Омейядов Халифат (661-750)

80

Феод. Гос-во, в к-ром правили халифы династии Омейядов (называют также Дамасским халифатом, по назв. Столицы). В руках халифа была сосредоточена духовная и светская власть, передававшаяся по наследству. Омейяды, продолжив завоевательную политику своих предшественников, завоевали Сев. Африку, б. Ч. Пиренейского п-ова, Ср. Азию, Синд, Табаристан и Джурджан (см. Карту к данной ст., а также карту к ст. Арабские завоевания). Для управления этими столь различными по яз., религии, уровню развития странами была создана система наместничеств (первоначально 9, затем 5), воен., адм. И судебная власть в к-рых принадлежала эмирам. В нек-рых случаях сбором налогов при наместниках ведали спец. Чиновники (сахиб аль-харадж), судопроизводством - кади.Верховным собственником всех земель выступало гос-во.

В непосредств. Ведении гос-ва находился зем. Фонд, состоявший из завоеванных арабами зем. Владений Сасанидского гос-ва, сасанидских шахиншахов и визант. Императоров, земель зороастрийских храмов, иран. И визант. Феодалов, погибших или бежавших во время араб. Завоеваний, а также из зем. Владений, конфисковывавшихся гос-вом у отд. Лиц, совершавших антигос. Преступления, или земель, переходивших в собственность гос-ва после смерти владельца (при отсутствии прямого наследника). Этот фонд служил, в частности, источником зем. Пожалований араб. Феод. И родоплеменной знати - осн. Социальной опоре Омейядов. Гос-во взимало с землевладельцев позем. Налог. С мусульман - ушр (см. Ашар), с немусульман более тяжелый - харадж. Осн. Производителями в О.

Х. Были крестьяне-общинники и крестьяне-издольщики. При Омейядах был осн. Ряд новых городов. Кайруан, Рамла, Васит, Мансура, в к-рых, как и в др. Городах, процветали ремесло и торговля. Ремесл. Произ-во сохранялось преим. В руках податного коренного населения. Оно же занималось торговлей, ростовщичеством, а также поставляло служащих в гос. Аппарат.С целью укрепления централиз. Гос-ва в О. Х. Были проведены реформы. Восстановлена почтовая служба (прерванная во время первых завоеваний). В столице О. Х. - Дамаске была создана центральная казна, доход к-рой состоял из обязат. Отчислений с наместничеств. Создан гос. Архив (диван аль-хатим - при Муавии). В результате реформ Абд-аль-Малика и аль-Валида место греч., среднеперс. И др. Местных языков в гос.

Учреждениях занял арабский, к-рый приобрел значение гос. Яз. С 695 в Дамаске чеканились первые араб. Монеты, что положило начало введению в О. Х. Единой ден. Системы. Золотой динар и серебряный дирхем заменили находившиеся до того в обращении визант., сасанидские и др. Монеты.Вместо обложения завоеванных народов фиксированным налогом, предусмотренным условиями договоров времен арабских завоеваний, Омейяды проводили политику обложения этих народов по платежеспособности и ввели ряд новых налогов, не предусмотренных условиями этих договоров.Усиление эксплуатации вызывало массовое бегство в города крестьян, мелких, а отчасти и ср. Феодалов местного происхождения, массовый переход в ислам покоренных народов. Одновременно шел процесс концентрации в руках мусульм., преимущественно араб., феодалов земель, принадлежавших местному немусульм.

Населению и облагавшихся хараджем. Это привело к резкому уменьшению гос. Доходов, т. К. Бегство крестьян в города уменьшало число налогоплательщиков и подрывало основы с.-х. Произ-ва. С переходом хараджных земель в руки араб. Феодалов гос-во получало вместо хараджа ушр, а переход покоренного населения в ислам освобождал последнее от уплаты в пользу гос-ва налога джизьи. В целях предотвращения этих явлений и увеличения налоговых поступлений в казну был предпринят ряд мер, связанных с именем Хаджаджа, наместника Ирака (694-714). В 700 он обнародовал закон, согласно к-рому переход в ислам не освобождал новообращенных от уплаты джизьи, а переход хараджной земли к араб. Феодалам - от уплаты последними хараджа. Особые отряды ловили крестьян, покинувших свои деревни, клеймили их и отправляли на место прежнего жительства.

Эти меры приостановили переход в ислам завоеванных народов, сузили социальную базу Омейядов и создали условия для антифеод. Выступлений (см. Карту) широких нар. Масс, проходивших гл. Обр. Под лозунгами хариджитов и шиитов.В целях укрепления господства династии и расширения ее социальной базы халиф Омар II (717-720) признал законность всех сделок по переходу хараджной земли в руки араб. Феодалов и приказал взимать с них не харадж, а ушр, но уже с 718-719 он запретил им покупку хараджной земли, восстановил нормы начального ислама, согласно к-рым переход в ислам освобождал обращенного от уплаты джизьи, упразднил все налоги, не предусмотренные договорами арабов с завоеванными народами, и принял меры по устранению беззаконий наместников.

Однако политика Омара II не встретила поддержки, его преемники восстановили позем., налоговую, религ. Политику его предшественников. Это вызвало новую волну антиправительственных выступлений местных феодалов и антифеод. Движения нар. Масс (см. Карту). Восстание под рук. Абу Муслима увенчалось успехом. Династия Омейядов пала и власть перешла к Аббасидам. Одному из уцелевших Омейядов, Абдаррахману I, удалось основать в Испании династию кордовских Омейядов (см. Кордовский эмират).В странах, входивших в состав О. Х., развивалась культура. Басра и Куфа сделались центрами развития араб. Грамматики и яз. Тут жили основатели араб. Грамматики Абу-ль-Асвад ад-Дуали (ум. 688), аль-Халиль ибн Ахмед (ум. 791) и его ученик Сибавайх (ум. Ок.793) и др.

Возникла историография (Убайд ибн Шарья. Кааб аль-Ахбар, ум. 652 или 654. Вахб ибн Мунаббих, ум. 727). В это же время были заложены основы теологии и шариата. При Хаджадже были введены диакритич. Знаки и знаки для араб. Гласных, а вслед за тем издан первый огласованный текст Корана. Омейяды оказывали покровительство поэтам. При них жили панегиристы и сатирики аль-Ахталь (ок. 640-710), аль-Фараздак (ок. 641-728), Джарир (ум. Ок. 728), лирики Омар ибн Абу Рабиа (ум. Ок. 712) и Джамиль (ум. 701). Очагами развития араб. Поэзии и музыки наряду с Дамаском стали Мекка и Медина. Архитектура в О. Х. Представлена гл. Обр. Мечетями и дворцами. Выделяются. Мечеть Куббат ас-Сахра, построенная в кон. 7 в. В Иерусалиме, к-рый в качестве гл. Религ. Центра мусульман соперничал с Меккой, когда последняя была занята соперником халифа Абдаллахом ибн аз-Зубейром.

Мечеть Омейядов в Дамаске (705-711). Мечеть Сиди-Окба в Кайруане, дворцы Мшатта, Хирбет аль-Мафджар, Каср-аль-Хейр, Кусейр-Амра (построенный между 712 и 715 и украшенный орнаментом, а также изображениями танцовщиц, музыкантов, халифа и др.).Источн. (Al-Beladhuri), Liber expugnationis regionum, pt 1-2, LB, 1863-66.Лит. Бартольд В. В., Эпоха Омейядов по новейшим исследованиям, Соч., т. 6, М., 1966. Его же, Халиф Омар II и противоречивые известия о его личности, там же. Заходер Б. Н., История вост. Средневековья, М., 1944. Беляев E. A., Арабы, ислам и араб. Халифат..., М., 1965, гл. 4. Надирадзе Л. И., Община на терр. Вост. Халифата в VII-VIII вв..., в сб. Арабские страны, М., 1966. Аль-Харбутли Али, Тарих аль-Ирак фи зилль аль-хукм аль-Умави (История Ирака под властью Омейядов), Каир, 1959.

Сабит Исмаил Рави, аль-Ирак фи аср аль-Умави (Ирак в эпоху Омейядов), Багдад, 1965. Wellhausen J., Das arabische Reich und sein Sturz, В., 1902. Lammens H., Etudes sur le règne du Calife Omaijade Mo'âwia I, t. 1-3, Beyrouth, 1906-1908. Его же, Etudes sur le siècle des Omayyades, Beyrouth. 1930. Becker С. Н., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt (Islamstudien), Bd 1-2, Lpz., 1924-32. См. Также источн. И лит. При ст. Аббасидов халифат.Л. И. Надирадзе. Москва.-***-***-***-Халифат Омейядов (661-750 гг.) .

Значения в других словарях
Омар Ибн Хафсун

См. Ибн Хафсун.. ..

Омдурманское Сражение

Решающее сражение в колон. Войне Англии против независимого махдистского гос-ва в Судане 2 сент. 1898 на поле Керери, в 12 км от г. Омдурмана. Англо-егип. Армия под команд. Г. Китченера (25 т. Ч.) была вооружена пушками, пулеметами, скорострельными винтовками. Армия махдистов (командующий - Халиф Абдаллах) насчитывала 52 т. Ч., но только 14-15 тыс. Из них были вооружены (винтовками устаревших систем). Халиф Абдаллах, упустив возможность использовать преимущества ночного ближнего боя, начал насту..

Омейяды

(бану умайя) - династия араб. Халифов в Дамасском (Омейядском) халифате (661-750), Кордовском эмирате (756-929) и халифате (929-1031). Пришла к власти в результате победы сторонников Муавии (сирийского наместника Халифата) над сторонниками халифа Али (656-61). Вела свое происхождение от Омейи, основателя рода Омейядов.Династия Омейядов. Дамасских. Муавия I (661-680), Язид I (680-683), Муавия II (683), Мерван I (683-685), Абд-аль-Малик (685-705), Валид (705-715), Сулейман (715-717), Омар II (717-..

Омладина

Объединение сербской молодежи (серб. УjедиСљена омладина српска), - бурж. Культ.-просвет. Орг-ция в Сербии 1866-72. Пеструю и неоднородную по составу О. Возглавляло либеральное большинство (В. Йованович и др.). Создавая экономич., культурные, просветит. Об-ва, развивая издательскую деятельность, устанавливая культурные связи с Россией, Болгарией, Чехией, Польшей, воздействуя на развитие серб. Реалистич. Художеств. Лит-ры, О. Стремилась способствовать всестороннему развитию сербов. Решение социал..

Дополнительный поиск Омейядов Халифат (661-750) Омейядов Халифат (661-750)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Омейядов Халифат (661-750)" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Омейядов Халифат (661-750), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 26 символа