Пи-и-маргаль

95

(Pi-y-Margall), Франсиско (29.IV.1824 - 29.XI.1901) - исп. Политич. Деятель, революционер-демократ, социалист- утопист. Род. В семье мелкого торговца в Барселоне. По образованию - юрист. В 1847 переехал в Мадрид, где стал работать журналистом. В 1851 опубликовал "Историю живописи Испании" ("Historia de la pintura en España"), к-рая была запрещена церковью и предана анафеме. В том же году вышли его "Этюды о средних веках" ("Estudios sobre la Edad Media"), за к-рые П.-и-М. Был отлучен от церкви. В нач. (850-х гг. П.-и-М. Примкнул к республиканцам и стал одним из лидеров Демократич. Партии. Принимал активное участие в революции 1854-56. В 1854 опубликовал обращение "К народу", в к-ром подвергал острой критике капиталистич. Эксплуатацию и тиранию и призывал не складывать оружия до утверждения подлинных демократич.

Свобод. С этого времени П.-и-М. - во главе левого крыла республиканцев. В 1864 стал гл. Редактором газ. "La Discusión" - органа Демократич. Партии, на страницах к-рой вел получившую широкую известность полемику с Э. Кастелар-и-Риполем в защиту социализма. Волна репрессий, последовавшая за неудачной попыткой гос. Переворота в 1866, вынудила П.-и-М. Эмигрировать во Францию. Здесь П.-и-М. Познакомился с учением Прудона, произведения к-рого были им впервые переведены в 1867-68 на исп. Язык. В 1869, после начала исп. Революции 1868-74 и избрания деп. Учредит. Кортесов, П.-и-М. Возвратился в Испанию. В февр. 1873 был назначен министром внутр. Дел респ. Пр-ва, а в июне избран президентом республики. Не желая прибегать к вооруж. Подавлению восстания "непримиримых" и анархистов, П.-и-М.

18 июля 1873 подал в отставку. После падения республики и восстановления монархии (1874) неоднократно избирался деп. Кортесов, трибуну к-рых использовал для защиты своих респ. Убеждений.П.-и-М. Был выдающимся мыслителем, публицистом, крупным искусствоведом. Как и философы-материалисты, П.-и-М. Считал, что материя вечна и бесконечна, существует сама по себе и, следуя своим собств. Законам, постоянно движется и меняется, был убежден в способности человека познать самые скрытые тайны природы, ее законы и поставить их себе на службу. Но в то же время, сползая на идеалистич. Позиции, П.-и-М. Полагал, что способность человека мыслить и познавать является результатом наличия в нем некоей субстанции, отличной от его материальной плоти (хотя и связанной с ней) и называемой П.-и-М.

Духом. Согласно концепции П.-и-М., дух, как и материя, никем не был создан и вечно меняется, следуя своим собств. Законам. Являясь рационалистом, П.-и-М. Считал индивидуальный разум источником познания, высшим критерием истины. Всякая новая идея, к-рая возникает в голове одного человека и представляет известный ист. Прогресс, призвана, по словам П.-и-М., осуществиться если не законом, то насилием. Лишь в обществе, где каждый его член пользуется всеми индивидуальными правами, прогресс осуществляется мирным путем, без катастроф и кровопролитий. Чтобы обеспечить такой путь развития, П.-и-М. Призывал к осуществлению демократич. Революции, к-рая положит конец монархии и гарантирует народу эти права. П.-и-М. Утверждал, что в ходе политич.

Борьбы победившие классы чувствуют естественную необходимость отнять у побежденных то, что составляет "власть властей" - богатство. Поэтому, естественно, что вслед за каждой политич. Революцией возникает вопрос о собственности, в т. Ч. О собственности на землю. Предшествующие революции приводили зем. Собственность в соответствие со своими идеалами, и демократич. Революция не может не сделать того же самого. Считая, что земля должна находиться в руках тех, кто ее обрабатывает, П.-и-М. Выдвигает идею о ликвидации наемного труда и арендной системы в с. Х-ве. Он предлагает передать крупные зем. Владения в руки ассоциаций, созданных с.-х. Рабочими для совместной обработки земли. В этих ассоциациях плоды общего труда будут делиться в соответствии с усилиями каждого члена коллектива.

Наряду с агр. Реформой П.-и-М. Предлагает в качестве практич. Мер, к-рые, по его мнению, должны постепенно привести к социальному освобождению трудящихся, создание свободных кооп. Ассоциаций и осуществление прудоновской идеи прямого товарообмена через народный банк и беспроцентный кредит, всеобщее обязательное бесплатное образование.П.-и-М. Остался чужд социалистич. Идее ликвидации частной собственности и обобществления всех средств произ-ва. Он полагал, что наличие частной собственности на средства произ-ва не может быть препятствием для ликвидации эксплуатации и угнетения людей.Утверждая, что демократич. Революция не может не быть освобождением самых угнетенных и обездоленных слоев народа, П.-и-М., однако, полностью абстрагируется от ее клас.

Характера. Демократич. Революция в его понимании - это революция всего народа, непосредственной целью к-рой является создание политич. Условий для постепенной социальной эмансипации трудящихся классов. Пролетариат для П.-и-М. Был лишь наиболее страдающей частью народа, а не той силой, к-рая способна освободить себя и все общество от эксплуатации. Идеализируя возможности демократич. Институтов в обществе, где существуют частная собственность на средства произ-ва и антагонистич. Классы, П.-и-М. Считал всеобщие выборы и индивидуальные права, т. Е. Право ассоциаций, собраний, печати, свободу совести и т. Д., достаточной основой для создания демократич. Гос-ва. Это гос-во, по мнению П.-и-М., будет охранять права и выражать интересы всего народа, регулировать отношения собственности, труда и обмена, исходя из принципа социальной справедливости и примата коллективных интересов перед индивидуальными.

Идеальной формой такого гос-ва П.-и-М. Считал федеральную республику. Будучи врагом эксплуатации и насилия над человеческой личностью, П.-и-М., начиная с 1850, активно боролся за ликвидацию рабства в исп. Колониях и предоставление им права на самоопределение.Несмотря на утопичность обществ.-политич. Взглядов П.-и-М., его программа отражала реальные проблемы, стоявшие перед исп. Обществом, и идейно подготавливала назревавшую в стране бурж.-демократич. Революцию.Соч. (кроме указ. В статье). La reacción у la revolucion, Madrid, 1854. Las nacionalidades, Madrid, 1877. Historia general de América, v. 1-2, Madrid, 1878-92. Las luchas de nuestros dias, Madrid, 1884. Las grandes conmociones politicas del siglo XIX en España, v. 1-2, Barcelona, (1932).А.

Гонсалес. Москва..

Значения в других словарях
Пи-и-Маргаль

(Pí-y-Margall) Франсиско (29.4.1824, Барселона, — 29.11.1901, Мадрид), испанский политический деятель, революционер-демократ. Родился в семье мелкого торговца. По образованию юрист. В 1851 опубликовал «Историю живописи Испании», которая была запрещена церковью и предана анафеме. В том же году вышли его «Этюды о средних веках», за которые П.-и-М. Был отлучен от церкви. В начале 1850-х гг. П.-и-М. Примкнул к республиканцам и стал одним из лидеров Демократической партии. Принимал активное участие в..

Пи-и-Маргаль

IФрансуа (Pi-y-Margall) — исп. Государственный деятель. Род. В 1820 г. Скомпрометированный в восстании 1866 г., бежал во Францию. После низвержения Изабеллы II возвратился в Испанию. В 1873 г. Стоял некоторое время во главе республики (см. Испания). При Альфонсе XII П. Сначала жил в уединении, потом был избран членом кортесов. Литературные его труды, перевед. На франц. Яз. "La république de 1873" (1874) и "Les nationalités" (1879).II(Франсуа, дополнение к статье)(Pi-y-Margall) — испанский полити..

Пешехонов

Алексей Васильевич (21.I.1867 - 3.IV.1933) - рус. Мелкобурж. Политич. Деятель, публицист. В 90-х гг. Работал статистиком в калужском, орловском, тверском, полтавском земствах, выпустил ряд статистич. Работ. В 1901 был выслан из Полтавы с запрещением земской службы. Сотрудничал в журн. "Русское богатство", с 1904 - чл. Его редакц. К-та. В этот период П. - типичный представитель либерального народничества. Одновременно он был близок к эсерам. Сотрудничал в их центр. Органе "Революционная Россия", ..

Пещерные Жилища

Естеств. И искусств. Пещеры, использовавшиеся людьми в древности как жилища. Известно, что уже синантропы в эпоху ниж. Палеолита селились в пещерах. Для овладения пещерами древним людям нередко приходилось вести борьбу (применяя огонь) с жившими в них хищными животными. Чаще всего для жилища выбирали устье пещеры или неглубокий грот. В мустьерскую эпоху под прикрытием пещер иногда устраивали прочные жилища, остатки к-рых сохранились в виде вымощенных булыжником площадок. В последующие эпохи пале..

Пиа

(Pyat), Феликс (4.Х.1810 - 4.VIII.1889) - франц. Политич. Деятель, публицист и драматург, мелкобурж. Демократ. Во время революции 1848 - комиссар Врем. Пр-ва, депутат Учредит., а затем Законодат. Собраний. После неудачного исхода демонстрации 13 июня 1849 эмигрировал в Великобританию, короткое время проживал в Швейцарии и Бельгии. Выступал против самостоят. Рабочего движения. Вел клеветнич. Кампанию против К. Маркса и Ген. Совета 1-го Интернационала. После сентябрьской революции 1870 возвратился..

Пианхи

Царь Напаты (ок. 751 - 716 до н. Э.), объединивший под своей властью в результате успешного похода Египет и Нубию (Куш). Являлся основателем XXV егип. (эфиопской) династии. Найденная в 1862 у Гебель-Баркала (Напата) стела П. Содержит подробное описание этого егип. Похода. Перевод надписи см. В кн. "Хрестоматия по истории Др. Востока", М., 1963, с. 150-63.. ..

Дополнительный поиск Пи-и-маргаль Пи-и-маргаль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пи-и-маргаль" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пи-и-маргаль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 12 символа