Морган
1.(Morgan), Жак Жан Мари (3.VII.1857 - 12.VII.1924) - франц. Археолог. В 1886-89 на Кавказе и в Сев. Иране осуществил раскопки погребений позднего бронз. И раннего жел. Века. В 1892-97 - директор Службы древностей Египта. Открыл гробницы фараонов I династии в Негаде, мастабу VI династии в Саккара и др. В кон. 1897 начал раскопки на акрополе Суз, к-рые дали важные мат-лы по истории Др. Востока. Стелу Нарамсина, кодекс Хаммурапи, эламские надписи и др. М. Проводил раскопки и в др. Р-нах Ирана, а также в Индии. В 1907, в Тунисе, М. Выделил капсийскую культуру. В последние годы жизни написал ряд общих работ по истории, археологии и этнографии, в т. Ч. "Историю арм. Народа", "Доист. Человечество" и др.Соч. Mission scientifique au Caucase, v.
1-2, P., 1889. Mission scientifique en Perse, v. 1-5, P., 1894-1905. Mémoires de la Délégation archéologique en Perse, publiés sous la direction de J. De Morgan, v. 1-13, P., 1900-12. Essai sur les nationalités, P., 1917. Histoire du peuple arménien depuis les temps les plus reculés de ses annales Jusqu'а nos Jours, P., 1919. L'humanité préhistorique. Esquisse de préhistoire générale, P., 1921 (рус. Пер. - M., 1926). La préhistoire orientale. Ouvrage posthume publié par L. Germain, v. 1-3, P., 1925-27.Лит. Reinach S., J. De Morgan, "Revue archéologique", 1924, v. 20, p. 205-22.В. С. Титов. Москва.2.(Morgan), Льюис Генри (21.XI.1818 - 17.XII.1881) - амер. Этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный обществ. Деятель. По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее также коммерцией.
С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов, в 1840 основал общество "Великий орден ирокезов" (впоследствии "Новый союз ирокезов") для изучения индейцев и оказания им помощи. Как юрист выступал в защиту зем. Прав индейцев, за что в 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем "Тот, Кто является Мостом" (между индейцами и белыми). Опубликовал ряд статей, направленных против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. Первый крупный труд М. "League of the Ho-de-no-sau-nee, or Iroquois" (N. Y., 1851), несмотря на известную неполноту гл. Обр. В освещении хоз. Деятельности ирокезов, поныне остается важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах ("Systems of consanguinity and affinity of the human family", Wash., 1870.
"Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации", 1877, рус. Пер., 2 изд., Л., 1934. "Дома и домашняя жизнь амер. Туземцев", 1881, рус. Пер., Л., 1934) М. Выступает уже преим. Как историк первобытного общества, утверждающий идеи прогресса и единства ист. Пути человечества. Центр. Место в учении М. Занимает положение о роде как универсально-ист. Основной ячейке первобытного общества и о развитии родового строя от матриархата к патриархату. С ним связано положение о развитии собственности от коллективных форм к частным. Об эволюции семьи и брака, в к-рой М. Выделил ряд последовательных ступеней. Промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная семья, патриарх.
Семья, моногамия. Наконец, М. Создал первую науч. Периодизацию первобытной истории, подразделив ее в соответствии с успехами в произ-ве средств существования на периоды дикости и варварства, а каждый из них - на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма, М. Фактически сумел почти оторваться от него. По словам Ф. Энгельса, "Морган в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории..." (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97). К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценили труды Моргана. Маркс составил подробный конспект книги М. "Древнее общество", Энгельс положил ее в основу своего классич. Труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Хотя основоположники марксизма, критически используя М., сделали в своих трудах качественно новый шаг в разработке первобытной истории, в историографии имя М.
Навсегда осталось связанным с их именами, а его учение остается объектом критики со стороны ученых-антимарксистов.Данные совр. Этнографии и археологии показали, что в наследии М. Есть ряд положений, требующих пересмотра. Признаны ошибочными реконструкции кровнородственной и пуналуальной семьи, спорна универсальность отцовского рода, в значит. Мере устарела периодизация М., заменяемая сейчас более совершенной. Но все основные положения учения М., в т. Ч. Положения об универсальности материнского рода и первичности групповых форм брака, подтверждены множеством вновь накопленных фактов и продолжают развиваться марксистской наукой.Лит. Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн. Архив Маркса и Энгельса, т.
IX, М., 1941. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21. Косвен М. О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935. Винников И. Н., Из архива Льюиса Генри Моргана, М.-Л., 1935 (Тр. Ин-та антропологии и этнографии, т. 2). Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и совр. Этнография,"СЭ", 1964, No 4. White L., Lewis Henry Morgan. His life and his researches., в кн. Morgan L. H., The Indian journals 1859-62, Ann Arbor, 1959. Resek C., L. H. Morgan. American scholar, Camb., 1960.A. И. Першиц. Москва..
Дополнительный поиск Морган
На нашем сайте Вы найдете значение "Морган" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Морган, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа