Конт
(Comte), Огюст (19.1.1798 - 5.IX.1857) - франц. Философ, родоначальник позитивизма. Род. В семье чиновника. Учился в Политехнич. Школе. В 1817 стал секретарем Сен-Симона и его последователем. Через несколько лет разошелся с Сен-Симоном. Испытал также известное влияние Тюрго, Кондорсе, Д. Юма. В 1825-1848 преподавал в Париже математику и астрономию.Осн. Труд К. - "Курс позитивной философии" ("Cours de philosophie positive", v. 1-6, P., 1830-42. В рус. Пер. - Курс положительной философии в 6 тт., т. 1-2, СПБ, 1899-1900), по замыслу автора, должен был охватывать все области знания и общественной жизни. К. Предпринял попытку построить на основе точных наук "позитивную" науку об обществе, стремясь познать законы обществ. Развития как законы физики.
Всю историю познания К. (вслед за Сен-Симоном) рассматривал как смену "трех стадий мышления". "теологической" - когда господствовало объяснение всех явлений воздействием божеств, сил. "метафизической" - объяснение всех явлений метафизич. "силами природы". "позитивной", или "научной", - науч. Объяснение явлений, установление законов, подчинение и преобразование природы с помощью точных наук. К. Различал три стадии обществ. Развития (соответствующие стадиям мышления). Наиболее раннюю, когда господствуют авторитет порядка, военные и жрецы. Переходную (с ней связаны. Критика, сомнения, революции, конституционализм. Руководство обществом переходит к законникам и адвокатам) и научно-промышленную (соответствующую стадии позитивной) - это высшая ступень, ступень науч.
Политики, отвергающей и реставрацию, и революцию. Во главе общества должны стоять "промышленники и ученые". Взгляды К. На общество, несмотря на очевидный идеализм (сам К. Считал, что он становится "выше" и идеализма, и материализма), имели нек-рые прогрессивные черты. Ему присущи уверенность в существовании "естественной" закономерности социального развития, оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли науч. И технич. Знаний для ист. Развития. Однако в целом К. В своих взглядах на общество сделал шаг назад по сравнению с наиболее прогрессивными мыслителями кон. 18 - нач. 19 вв., что отразило эволюцию пришедшей к власти и становившейся реакционной франц. Буржуазии. Восприняв из естеств. Наук характерную для 19 в.
Идею развития, К. Усвоил ее не в диалектич. Форме (как Гегель и Сен-Симон), а в гораздо более бедной содержанием эволюц. Форме. Те идеи, к-рые К. Заимствовал у Сен-Симона, он опошлил на свой филистерский лад (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Избр. Письма, 1953, с. 480). К. Выхолостил из учения Сен-Симона социалистич. Идеи и зародыши материализма, придав его идеям ограниченный, классово-бурж. Смысл. В своей филос. Системе К. Не отрицает существования реального мира, но остается агностиком, т. Е. Считает невозможным проникновение в суть вещей. Отсюда отрицание им причинной связи, понимание под всеобщими законами лишь "законов последовательности и подобия". Наиболее ярко "узкое, филистерское мировоззрение" К. (см. Там же, с. 479) проявилось в его социологии, к-рой он уделял большое внимание, впервые введя этот термин.
Социологию он делит на "социальную статику" и "социальную динамику". В основе первой лежит, по К., "закон порядка", в основе второй - "умственный процесс". Отсюда девиз К. "Порядок и прогресс". Его социальный идеал - гармония между классами. Хотя К. В своей философии якобы опирался на естеств. Науки, к концу жизни он пришел не только к защите религии, но и к созданию позитивистской церкви.Взгляды К. Оказали значит. Влияние на развитие позитивистской философии и историографии (его последователи - Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн, Г. Т. Бокль, Э. Литтре и др.).Соч. В рус. Пер. - Дух позитивной философии, СПБ, 1910. Общий обзор позитивизма, в кн. Родоначальники позитивизма, в. 4-5, СПБ,, 1912-13.Лит. Маркс К., Первый набросок "Гражданской войны во Франции", К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 560-61. История философии, т. 2, М., 1957. Баскин М. П., О. Конт и его место в истории мировой культуры, "ВИМК", 1957, No 6. Асмус В. Ф., О. Конт, "ВАН", 1957, No 9. Gouhier H., La jeunesse d'Auguste Comte et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41. Lacroix J., La sociologie d'Auguste Comte, P., 1956. Cresson A., Auguste Comte, P., 1957.Ю. И. Хаинсон. Москва..
Дополнительный поиск Конт
На нашем сайте Вы найдете значение "Конт" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 4 символа