Кан Ю-вэй
(Кан Чан-су, Кан Нань-хай) (19.III.1858 - 31.III.1927) - кит. Ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в кон. 19 в. Род. В семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай пров. Гуандун. Получил классич. Конфуцианское образование. В 1888, прибыв на экзамены в Пекин, К. Ю-в. Направил письмо троим влиятельным сановникам при маньчжурском дворе, а затем послал меморандум вдовствующей императрице Цыси и молодому императору Гуансюю (Цзай Тяню). В письме и меморандуме он обличал порядки в империи, обращал внимание двора на рост агрессии капиталистич. Держав в Китае и призывал к срочному проведению преобразований в управлении страной. Выступая с критикой двора, К. Ю-в., выходец из кит. Помещичьей среды, в то же время проявлял и свойственную его классу боязнь возникновения новой крест.
Войны, повторения тайпинского восстания и призывал двор к проведению реформ во имя недопущения революц. Выступлений крестьян. К. Ю-в. Выпустил неск. Книг, в к-рых обличал офиц. Феод. Идеологию - догматич. Неоконфуцианство. Эти книги ставили под сомнение подлинность классич. Канонов, на к-рых основывалось офиц. Конфуцианство, и ссылками на авторитет самого Конфуция обосновывали необходимость проведения реформ в стране. Одновременно К. Ю-в. Вел педагогич. Работу в Гуанчжоу, руководя школой "Чансин", в к-рой ввел преподавание совр. Зап. Естеств. И обществ. Наук, бросив вызов офиц. Схоластич. Феод. Системе образования.В 1887 К. Ю-в. Была написана книга "Да тун шу" ("Книга о Великом Единении"), излагавшая его утопич. Социальную теорию и содержавшая обличит.
Критику как совр. Кит. Феод. Общества, так и бурж. Строя Запада. К. Ю-в. Выдвигал идею о необходимости ликвидации старого общества, об упразднении частной собственности и создании нового общества, осн. На всеобщем равенстве.Весной 1895 К. Ю-в. Стал во главе возникшего в Китае организованного бурж.-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895 с Японией. Меморандум содержал обширную программу политич., экономич. И культурных преобразований, преследовавших цель усиления Китая и по существу расчищавших пути для капиталистич. Развития страны. В авг. 1895 в Пекине К. Ю-в. И его сторонниками был создан "клуб реформ" - Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), вскоре открывший свои филиалы в осн.
Провинциальных центрах и выпускавший свой печатный орган "Цянсюэбао ("Усиление государства"). В апр. 1898 под рук. К. Ю-в. Была создана новая партия реформ - Баогохой (Союз защиты государства). Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 аудиенцию К. Ю-в. У молодого императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к гос. Управлению. В период "Ста дней реформ" (11 июня - 21 сент. 1808) реформаторы от имени императора издали ок. 60 указов о реформах. После дворцового переворота, проведенного 21 сент. 1898 ультраконсервативной группировкой Цыси и положившего конец организованному движению за реформы, К. Ю-в. Эмигрировал из страны. В эмиграции К. Ю-в. Создал в 1899 Баохуанхой (Союз защиты императора) - монархич.
Орг-цию, ставившую целью реставрацию на престоле императора Цзай Тяня, отстраненного от власти Цыси. Деятельность К. Ю-в. После 1898 объективно носила реакц. Характер, ибо она препятствовала сплочению прогрессивных сил страны в борьбе за революц. Свержение Цинской монархии. В 1908 после смерти Цзай Тяня и Цыси К. Ю-в. Принял участие в умеренном бурж.-помещичьем конституц.-монархич. Движении. После революции 1911 заметной роли в политич. Жизни страны не играл, хотя в 1917 участвовал в монархич. Путче ген. Чжан Сюня, пытавшегося восстановить правление Цинской династии. Последние годы жизни К. Ю-в. Были посвящены тщетным попыткам возрождения конфуцианства, к-рое он стремился превратить в общенац. Религию.Серьезное науч. Изучение деятельности К.
Ю-в. И его теоретич. Наследства в Китае началось лишь после учреждения КНР. После дворцового переворота Цыси были изданы императорские указы, требовавшие сожжения книг К. Ю-в. Пока существовала Цинская династия, ни о каком изучении движения за реформы в Китае не могло быть и речи. Гоминьдановские историки также отказывались от исследования движения за реформы и наследства, оставленного К. К. Ю-в. Мотивируя это тем, что К. Ю-в. После 1898 вел активную борьбу с Сун Ят-сеном и был тесно связан с антиресп. Монархич. Движением. За годы существования КНР кит. Учеными выпущен ряд книг и статей о К. Ю-в. И руководимом им движении за реформы. Осн. Масса статей вышла в 1958 в связи с широко отмечавшимся 60-летием движения за реформы и 100-летием со дня рождения К.
Ю-в.Лит. Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. И Кан Ю-вэй, М., 1959 (библ.).С. Л. Тихвинский. Москва..
Дополнительный поиск Кан Ю-вэй
На нашем сайте Вы найдете значение "Кан Ю-вэй" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кан Ю-вэй, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 9 символа