Локк
(Locke), Джон (29.VIII.1632 - 28.X.1704) - англ. Философ, автор трудов по философии, теологии, политич. Теории, педагогике, экономич. Вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский ун-т. Поступив в 1667 на службу к лидеру партии вигов А. Эшли Куперу (графу Шефтсбери. С 1672 - лорд-канцлер), принял активное участие в политич. Борьбе. Преследования пр-ва Карла II дважды вынуждали Л. Эмигрировать, и он долгие годы провел во Франции и Голландии (где сблизился с Вильгельмом III Оранским). Вернулся в Англию в 1689, во время "славной революции" 1688-89 - компромисса между крупной буржуазией и частью зем. Аристократии. Энгельс назвал Л., активного сторонника и идеолога переворота, сыном этого классового компромисса.
В 1690 Л. Опубликовал свой гл. Филос. Труд "Опыт о человеческом разуме" (рус. Пер., М., 1898). Филос. Взгляды Л. - материализм в деистич. Форме. Его ист. Заслуга - опровержение теории врожденных идей, обоснование материалистич. Принципа происхождения знаний из опыта ощущений. Отсюда убеждение Л. В могуществе воспитания в процессе формирования человеч. Личности, пронизывающее его соч. По педагогике "Мысли о воспитании" ("Some thoughts concerning education", L., 1693). К. Маркс назвал Л. Отцом европ. Свободомыслия, поскольку Л. Выступил в защиту широкой веротерпимости ("Письма о веротерпимости" - "Epistola tle tolerantia", 1689). Л. Не распространял, однако, ее на католиков и атеистов.Обществ.-политич. Взгляды Л. Изложены им в работе "Два трактата об управлении государством" ("Two treatises of government", 1690).
Л. Разделял распространенные в 17 в. Бурж. Теории естественного состояния людей и возникновения общества и гос-ва (эти понятия им не различались) путем общественного договора. Рассматривая возникновение общества- государства, Л. На первый план выдвигал вопрос о собственности. Л. Считал, что у людей в естественном состоянии сначала существовала общая собственность на блага природы, но лишь до приложения к ним труда. Последнее превращает их в частную собственность того, кто затратил труд. Т. О., в отличие от своего предшественника Т. Гоббса, Л. Считал, что частная собственность возникла еще в естеств. Состоянии благодаря труду, а не была создана гос-вом. Право на нее - естественное право. Гос-во, по Л., возникло прежде всего для охраны частной собственности - это его гл.
Задача. В этих рассуждениях Л. Есть элемент историзма, поскольку Л. Полагал, что общая собственность предшествовала частной, что индивидуальный труд создал частную собственность, что возникновение гос-ва связано с задачей охраны частной собственности. Но Л. Увековечивал частную собственность, утверждая, что труд всегда был индивидуальным трудом и что поэтому он всегда и неизменно порождает частную собственность. Поскольку гос-во возникло для охраны "естеств. Прав" человека на частную собственность, личную свободу и безопасность, то политич. Власть, утверждает Л., не должна покушаться на эти права. Ставя во главу угла политич. Устройства неприкосновенность прав и свобод частного собственника, Л. Выступил как один из первых идеологов бурж.
Либерализма. Л. Подверг критике абсолютную монархию, как несовместимую с основами и целями обществ. Жизни. Одним из первых он обосновал и развил бурж. Идею разделения властей, как принципа построения конституц. Гос-ва, доказывая, что только такой строй отвечает разуму, природе и целям всякого политич. Сообщества, только он способен выполнить осн. Назначение всякого гос-ва - защиту частной собственности. Л., писал Маркс, "...является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному" ("Теории прибавочной стоимости", ч. 1, 1955, с. 348). Л. В своих "Трактатах" обосновывает рожденные революцией идеи о народе как носителе и источнике верховной власти в гос-ве и о праве народа на восстание, если правители попирают его законные интересы и права.
Сам Л. Не был революционером, и эти положения были нужны ему всего лишь для оправдания переворота 1688-89 и установившегося в его итоге режима конституц. Монархии. Но в силу своего революц. Содержания они были широко использованы в острых клас. Столкновениях 2-й пол. 18 в. Общественно-политич. Взгляды Л. Оказали большое влияние на дальнейшее развитие бурж. Обществ. Мысли в Европе и Америке.Соч. The works, 10 ed., v. 1-10, L., 1801. New ed., v. 1-2, L., 1877. Избр. Филос. Произв., т. 1-2, M., 1960.Лит. История философии, т. 1, 1957. Англ. Бурж. Революция XVII в., т. 2, М., 1954. Гребенев К. В., Джон Локк, М.-Л., 1929. Деборин А. М., Социально-политич. Учения нового времени, т. 1, М., 1958. Ковалевский М. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т.
3, М., 1906. Fox Bourne H. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876. Fraser A. C., Locke, Edin. - L., 1890. Fowler T., Locke, L., 1906. Aaron R., John Locke, 2 ed., Oxf., 1955. Laski N. J., Political thought in England from Locke to Bentham, L., 1920. Gough J. W., John Lock's political philosophy, Oxf., 1950.A. A. Макаровский. Москва..
Дополнительный поиск Локк
На нашем сайте Вы найдете значение "Локк" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Локк, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 4 символа