Нигилизм
(от лат. Nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. Полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакц. И консервативной журналистикой и авторами т. Н. Антинигилистич. Романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M. Достоевский и др.) для дискредитации разночинной демократии, представители к-рой изображались как бездумные отрицатели, "игноранты", каких бы то ни было обществ. Ценностей - нравственности, красоты, гражд. Обязанностей, веры в положит. Идеалы, объявлялись сторонниками вульгарного материализма в философии, аморализма в этике, анархич. Отрицания иск-ва, проповедниками полового разврата.
Н. Представлялся как явление, лишенное нар. Нац. Почвы, как занесенное с Запада антипатриотическое поветрие. При изображении нигилистов представители антинигилистического лагеря стремились представить их людьми, мешающими осуществлению в стране социального и политического прогресса, вынуждающими правительство - посредством своих беспредельно радикальных требований - к ограничению политических свобод, способными на самые низкие поступки.Лишенный науч. Значения термин "Н." все же отражает нек-рые черты, не охватываемые понятием "революц. Демократизм", но тем не менее характерные для умонастроения молодой рус. Разночинной демократии. Среди них - известная прямолинейность политич. Тактики, преувелич. Рационализм и утилитаризм в этике и эстетике, полемич.
Заострение элементов сенсуализма в философии, несколько прагматич. Подход к культурному наследию и пр. Эти крайности, не выражавшие сущности демократич. Идеологии шестидесятников (что подчеркивали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев) и изжитые в последующем развитии рус. Революц. Процесса, были порождены рядом условий рус. Действительности. Посредством ряда уступок (крест. Реформа 1861 и др.) и усилением репрессий правящие классы смогли ликвидировать состояние революц. Ситуации, обезглавить и распылить революц. Силы. Надежды рус. Демократов на крест. Революцию оказались тщетными. Стремление к радикальному преобразованию общества на демократич. Основах не могло осуществиться из-за непомерного гнета гос. Власти (цензурный деспотизм, аресты и т.
Д.). Для разночинцев - представителей социального слоя, только еще поднимающегося к культуре и в значит. Степени разочарованного в результатах дворянской цивилизации, - единственно реальным выходом энергии оставалось расшатывание коренных традиц. Устоев существующего общества, что не всегда обходилось без крайностей. Принцип революц. Отрицания иногда доводился до крайности, но в своей гл. Сути выражал не только непримиримость к самодержавно-крепостнич. Порядкам и охранит. Идеологии, но и ненависть к различным формам социального паразитизма и приспособленчества. Либеральному соглашательству в политике, бесплодному обличительству в лит-ре, чиновничьему карьеризму, лицемерию в быту, мистицизму, уходу в "чистую" науку и "чистое" иск-во и т.
П. Отдельными сторонами он был направлен и против революционных иллюзий.По преимуществу негативные, разрушительные, эти задачи не могли все же заменить конкретной позитивной политич. Программы, столь необходимой особенно в условиях спада революц. Ситуации. Т. Н. Раскол в нигилистах - резкая полемика между двумя гл. Демократич. Печатными органами "Современником" и "Рус. Словом" в 1864-65 - явился ярким тому свидетельством и выражением насущной необходимости в разработке цельной программы рус. Освободит. Движения. К кон. 60-х гг. Нигилистические настроения изживают себя. Из общего лагеря разночинной демократии выделяются группы, с одной стороны, революционеров, с др. Стороны, нек-рые бывшие нигилисты превращаются в проповедников либерального культурничества.Почти исчезнувший из полемич.
Лит-ры к кон. 60-х гг. Термин "Н." вновь используется в реакц. Публицистике в моменты наибольшего обострения клас. Борьбы в России. Несмотря на протесты Писарева, Герцена, П. А. Кропоткина и др., указывавших на несоответствие назв. Н. Подлинному содержанию рус. Революц.-демократич. Идеологии 60-х гг., термин зачастую использовался в дворянско-бурж. Историографии как адекватное обозначение идей и деятельности шестидесятников. У ряда совр. Зап.-европ. Авторов (В. Нигг, Г. Римша, Ф. Баргурн, А. Ярмолинский и др.) термин "Н." неправомерно используется как обозначение тех форм русского освободительного движения 19 в., наследниками к-рых выступили в 20 в. Большевики.Лит. Антонович М., Асмодей нашего времени, в кн. Литературно-критич. Ст., М.-Л., 1961.
Герцен A., Еще раз Базаров, Соч., т. 20, ч. 1, М., 1960. (Катков М.), О нашем нигилизме, "PB", 1862, No 7. Кропоткин П., Записки революционера, М.-Л., 1933. Записка К. Д. Кавелина о нигилизме, публ. П. А. Зайончковского, в сб. ИА, кн. 5, М., 1950. Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956. Тургенев И. С., Лит. И житейские воспоминания. Собр. Соч., т. 10, М., 1956. Алексеев А. И., К истории слова "нигилизм", в сб. Статьи по слав. Филологии и рус. Словесности, Л., 1928. Батюто A., К вопросу о происхождении слова "нигилизм" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1953, т. 12, в. 6. Воровский В. В., Базаров и Санин, в кн. Лит.-критич. Статьи, М., 1956. Демидова Н. В., Д. И. Писарев и нигилизм 60-х гг., "ВЛГУ", 1965, No 5. Серия экономики, философии и права, No 1.
Козьмин Б. П., "Раскол в нигилистах", в кн. Из истории революц. Мысли в России, М., 1961. Его же, Два слова о слове "нигилизм", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1951, т. 10, в. 4. Пустовойт П., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960. Coquart A., Dm. Pisarev (1840-1868) et I 'idéologie du nihilisme russe, P., 1946. Cyzevski D., Zur Vorgeschichte des Wortes "N", "Z. Für slav. Philologie", 1943, Bd 18, H. 2, В§ 93.А. И. Володин. Москва..
Дополнительный поиск Нигилизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Нигилизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нигилизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 8 символа