Мюнстерская Коммуна
(23 февр. 1534 - 25 июня 1535) - анабаптистское гос-во, созданное в Мюнстере (Вестфалия) в результате вооруж. Борьбы местного плебса, бюргерства и анабаптистов, пришедших из соседних городов и Нидерландов, против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февр. Анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в магистрате, 26 февр. Из города были изгнаны все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов. Хотя власть формально принадлежала магистрату, она фактически все больше и больше сосредоточивалась в руках "главного пророка" - Яна Матиса, а после его гибели - Иоанна Лейденского, к-рый в апр.-мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом "12 апостолов". В дальнейшем, в связи с осложнением воен.
Обстановки и внутр. Конфликтами, в к-рых не последнее место занимали противоречия между мюнстерскими и пришлыми анабаптистами, была введена личная диктатура Иоанна Лейденского, провозглашенного (видимо, в сент. 1534) царем Нового Сиона (Мюнстера) и будущим владыкой всего мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд уравнит. Мероприятий. Имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничивались, а затем были запрещены. Все жители обязаны были трудиться по специальности на общее благо и участвовать в обороне города, не получая за это особой оплаты. Продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам под контролем анабаптистских властей, но орудия труда, мастерские и зем.
Участки оставались, видимо, в личном владении их собственников. Моногамная семья, построенная на имуществ. Основе, была заменена догматич. Заимствованной из библ. Текстов ветхозаветной полигамией. Нарушения обществ. Порядка, пьянство, всякого рода аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осажд. Городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов. Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) "истинных христиан", избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного тысячелетнего "царства Христова", под к-рым подразумевалось наступление идеального мистич. Царства социального равенства. Объективно все это не выходило за рамки революц.
Ниспровержения феодализма и проведения радикальной программы бурж. Преобразований, переплетавшихся с нечетко выраженными элементами уравнительно-коммунистич. Мечтаний. Эти мечтания могли превратиться в социалистич. Борьбу "...только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 412). Исторически бесперспективной была и полигамия, к-рая, выполнив свою деструктивную задачу, должна была отмереть, уступив место новым формам бурж. Семьи. С кон. 1534 положение осажденных ухудшилось. Запасы продовольствия иссякали, попытки поднять восстание в поддержку М. К. В др. Городах Вестфалии и в Сев. Нидерландах были жестоко подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер пал.Для бурж.
Историографии в целом присуща открытая или слабо завуалированная враждебность к М. К. И ее деятелям, стремление отождествить совр. Коммунизм с анабаптизмом и, черня последний, очернить и коммунизм. Снимаются проблемы клас. Борьбы и социально-экономич. Проблемы, связанные с анабаптистским движением (рус. Писатель и публицист А. К. Шеллер-Михайлов считал М. К. Результатом "...сильного эпидемического возбуждения умов...", олицетворенного в фигуре Иоанна Лейденского ("Революционный анабаптизм", СПБ, 1889, с. 156, см. Также с. 185-87)). Нидерл. Баптистский историк В. Кюлер объявлял все социальные и экономич. Мероприятия М. К. Вытекающими, с одной стороны, из положения Мюнстера как осажденного города, с другой - прямо и исключительно из Священного писания (W.
J. Kühler, Geschiedenis der nederlandsche Doopsgezingen in de zestiende eeuw, Haarlem, 1932).Особенным нападкам со стороны бурж. Историографии подвергалось введение анабаптистами общности имущества и полигамии, причем последняя прямо выводится из первой и изображается как "общность жен". Баптистский историк Э. Бакс проявил намерение объективно и научно подойти к определению сущности революц. Анабаптизма. Он подчеркивал, что только "доктрина классовой борьбы как основы этического или иного суждения способна внести ясность в рассмотрение этого (т. Е. В оценку анабаптизма. - А. Ч.) вопроса" ("Rise and fall of the Anabaptists", L.-N. Y., 1903, p. 320).Источн. Cornelius C. A., Berichte der Augenzeugen über das Münsterische Wiedertäuferreich, "Die Geschichtsquellen des Bisthums Münster", 1853, Bd 2.
Niesert J., Münsterische Urkundensammlung, Bd 1, Coesfeld, 1826. Detmer H., Hermanni a Kerssenbroch Anabaptistici furoris Monasterium inclitam Westphaliae metropolim evertentis historica narratio, "Die Geschichtsquellen des Bisthums Münster", 1899-1900, Bd 5-6.Лит. Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1-2, М., 1925. Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века, М., 1964. Вах Е. В., Rise and fall of the Anabaptists, L.- N. Y., 1903. Keller L., Geschichte der Wiedertäufer und ihres Reichs zu Münster, Münster, 1880. Mellink A. F., De Wederdopers in de Noordelijke Nederlanden. 1531-1544, Groningen - Djakarta, 1953. Sodeur G., Der Kommunismus in der Kirchengeschichte, Münch., 1920.
Troeltsch B., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, в его кн. Gesammelte Schriften, 3 Aufl., Bd 1, Tübingen, 1923. Ritschl H., Die Kommune der Wiedertäufer in Münster. Ursachen und Wesen des täuferischen Kommunismus, Bonn - Lpz., 1923.A. H. Чистозвонов. Москва..
Дополнительный поиск Мюнстерская Коммуна
На нашем сайте Вы найдете значение "Мюнстерская Коммуна" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мюнстерская Коммуна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 19 символа