Кан Ю-вэй

109

(Кан Чан-су, Кан Нань-хай) (19.III.1858 - 31.III.1927) - кит. Ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в кон. 19 в. Род. В семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай пров. Гуандун. Получил классич. Конфуцианское образование. В 1888, прибыв на экзамены в Пекин, К. Ю-в. Направил письмо троим влиятельным сановникам при маньчжурском дворе, а затем послал меморандум вдовствующей императрице Цыси и молодому императору Гуансюю (Цзай Тяню). В письме и меморандуме он обличал порядки в империи, обращал внимание двора на рост агрессии капиталистич. Держав в Китае и призывал к срочному проведению преобразований в управлении страной. Выступая с критикой двора, К. Ю-в., выходец из кит. Помещичьей среды, в то же время проявлял и свойственную его классу боязнь возникновения новой крест.

Войны, повторения тайпинского восстания и призывал двор к проведению реформ во имя недопущения революц. Выступлений крестьян. К. Ю-в. Выпустил неск. Книг, в к-рых обличал офиц. Феод. Идеологию - догматич. Неоконфуцианство. Эти книги ставили под сомнение подлинность классич. Канонов, на к-рых основывалось офиц. Конфуцианство, и ссылками на авторитет самого Конфуция обосновывали необходимость проведения реформ в стране. Одновременно К. Ю-в. Вел педагогич. Работу в Гуанчжоу, руководя школой "Чансин", в к-рой ввел преподавание совр. Зап. Естеств. И обществ. Наук, бросив вызов офиц. Схоластич. Феод. Системе образования.В 1887 К. Ю-в. Была написана книга "Да тун шу" ("Книга о Великом Единении"), излагавшая его утопич. Социальную теорию и содержавшая обличит.

Критику как совр. Кит. Феод. Общества, так и бурж. Строя Запада. К. Ю-в. Выдвигал идею о необходимости ликвидации старого общества, об упразднении частной собственности и создании нового общества, осн. На всеобщем равенстве.Весной 1895 К. Ю-в. Стал во главе возникшего в Китае организованного бурж.-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895 с Японией. Меморандум содержал обширную программу политич., экономич. И культурных преобразований, преследовавших цель усиления Китая и по существу расчищавших пути для капиталистич. Развития страны. В авг. 1895 в Пекине К. Ю-в. И его сторонниками был создан "клуб реформ" - Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), вскоре открывший свои филиалы в осн.

Провинциальных центрах и выпускавший свой печатный орган "Цянсюэбао ("Усиление государства"). В апр. 1898 под рук. К. Ю-в. Была создана новая партия реформ - Баогохой (Союз защиты государства). Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 аудиенцию К. Ю-в. У молодого императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к гос. Управлению. В период "Ста дней реформ" (11 июня - 21 сент. 1808) реформаторы от имени императора издали ок. 60 указов о реформах. После дворцового переворота, проведенного 21 сент. 1898 ультраконсервативной группировкой Цыси и положившего конец организованному движению за реформы, К. Ю-в. Эмигрировал из страны. В эмиграции К. Ю-в. Создал в 1899 Баохуанхой (Союз защиты императора) - монархич.

Орг-цию, ставившую целью реставрацию на престоле императора Цзай Тяня, отстраненного от власти Цыси. Деятельность К. Ю-в. После 1898 объективно носила реакц. Характер, ибо она препятствовала сплочению прогрессивных сил страны в борьбе за революц. Свержение Цинской монархии. В 1908 после смерти Цзай Тяня и Цыси К. Ю-в. Принял участие в умеренном бурж.-помещичьем конституц.-монархич. Движении. После революции 1911 заметной роли в политич. Жизни страны не играл, хотя в 1917 участвовал в монархич. Путче ген. Чжан Сюня, пытавшегося восстановить правление Цинской династии. Последние годы жизни К. Ю-в. Были посвящены тщетным попыткам возрождения конфуцианства, к-рое он стремился превратить в общенац. Религию.Серьезное науч. Изучение деятельности К.

Ю-в. И его теоретич. Наследства в Китае началось лишь после учреждения КНР. После дворцового переворота Цыси были изданы императорские указы, требовавшие сожжения книг К. Ю-в. Пока существовала Цинская династия, ни о каком изучении движения за реформы в Китае не могло быть и речи. Гоминьдановские историки также отказывались от исследования движения за реформы и наследства, оставленного К. К. Ю-в. Мотивируя это тем, что К. Ю-в. После 1898 вел активную борьбу с Сун Ят-сеном и был тесно связан с антиресп. Монархич. Движением. За годы существования КНР кит. Учеными выпущен ряд книг и статей о К. Ю-в. И руководимом им движении за реформы. Осн. Масса статей вышла в 1958 в связи с широко отмечавшимся 60-летием движения за реформы и 100-летием со дня рождения К.

Ю-в.Лит. Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. И Кан Ю-вэй, М., 1959 (библ.).С. Л. Тихвинский. Москва..

Значения в других словарях
Кан Ю-вэй

(19.3.1858, уезд Наньхай провинции Гуандун, — 31.3.1927, Циндао) китайский учёный, лидер движения за реформы в Китае в конце 19 в. Происходил из семьи Шэньши. В 1887 написал книгу «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), излагавшую его утопическую социальную теорию и содержавшую критику как современного китайского феодального общества, так и буржуазного строя Запада. К. Ю-в. Выдвигал идею упразднения частной собственности и создания общества, основанного на всеобщем равенстве. Весной 1895 К. Ю-..

Кан

Сергей Борисович (17(29).VII.1896 - 7.III.1960) - сов. Историк, специалист по истории нового времени, профессор (с 1940), д-р ист. Наук (с 1940). В 1924-59 вел преподавательскую работу (на ист. Ф-те МГУ в 1934-37 и в 1946-47, в Пед. Ин-те им. Ленина в 1938-41 и в 1943-46, в Пед. Ин-те им. Либкнехта в 1941-42, в Гор. Пед. Ин-те им. Потемкина в 1955-59, в Высшей дипломатич. Школе в 1946-49 и др.). В 1944-52 - ст. Науч. Сотрудник Ин-та истории АН СССР. Перу К. Принадлежит ценное капитальное исследо..

Кан Гам Чхан

(948-1031) - кор. Полководец, организатор борьбы против киданьских захватчиков в 11 в. В 1010, когда кидани захватили столицу Корё Кэгён (Кэсон), К. Г. Ч., вопреки капитулянтским настроениям придворных, собрал силы народа и изгнал захватчиков. В кон. 1018 при повторном нашествии киданей К. Г. Ч. Заранее подготовил кор. Войска к обороне и в решающем сражении у г. Кучжу (Кусон) разбил противника. Из 100-тысячного войска киданей осталось лишь неск. Тыс. Чел.. ..

Канада

(Canada) - гос-во в Америке. Расположено в сев. Части Сев. Америки и на многочисленных примыкающих к ней островах. Площадь 9974,5 тыс. Км2 (из к-рых примерно 1/6 приходится на острова). Нас. 19,2 млн. Чел. (июнь 1964) - англо-канадцы (43,8%), франко-канадцы (30,4%. В провинции Квебек до 80%), немцы (ок. 6%), украинцы (2,6%) и др. Индейцы и эскимосы - коренные жители страны - составляют 1%. Гос. Языки - английский и французский. Верующие франко-канадцы - католики, подавляющая часть верующих англо..

Канадский Конгресс Труда

(Canadian Congress of Labour) - проф. Объединение в Канаде, существовавшее в 1940-56. К. К. Т. Создан в результате слияния Всеканад. Конгресса труда (осн. В 1927) с левыми производств. Профсоюзами, исключенными из Канад. Конгресса профсоюзов (осн. В 1886) его правым руководством. Объединял гл. Обр. Профсоюзы рабочих крупных пром. Предприятий. К 1956 насчитывал св. 350 тыс. Членов. Руководство К. К. Т. (президент Э. Р. Мошер) стояло на оппортунистич. Позициях. В 1956 К. К. Т. Слился с Канад. Конг..

Дополнительный поиск Кан Ю-вэй Кан Ю-вэй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кан Ю-вэй" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кан Ю-вэй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа