Панвавилонизм
Антинаучная теория, выводящая все культуры мира из Вавилонии и отрицающая, по существу, способность других народов к самостоят. Развитию. Имела распространение среди историков древности в кон. 19 - нач. 20 вв.Дешифровка клинописи, успешные археологич. Раскопки 19 - нач. 20 вв. В Месопотамии и находка множества клинописных источников различного содержания необычайно обогатили познания историков древности, имевших прежде в своем распоряжении лишь Библию и сообщения антич. Авторов. Изучение клинописного наследия Шумера, Вавилонии и Ассирии обнаружило во многом зависимость Библии от более древних памятников Двуречья. Раскопки в примыкающих к Двуречью областях - на терр. Древних Элама, Персиды, Урарту, Хеттского царства, а также в Египте - и изучение найденного там материала позволили установить, что и народы, населявшие эти страны, широко пользовались вавилонской клинописью.
Привлечение к исследованию клинописных источников представителей точных и естеств. Наук содействовало раскрытию высокого уровня древневавилонской культуры, ее действенности и благотворного влияния на нек-рые древние народы Азии и Европы (см. Вавилоно-ассирийская культура).Все это послужило основанием для выступления представителей нем. Школы востоковедов с поспешными и необоснованными ист. Концепциями развития человечества, получившими назв. П. Панвавилонисты (Г. Винклер, Л. Мессершмидт, Ф. Делид и др.) утверждали, что история мировой культуры есть не что иное, как дальнейшее развитие знаний, заложенных в Вавилонии, что Вавилония является очагом цивилизаций большинства народов мира (в т. Ч. Народов Средиземноморья, Индии, Китая и Юж.
Америки), заимствовавших у нее осн. Элементы культуры.Концепция П. Вызвала в 1900-1910-х гг. Серьезную дискуссию между ее защитниками и противниками. С резкой критикой П. Выступили нем. Историк древнего мира Э. Мейер, нем. Египтолог А. Эрман и амер. Египтолог Дж. X. Брэстед. Они показали, что даже соседний с Вавилонией Египет самостоятельно создал свою письменность и свою культуру. Ф. К. Куглер на основании изучения астрономич. Знаний вавилонян опроверг теорию исключительной древности вавилонской культуры. В России против П. Выступил Б. А. Тураев.Т. О., объективное изучение источников показало, что вавилонское влияние на культуру ряда народов древнего мира было вторичным и отнюдь не исключало самобытного культурного творчества этих народов, внесших самостоят.
Вклад в общую сокровищницу мировой цивилизации. Концепция П. Была разбита и утратила своих последователей.Лит. Тураев Б. A., История Древнего Востока, т. 1, (Л.), 1935. Делич Ф., Библия и Вавилон, 4 изд., пер. С нем., СПБ, 1907. Брэстед Д., История Египта, М., 1915. Winckler Н., Geschichte Babyloniens und Assyriens, Lpz., 1892. Его же, Himmels-und Weltenbild der Babylonier als Grundlage der Weltanschauung und Mythologie aller Völker, Lpz., 1901. Его же, Die babylonische Geistkultur in ihren Beziehungen zur Kulturentwicklung der Menschheit, 2 Aufl., Lpz., 1919. Jensen P., Das Gilgamesch-Epos in der Weltliteratur, Bd 1, Stras., 1906. Jeremias A., Das alte Testament im Lichte des alten Orients, 4 Aufl., Lpz., 1906. Meyer E., Geschichte des Altertums, 5 Aufl., Bd 1, Stuttg., 1925.
Kugler F.-X., Die babylonische Mondrechnung, Freib., 1900. Его же, Sternkunde und Sterndienst in Babel, Münster, 1908. Его же, Im Bannkreis Babels. Panbabylonistische Konstruktionen und religionsgeschichtliche Tatsachen, Münster, 1910.Л. А. Липин. Ленинград..
Дополнительный поиск Панвавилонизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Панвавилонизм" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панвавилонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 13 символа