Испании, возродившие лучшие традиции нац. Песнетворчества, и др.). В СССР в годы Вел. Отечеств. Войны создавались песни, воспевавшие подвиги сов. Людей (Зои Космодемьянской, Гастелло и др.), героич. Оборону городов (Москвы, Ленинграда, Севастополя и др.). И. П., рождавшиеся в гуще нар. Борьбы, становились затем знаменем этой борьбы, приобретали широкую популярность.За последние десятилетия наблюдается превращение И. П., посвященных выдающимся событиям истории, борьбе народа, в массовые песни. Песни такого рода призваны служить делу идейного воспитания масс (широко распространенные песни о мире, о борьбе за мир, о революц.

Борьбе народов, песни о Кубинской революции, о жертвах Хиросимы).Лит. Миллер В. Ф., Ист. Песни XVI - XVIII вв., "Изв. ОРЯС", т. 3, 1915. Рус. Устная словесность, т. 2, Былины. Ист. Песни, М., 1919. Ист. Песни XIII - XVI вв., М.-Л., 1960. Путилов Б. Н., Рус. Историко-песенный фольклор XIII - XVI вв., М., 1960. Зимин А. A., Песня о Щелкане и возникновение жанра исторической песни, "История СССР", 1963, No 3. Немецкие народные баллады, М., 1959. Слово скорби и утешения. Немецкая поэзия времен Тридцатилетней войны. 1618-1648 гг., М., 1963. Эпос сербского народа, М., 1963.В. Г. Кисунько, А. И. Рогов. Москва..

Значения в других словарях
Исторические песни

(русские) жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. П. Рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Тема защиты Родины преобладает в песнях начала и середины 17 в. Тема казацких И. П. — защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Ст..

Исторические Песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв. Отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.. ..

Исторические Песни

Музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгол..

Исторические Песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 - 18 вв. Отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.. ..

Исторические Песни

Жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16-18 вв. Отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.. ..

Исторические песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - см. Былины и Песни. ..

Исторические песни

ИСТОРИ´. ..

Исторические песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. ..

Исторические Песни

Музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгол..

Исторические Источники

См. Источники исторические.. ..

Исторические Общества

Объединения историков-профессионалов и любителей. Большинство И. О. Своими задачами считает прежде всего изучение нац. И локальной истории, собирание и публикацию источников, подготовку и издание печатных работ (в т. Ч. Методич. Пособий по преподаванию истории), популяризацию ист. Знаний. Нек-рые И. О. Занимаются более широким кругом вопросов (изучением всеобщей истории и отд. Ее проблем, историографией, методологией истории и др.). Существуют общенац. И местные И. О. Деятельность И. О., особенн..

Исторический Жанр

В художественной литературе. Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художеств. Воссоздание отличается от научного. Опираясь на ист. Данные, писатель в то же время всегда идет по пути творческого вымысла, без к-рого невозможно иск-во. Он изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право на ист. Вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно ист. Событий, эпо..

Исторический Материализм

Наука о наиболее общих законах и движущих силах развития человеч. Общества. Органич. Часть марксистско-ленинской философии, неотделимая от диалектич. Материализма и распространяющая его принципы на область истории. Как филос. Наука об обществе И. М. Представляет собой общую социологич. Теорию и метод познания, служащий целям преобразования обществ. Жизни.Домарксистская социология. В ходе ист. Развития человеч. Общества возникла целая система обществ. Наук. Во-первых - всеобщая история, включающа..

Дополнительный поиск Исторические Песни Исторические Песни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исторические Песни" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исторические Песни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 18 символа