Конт

80

(Comte), Огюст (19.1.1798 - 5.IX.1857) - франц. Философ, родоначальник позитивизма. Род. В семье чиновника. Учился в Политехнич. Школе. В 1817 стал секретарем Сен-Симона и его последователем. Через несколько лет разошелся с Сен-Симоном. Испытал также известное влияние Тюрго, Кондорсе, Д. Юма. В 1825-1848 преподавал в Париже математику и астрономию.Осн. Труд К. - "Курс позитивной философии" ("Cours de philosophie positive", v. 1-6, P., 1830-42. В рус. Пер. - Курс положительной философии в 6 тт., т. 1-2, СПБ, 1899-1900), по замыслу автора, должен был охватывать все области знания и общественной жизни. К. Предпринял попытку построить на основе точных наук "позитивную" науку об обществе, стремясь познать законы обществ. Развития как законы физики.

Всю историю познания К. (вслед за Сен-Симоном) рассматривал как смену "трех стадий мышления". "теологической" - когда господствовало объяснение всех явлений воздействием божеств, сил. "метафизической" - объяснение всех явлений метафизич. "силами природы". "позитивной", или "научной", - науч. Объяснение явлений, установление законов, подчинение и преобразование природы с помощью точных наук. К. Различал три стадии обществ. Развития (соответствующие стадиям мышления). Наиболее раннюю, когда господствуют авторитет порядка, военные и жрецы. Переходную (с ней связаны. Критика, сомнения, революции, конституционализм. Руководство обществом переходит к законникам и адвокатам) и научно-промышленную (соответствующую стадии позитивной) - это высшая ступень, ступень науч.

Политики, отвергающей и реставрацию, и революцию. Во главе общества должны стоять "промышленники и ученые". Взгляды К. На общество, несмотря на очевидный идеализм (сам К. Считал, что он становится "выше" и идеализма, и материализма), имели нек-рые прогрессивные черты. Ему присущи уверенность в существовании "естественной" закономерности социального развития, оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли науч. И технич. Знаний для ист. Развития. Однако в целом К. В своих взглядах на общество сделал шаг назад по сравнению с наиболее прогрессивными мыслителями кон. 18 - нач. 19 вв., что отразило эволюцию пришедшей к власти и становившейся реакционной франц. Буржуазии. Восприняв из естеств. Наук характерную для 19 в.

Идею развития, К. Усвоил ее не в диалектич. Форме (как Гегель и Сен-Симон), а в гораздо более бедной содержанием эволюц. Форме. Те идеи, к-рые К. Заимствовал у Сен-Симона, он опошлил на свой филистерский лад (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Избр. Письма, 1953, с. 480). К. Выхолостил из учения Сен-Симона социалистич. Идеи и зародыши материализма, придав его идеям ограниченный, классово-бурж. Смысл. В своей филос. Системе К. Не отрицает существования реального мира, но остается агностиком, т. Е. Считает невозможным проникновение в суть вещей. Отсюда отрицание им причинной связи, понимание под всеобщими законами лишь "законов последовательности и подобия". Наиболее ярко "узкое, филистерское мировоззрение" К. (см. Там же, с. 479) проявилось в его социологии, к-рой он уделял большое внимание, впервые введя этот термин.

Социологию он делит на "социальную статику" и "социальную динамику". В основе первой лежит, по К., "закон порядка", в основе второй - "умственный процесс". Отсюда девиз К. "Порядок и прогресс". Его социальный идеал - гармония между классами. Хотя К. В своей философии якобы опирался на естеств. Науки, к концу жизни он пришел не только к защите религии, но и к созданию позитивистской церкви.Взгляды К. Оказали значит. Влияние на развитие позитивистской философии и историографии (его последователи - Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн, Г. Т. Бокль, Э. Литтре и др.).Соч. В рус. Пер. - Дух позитивной философии, СПБ, 1910. Общий обзор позитивизма, в кн. Родоначальники позитивизма, в. 4-5, СПБ,, 1912-13.Лит. Маркс К., Первый набросок "Гражданской войны во Франции", К.

Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 560-61. История философии, т. 2, М., 1957. Баскин М. П., О. Конт и его место в истории мировой культуры, "ВИМК", 1957, No 6. Асмус В. Ф., О. Конт, "ВАН", 1957, No 9. Gouhier H., La jeunesse d'Auguste Comte et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41. Lacroix J., La sociologie d'Auguste Comte, P., 1956. Cresson A., Auguste Comte, P., 1957.Ю. И. Хаинсон. Москва..

Значения в других словарях
Конт

(Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, — 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников Позитивизма и буржуазной социологии. В 1817—22 был секретарём А. Сен-Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные сочинения К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до середины 40-х гг.). Наибольшую известность К. Принёс «Курс позитивной философии» (т. 1—6, 18..

Консультативная Ассамблея

Консультативная временная ассамблея (L'Assemblée Consultative provisoire), - совещат. Собрание, созванное в сент. 1943 в Алжире в соответствии с ордонансом Французского национального комитета освобождения (ФНКО) от 17 сент. 1943, определившим представительство орг-ций Сопротивления от метрополии (40 чел.), орг-ций Сопротивления вне метрополии (12 чел.), сенаторов и депутатов Нац. Собрания, не признавших капитуляции и Компьенского перемирия 1940 (20 чел.), ген. Советников департаментов Алжира (12..

Консультативный Совет По Вопросам Италии

Консультативный орган, созданный в период 2-й мировой войны 1939-45 по решению Конференции министров иностр. Дел СССР, США и Англии в окт. 1943 (см. В ст. Московские совещания). Согласно англо-советско-амер. Коммюнике (2 нояб. 1943) Совет должен был заниматься повседневными вопросами, исключая воен. Операции, и формулировать рекомендации, рассчитанные на координацию политики союзников в отношении Италии. Совет состоял первоначально из представителей СССР, США, Англии и Франции (до июня 1944 - Фр..

Контадо

(итал. Contado) - в ср.-век. Италии гор. Округа, включавшая (в отличие от дистретто) гл.обр. Сельскую терр. Юридически и экономически обычно подчинялась городу.. ..

Контарини

(Contarini), Амброджо (ум. 1499) - венецианский дипломат и писатель. В февр. 1474 был направлен к правителю Зап. Ирана Узун-Хасану с предложением начать войну против Турции в союзе с Венецией. На обратном пути К. Посетил Москву (сент. 1475 - янв. 1476), где был принят Иваном III. В 1487 было опубликовано описание путешествия К., содержащее ценные сведения об Иране, России, Украине, Польше, Грузии, Азербайджане, Крыме и Астраханском ханстве.Лит. Путешествие А. Контарини, посла светлейшей Венециан..

Конт

КОНТ (Conte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т. Ч. Шеститомный "Курс позитивной философии" (1830-1842). К. Поставил созданную им науку "социологию" в один ряд с фундаментальными науками, создал эволюционную теорию социального развития, оригинальную концепцию социальной статики, социальной динамики, систему зак..

Конт

(Comte) Огюст (до 1818 имя К. — Исидор) (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший большое литературное наследие, в т.ч. Шеститомный "Курс позитивной философии" (1830—1842). В 1816—1824 — секретарь Сен-Симона. По мысли К., позитивизм есть средняя линия между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом). В этом контексте ни философия, ни наука не имею..

Конт

Инстpумент для взлома сейфов. ..

Дополнительный поиск Конт Конт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конт" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа