Коммунальное Движение

152

(от позднелат. Communa, communia - община) - в Зап. Европе в 10-13 вв. Освободит. Движение горожан против сеньориального режима, первый этап клас. Борьбы в ср.-век. Городе. В условиях господства крупного землевладения города возникали на земле феодалов и потому оказались под их властью. Нередко городом владели одновременно неск. Сеньоров, напр. Амьеном - 4, Марселем, Бове - 3, Суассоном, Арлем, Нарбонном, Монпелье - 2 и т.д. С момента своего возникновения города сделались объектом эксплуатации со стороны феод. Владельцев. Вначале она осуществлялась посредством взимания оброков и барщинных повинностей с горожан, значит. Часть к-рых оставалась еще на положении крепостных. По мере развития городов как центров ремесла и торговли важнейшим орудием феод.

Эксплуатации стали вводившиеся сеньорами всевозможные пошлины. Провозные, проходные, въездные, выездные, судопрогонные, мостовые, подорожные, рыночные, торговые (с продавца и покупателя при каждой сделке), береговое право, право произвольной реквизиции и т.д., пошлины на соль, вино и др. Закреплению этой эксплуататорской системы, бывшей стержнем сеньориального режима в городе, служила сеньориальная система мер и весов, сеньориальная монета, полицейско-адм. Аппарат сеньора, его суд., воен. И политич. Власть. Опорой сеньориального режима была собственность феодалов на землю, на к-рой располагались город, дома горожан, а также их подсобные держательские зем. Участки, их общинные выпасы и т.д.Заинтересованные в извлечении гор.

Доходов, феодалы нередко сами основывали города, старались привлечь в них население путем предоставления ему различных льгот. Личной свободы, отмены барщин, замены всевозможных позем. Поборов фиксир. Ден. Чиншем (городское свободное держание) и т.д. При этом горожане все более эксплуатировались именно как товаропроизводители и товаровладельцы.Но по мере развития ремесла и торговли реальная почва все более ускользала из-под сеньориального режима в городе. Развитие товарного произ-ва и обращения требовало свободы личности и имущества ремесленника и купца. Действовавший в сфере пром. Труда гор. Ремесленник, в отличие от феод.-зависимого крестьянина, был собственником средств произ-ва и готового продукта и в процессе произ-ва не зависел (или почти не зависел) от сеньора - землевладельца.

Эта экономич. Независимость (или почти полная экономич. Независимость) гор. Товарного произ-ва и обращения от феод. Крупного землевладения находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации в городе, тормозившей экономич. Развитие последнего и становившейся нетерпимой для горожан, явилась реальной основой К. Д., в итоге к-рого была обретена гор. Муниципальная независимость. В этом же коренились причины того, что именно в средневековых городах возникли крупнейшие антифеод. Еретич. Движения, передовые политич. Идеи, оппозиц. Гор. Лит-ра.К. Д. Было призвано разрешить в сущности не конституц. И юридич., а экономич. И социальные задачи. Ликвидировать систему феод. Эксплуатации ремесла и торговли, обеспечить условия свободного функционирования товарного произ-ва и обращения.

Введение гор. Права, гор. Войска, суда, наконец, городского самоуправления должно было юридически и политически обеспечить экономические и социальные завоевания горожан.Формы К. Д. Были различны в зависимости от местных условий и конкретного соотношения клас. Сил. Феодалы нигде добровольно не отказывались от своих привилегий, они "даровали" горожанам вольности, либо потерпев открытое воен. Или политич. Поражение, либо будучи вынуждены к этому экономич. Необходимостью. Отказываясь от старых методов, сеньор стремился найти новые способы эксплуатации горожан. Очень часто К. Д. Принимало характер открытых вооруж. Восстаний горожан против сеньоров под лозунгом коммуны - гор. Независимости (Милан - 980, Камбре - 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове - 1099, Лан - 1109, 1128, 1191, Вормс - 1071, Кёльн - 1074 и т.д.).

Нередко (особенно в Сев. Франции и Сев. Италии) ядром восстания был тайный союз (conjuratio, conspiratio) горожан - "коммуна". Коммуны вызывали лютую ненависть феодалов, видевших в них бунт мятежных сервов. Важным оружием горожан в борьбе с сеньорами служили деньги. Открытая борьба почти всюду сочеталась с выкупом у сеньоров отдельных повинностей, прав и муниципальной независимости в целом. В нек-рых городах, напр. На Ю. Франции, выкуп являлся преобладающим средством освобождения городов, хотя и здесь он сочетался с более или менее острыми открытыми столкновениями. Горожане повсюду использовали в своих интересах политич. Затруднения и борьбу внутри класса феодалов (напр., фландрские города Гент, Брюгге, Сент-Омер и др.), борьбу между неск.

Сеньорами города (Амьен, Арль, Марсель и др.), соперничество королей (Руан) или короля и его вассалов (б.ч. Городов Сев. Франции), длит. Борьбу между герм. Императорами и папством (города Сев. И Ср. Италии).Формы и степени коммунальной свободы городов также были различны в зависимости от степени экономич. Развития города, соотношения сил горожан и сеньоров, общих политич. Условий в стране, варьируясь от сравнительно ограниченных "вольностей" при сохранении зависимости от сеньора (франц. Т.н. "новые города" и "города буржуазии") до более или менее полного самоуправления (сев. Франц. И фландр. Коммуны, южно-франц. Консулаты и нем. Т.н. "вольные города", сохранявшие еще нек-рую зависимость от короля (а порою и от сеньора)). Только наиболее развитые города Сев.

И Ср. Италии (напр., Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Сиена, Лукка, Милан, Болонья, Перуджа и др.) смогли стать совершенно независимыми городами-республиками. Городская независимость обычно приобретала формы, уже выработанные предшествующими К. Д., - отсюда распространение определ. Типов муниципальной орг-ции (коммуна, консулат) и гор. Хартий (Руанская, Лорисская, Бомонская и др.).В связи с развитием товарно-ден. Отношений в деревне и под влиянием К. Д. В городах в 12-13 вв. Коммуны возникали и в деревнях (гл. Обр. В Италии, также во Франции), но степень их независимости в большинстве случаев была значительно ниже, и довольно скоро они снова подпадали под власть либо сеньоров, либо соседних крупных городов.К. Д. Имело огромное прогрессивное значение.

Оно открывало широкие возможности развития ремесла и торговли, обеспечивало личную свободу горожан и бежавших в город крепостных, способствовало подрыву монополии экономич. И политич. Могущества феодалов, содействовало росту самосознания горожан. Успехи К. Д. Послужили одной из осн. Предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономич., идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итал. Городах, чье развитие Маркс считал явлением исключительным, их полная политич. Независимость и прекращение феод. Эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в 14-15 вв. В очаги раннекапиталистич. Развития.Подрывая могущество крупнейших феод. Сеньоров, К. Д. Там, где складывался союз городов с королевской властью, было важнейшим фактором политич.

Объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии как более прогрессивной формы феод. Гос-ва.Антифеод. Борьба ср.-век. Горожан обычно не выходила за пределы городских стен и, как правило, не посягала на феод.-крепостнич. Строй деревни. Ограниченность К. Д. (как и самого ср.-век. Бюргерства) коренилась в ограниченности его экономич. Основ - свободного простого товарного произ-ва (ремесла), к-рое охватывало только пром., т.е. При феодализме - неглавную, подчиненную сферу труда, и, хотя стояло в противоречии к натур.-хозяйственному феод.-эксплуататорскому строю, вместе с тем не было ему абсолютно антагонистично, поскольку не требовало отрыва производителя от средств произ-ва.К.

Д. Не было однородно. Гл. Роль в К. Д. Играли трудовые массы, но власть в коммуне захватывали наиболее богатые и влият. Горожане. Гор. Землевладельцы и домовладельцы, ростовщики, частью - богатейшие купцы (т.н. Патрициат). Они перенимали многие поборы прежнего сеньора, вводили в свою пользу всевозможные монополии, своекорыстно пользовались гор. Доходами и полуфеод. Методами эксплуатировали не только крестьян округи, но и массу горожан. Это вызывало в 13-15 вв. Восстания цеховых ремесленников против господства патрициата, что означало новый этап клас. Борьбы в городе. В 14-15 вв. В городах Франции патрициат пытался превратить коммуны в оплот сопротивления объединит. Политике королей, при таких обстоятельствах ликвидация изжившей себя коммунальной независимости была необходимым шагом, диктовавшимся интересами нац.

Развития. В отдельных случаях (напр., в Италии) гипертрофия муниципальной независимости городов (наряду с сепаратизмом мелких феод. Государей) превращалась в серьезное препятствие политич. Централизации.Изучение К. Д. Начал франц. Историк О. Тьерри. Опровергнув легенду дворянских историков о коммунальных вольностях как милостивом даре королей, он доказал, что эти вольности были завоеваны самими горожанами в упорной борьбе с феодалами ("коммунальная революция"). Хотя Тьерри не раскрыл экономич. Обусловленности К. Д. И не смог увидеть внутригор. Противоречий, его взгляд на К. Д. Является самым смелым и глубоким в бурж. Историографии. Тьерри оказал огромное влияние на последующих бурж. Исследователей К. Д. Во 2-й пол. 19 в. Либерально-бурж.

Историография отступает от смелого раскрытия клас. Борьбы и все чаще изображает процесс освобождения коммун как постепенную и мирную эволюцию гор. Учреждений. К. Д. Как гл. Стержень политич. И социального развития ср.-век. Города все более отодвигается на задний план (напр., у франц. Историков А. Жири и А. Люшера). Бурж. Историки все большее внимание начинают уделять юридич. Проблеме филиации гор. Конституции и права (особенно нем. Историки К. Нич, Р. Зом, Г. Белов, Ф. Койтген, Ритшель и др.). Либерально-позитивистская историография кон. 19 - нач. 20 вв. (бельг. Ист. А. Пиренн и его школа), оставаясь в целом на идеалистич. Позициях, стремилась приблизиться к пониманию социально-экономич. Обусловленности ср.-век. Городской свободы (здесь сказалось и известное влияние марксизма).

Но и в работах, проникнутых бурж.-объективистской методологией, К. Д. Заслонялось эволюцией политич. И юридич. Учреждений и форм.В бурж. Историографии 20 в. Широкое распространение получили сугубо юридич. Истолкование К. Д. (франц. Историк Ш. Пти-Дютайи) и отрицание К. Д. (рус. Ученый эмигрант Н. П. Оттокар, дат. Ученый И. Плеснер, франц. Ученый Ж. Летокуа). Историки последнего направления отрицают существование к.-л. Противоречия между городом и феод. Строем и приписывают решающую роль в возвышении и освобождении городов феод., землевладельч. Элементам, патрициату. Они решительно отвергают ист. Закономерность К. Д. И определяющее значение клас. Борьбы в развитии ср.-век. Городов вообще.Сов. Историография К. Д. Опирается на идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о ср.-век.

Городе как центре ремесла и торговли, о гор. Ремесле как самостоят. Мелком товарном произ-ве, стоявшем в противоречии к феод.-поместной системе эксплуатации, о прогрессивной роли ср.-век. Городов, о революц. Характере К. Д. В исследование К. Д. Большой вклад внесла сов. Историк В. В. Стоклицкая-Терешкович. Появились и первые работы историков-марксистов в др. Социалистич. Странах (напр., в ГДР - Э. Энгельман).Лит. Маркс К., Письмо Ф. Энгельсу. 27 июля 1854, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, М.-Л., 1931. Маркс К. И Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3. Энгельс Ф., О разложении феодализма и возникновении нац. Гос-ва, там же, т. 21. Маркс К., Хронологич. Выписки, в кн. Архив Маркса и Энгельса, т. 5, (М.), 1938. Энгельс Ф., О Франции в эпоху феодализма, там же, т.

10, (М.), 1948. Смирнов А., Коммуна средневековой Франции, Каз., 1873. Дживелегов А. К., Городская община в ср. Века, М., 1901. Его же, Средневековые города в Зап. Европе, СПБ, 1902. Тьерри О., Городские коммуны во Франции в ср. Века, пер. С франц., СПБ, 1901. Его же, Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, Избр. Соч., пер. С франц., М., 1937. Пиренн А., Средневековые города Бельгии, пер. С франц., М., 1937. Его же, Средневековые города и возрождение торговли, Горький, 1941. Стоклицкая-Терешкович В. В., Классовая борьба в Милане в XI в. И зарождение Миланской коммуны, в сб. Ср. Века, в. 5, М., 1954. Ее же, Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв., М., 1960. Брагина Л. М., Сельские коммуны Сев.-Вост. Италии и подчинение их городу в XIII-XIV вв., в сб.

Ср. Века, в. 7, М., 1955. Котельникова Л. A., Политика городов по отношению к сельским коммунам Сев. И Ср. Италии в XII в., в сб. Ср. Века, в. 16, М., 1959. Thierry Aug., Lettres sur l'histoire de France, P., 1827. Hegel K., Geschichte der Städteverfassung von Italien seit der Zeit der römischen Herrschaft bis zum Ausgang des zwölften Jahrhunderts, Bd 1-2, Lpz., 1847. Его же, Die Entstehung des deutschen Städtewesens, Lpz., 1898. Haulleville P. De, Histoire des communes lombardes depuis leur origine Jusqu'а la fin du XIII siècle, v. 1-2, P., 1857-58. Giry A., Histoire de la ville de Saint-Omer et de ses institutions. P., 1877. Pirenne H., Origine des constitutions urbaines au moyen âge, "RH", v. 53, 1893, v. 57, 1895. Viollet P., Les communes françaises au moyen âge, P., 1900.

Kiener F., Verfassungsgeschichte der Provence seit der Ostgothenherrschaft bis zur Errichtung der Konsulate (510-1200), Lpz., 1900. Caggese R., Classi e comuni rurali nel medio evo italiano, v. 1-2, Firenze, 1907-09. Luchaire A., Les communes françaises Г l'époque des Capétien directs, P., 1890, nouv. Éd., P., 1911. Luchaire J., Les démocraties italiennes, P., 1915. Retit-Dutaillis Ch., Les communes françaises, P., 1947. Engelmann E., Zur städtischen Volksbewegung in Südfrankreich. Kommunefreiheit und Gesellschaft, В., 1959.С. М. Стам. Саратов..

Значения в других словарях
Коммунальное движение

(от позднелат. Communa — община) в Западной Европе конца 10—13 вв. Освободительное движение горожан против сеньориального режима, первый этап классовой борьбы в средневековом городе. Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном — 4, Марселем, Бове — 3, Суассоном, Арлем — 2 и т.д.). Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины ..

Коммод

Луций Элий Аврелий (Lucius Aelius Aurelius Commodus. В 180 изменил имя на Марк Коммод Антонин Август) (31. VIII.161 - 31.XII.192) - рим. Император с 180, старший сын Марка Аврелия. В 176-180 - соправитель отца. Заключил в 180 мир с германцами. Управлял через своих приближенных, ведя открытую борьбу с сенаторским сословием. В поисках популярности в массах К. Принял эпитет "Рим. Геркулес", переименовал Рим в "Колонию-Коммодиану" и выступал в цирке в качестве гладиатора. Убит заговорщиками из числа..

Коммонс

(Commons), Джон Роджерс (13.X.1862 - 11.V.1945) - амер. Историк и социолог. Род. В Холландсбурге (штат Огайо) в семье издателя газеты. В 1888 окончил Оберлинский колледж, затем - ун-т Хопкинса, с 1890 занимался преподаванием. С 1904 - проф. Экономики Висконсинского ун-та, где возглавил группу, впервые собравшую обширный документальный материал по истории рабочего движения в США, часть к-рого была опубликована в "Документальной истории амер. Пром. Общества" ("A documentary history of American ind..

Коммунизм

(от лат. Communis - общий, всеобщий) - сменяющая капитализм высшая обществ.-экономич. Формация, основанная на обществ. Собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. Угнетения трудящихся. Первой ступенью (фазой) в развитии коммунистич. Формации является социализм. Второй, высшей ступенью развития - коммунистич. Общество. "Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производст..

Коммунистическая Академия

Высшее учебное и научно-исследовательское учреждение, основанное в Москве при активном участии В. И. Ленина декретом ВЦИК от 25 июня 1918. Открыта 1 окт. 1918. До апр. 1919 именовалась Социалистич. Академией общественных наук, в 1919-24 - Социалистич. Академией, 17 апр. 1924 переименована в К. А. Вначале деятельность академии была почти исключительно политико-просветительской и учебной. Уставы академии, принятые в 1919 и 1926, поставили в центр ее деятельности исследоват. Работу сначала по общес..

Коммунальное движение

В Зап. Европе X—XIII вв. Движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость. Вначале требования горожан сводились к ограничению феод, гнета и сокращению поборов. Затем возникли полит, задачи — обретение гор. Самоуправления и прав. Борьба велась не против феод, системы, а против сеньоров тех или иных городов.В Юж. Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX—XII вв.). Города Сев. Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Лилль) стали само..

Дополнительный поиск Коммунальное Движение Коммунальное Движение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Коммунальное Движение" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Коммунальное Движение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 21 символа