Разоружение
Система мероприятий, осуществление к-рых должно привести к уничтожению или существенному сокращению средств для ведения войн. В совр. Условиях в связи с наличием в мире ядерного, термоядерного и др. Оружия массового уничтожения людей и ценностей, созданных развитием человеческой культуры, Р. Стало важнейшей междунар. Проблемой, требующей своего безотлагат. Решения в целях обеспечения всеобщего мира, укрепления безопасности народов и содействия их прогрессу.В широком ист. Понимании идея Р., как средства, способного помешать вооруж. Конфликтам и войнам, существует с древних времен. Однако в обществе, разделенном на антагонистич. Классы, выступления за Р. Использовались господств. Классами для целей политич. Маневрирования, воен.
Ослабления противников и сокрытия мер, направленных на увеличение своего собств. Воен. Потенциала. В условиях рабовладельч. Общества, феодализма, капитализма проблема Р. Не могла найти своего решения, поскольку в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, система истребления человека человеком является столь же закономерной, как и система эксплуатации. С наступлением эпохи империализма резкое усиление милитаризма и гонки вооружений, приспособление осн. Функций империалистич. Держав к целям ведения борьбы за передел мира превратили в фикцию все переговоры о Р., к-рые время от времени велись между гос-вами. Примером этого могут служить 1-я и 2-я Гаагские конференции мира 1899 и 1907, к-рые не смогли выработать никаких согласов.
Решений о сокращении или ограничении вооружений и сведись лишь к рассмотрению и кодификации положений в области законов и обычаев войны (см. Гаагские конвенции 1899 и 1907). Фальшь и декларативность принятых на этих конференциях пожеланий об "ограничении расходов на воен. Дело" и об "ограничении сухопутных и морских военных сил и военных бюджетов" были очевидны в свете военных приготовлений государств к мировой войне 1914-18, унесшей десятки миллионов человеческих жизней.Возникновение Сов. Гос-ва в результате Вел. Окт. Социалистич. Революции, а затем образование мировой системы социализма создали предпосылки для позитивного решения проблемы Р. Социалистич. Страны заинтересованы в исключении войн из жизни общества в создании наиболее благоприятных, т.
Е. Мирных, условий для строительства социализма. Их позиция в вопросах Р. Принципиально отлична от позиции империалистич. Держав, монополистич. Слои к-рых заинтересованы в расширении произ-ва вооружений и войнах, как средстве достижения своих экономич. И политич. Целей. Сов. Союз и др. Социалистич. Страны, выдвинувшие лозунг мира в качестве одного из осн. Принципов своей внешней политики, являются надежным оплотом человечества в борьбе против захват-нич. Войн, за мир и безопасность народов. С первых шагов своего существования они выступают последовательными и настойчивыми борцами за Р.На первой же междунар. Конференции, в к-рой приняли участие сов. Представители (см. Генуэзская конференция 1922), Сов. Гос-во поставило вопрос о всеобщем сокращении вооружений.
Хотя это предложение было снято с обсуждения, тем не менее инициатива сов. Делегации способствовала принятию Лигой наций в 1922 резолюции, предусматривавшей ограничение вооружений. На Московской конференции 1922 Сов. Пр-во выдвинуло принцип пропорционального сокращения вооружений, а на Римской конференции экспертов Лиги наций в февр. 1924 - предложение о всеобщем сокращении вооружений. Эти предложения Сов. Пр-ва были отклонены. В 1927 и 1928 на сессиях подготовит. Комиссии Лиги наций к конференции по разоружению делегация СССР вновь выступила с Декларацией о всеобщем, полном и немедленном разоружении, а после ее отклонения представила в 1928 проект частичного разоружения, к-рый также не был принят. Советская Декларация стала важным ист.
Событием. Впервые в мире пр-во великой державы внесло конкретные предложения о всеобщем и полном разоружении. На Международной конференции по разоружению 1932-35 СССР внес 2 предложения - о полном и всеобщем Р. И о пропорциональном и прогрессивном сокращении вооружений, а также проект конвенции об определении агрессии. Однако из-за позиции империалистич. Гос-в конференция не дала положит. Результатов. Политич. Спекуляция империалистич. Гос-в в вопросах Р. И проводившаяся ими гонка вооружений явились важными факторами, ускорившими развязывание второй мировой войны 1939-45.По окончании 2-й мировой войны народы мира возложили определенные надежды в вопросах Р. На Организацию Объединенных Наций (ООН). В значит. Степени благодаря Сов.
Союзу в Уставе ООН было специально оговорено обязательство всех членрв ООН рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, в т. Ч. Принципы, определяющие Р. И регулирование вооружения. Однако зап. Державы всемерно препятствуют достижению этой орг-цией и ее органами положит. Результатов в вопросах Р.На 1-й сессии Ген. Ассамблеи ООН СССР внес 29 окт. 1946 проект резолюции о всеобщем сокращении вооружений. 14 дек. 1946 Ген. Ассамблея приняла резолюцию "О принципах всеобщего регулирования и сокращения вооружений", в основу к-рой, хотя и не в полной мере, легли сов. Предложения. Однако зап. Державы не пошли по пути выполнения этой резолюции.Еще в 1945 по инициативе СССР на Московском совещании министров иностр.
Дел Советского Союза, США и Англии была достигнута договоренность относительно образования при ООН Комиссии по атомной энергии. 1-я сессия Ген. Ассамблеи ООН (1946) единодушно приняла решение об учреждении этой комиссии в составе 12 членов (11 государств - членов Совета Безопасности и Канада). 19 июня 1946 Сов. Пр-во представило на рассмотрение комиссии проект междунар. Конвенции о принятии гос-вами обязательств не применять атомного оружия, запретить его произ-во и хранение, уничтожить в 3-месячный срок весь запас готовой и накопленной продукции этого оружия. США, поддержанные Великобританией и нек-рыми др. Зап. Гос-вами, противопоставили сов. Предложению т.н. План Баруха о контроле над атомной энергией, к-рый фактически не предусматривал запрещения атомного оружия и был направлен на то, чтобы сохранить за США монополию в вопросах использования атомной энергии (замаскированную созданием "междунар.
Органа", в к-ром США заняли бы господствующее положение) и обеспечить их вмешательство во внутр. Дела др. Гос-в.В 1947 СССР внес на рассмотрение комиссий ООН по обычным вооружениям (созд. В 1947) и по атомной энергии ряд предложений, увязывающих вопрос о всеобщем сокращении вооружений и вооруж. Сил с задачей запрещения атомного и др. Видов оружия массового уничтожения при установлении строгого междунар. Контроля над всеми предприятиями, занятыми добычей атомного сырья и произ-вом атомных материалов и атомной энергии. На 3-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1948-49) СССР предложил в сент. 1948 в качестве первого шага сократить на 1/4 в течение 1 года вооруж. Силы и вооружения постоянных членов Совета Безопасности - СССР, Китая, США, Великобритании и Франции, одновременно запретив атомное оружие и учредив в рамках Совета Безопасности междунар.
Орган для наблюдения и контроля за осуществлением этих мероприятий. Однако зап. Державы не допустили принятия советских предложений. В то же время под давлением США в ноябре 1948 Ассамблея приняла резолюцию, утверждавшую рекомендации Комиссии ООН по атомной энергии, в основу которых был положен план Баруха. СССР и ряд других государств голосовали против этой резолюции.К 1949 СССР уже овладел произ-вом атомного оружия. Вместе с тем Сов. Гос-во, оставаясь верным своей политике мира, не прекратило борьбы за запрещение оружия массового уничтожения и за Р. В целом. На 5-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1950-51) СССР предложил, чтобы США, Великобритания, Франция, Китай и СССР заключили между собой пакт по укреплению мира и сократили свои вооруж.
Силы в течение 1950-51 на 1/3. 6-я сессия Ген. Ассамблеи ООН (1951-52) 11 янв. 1952 приняла резолюцию об учреждении в рамках Совета Безопасности новой, единой Комиссии по Р. (две ранее существовавшие комиссии - по атомной энергии и обычным вооружениям - упразднялись). На этой сессии СССР вновь внес ряд предложений по Р., в т. Ч. Предложение созвать не позднее 1 июня 1952 Всемирную конференцию для рассмотрения вопроса о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия. С предложениями о созыве указанной конференции СССР выступал также в 1954 и 1955. Однако они отклонялись зап. Державами.Все эти годы США и их союзники продолжали упорно цепляться за план Баруха, стремясь сохранить за собой монопольное право продолжать в течение неопределенного времени произ-во атомных бомб.
Что касается сокращения вооруж. Сил и обычных вооружений, то нек-рые державы выдвигали фальшивый тезис о том, что никакие практич. Мероприятия по уменьшению армий невозможны до тех пор, пока не будет обеспечена "междунар. Безопасность" и в этих целях не будет выполнен ряд "предварительных условий", в частности таких, как создание междунар. Вооруж. Сил ООН, принятие плана Баруха, заключение на условиях зап. Держав мирных договоров с Германией и Японией и т.д. На 7-й сессии Ген. Ассамблеи ООН в 1952 предложения об укреплении мира и и дружеств. Сотрудничества между народами внесла Польша. Этими предложениями предусматривалось, в частности, сокращение в течение 1 года на 1/3 (от их тогдашней численности) вооружений великих держав - США, СССР, Англии, Франции и Китая, запрещение атомного и всех видов оружия массового уничтожения и установление строгого междунар.
Контроля за исполнением этих решений всеми гос-вами. Предлагалось также призвать гос-ва, не присоединившиеся к Женевскому протоколу 1925 о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и др. Подобных газов и бактериологических средств или не ратифицировавшие этот протокол, присоединиться к нему или ратифицировать его. Зап. Державы не допустили принятия этих предложений, так же как и сходных с ними предложений СССР на 8-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1953).Несмотря на то что СССР в 1953 первым овладел произ-вом термоядерного оружия (водородная бомба), Сов. Пр-во, верное принципам борьбы за мир и Р., 21 дек. 1953 выступило с предложением, чтобы гос-ва приняли на себя обязательство не применять атомного и др.
Оружия массового уничтожения. Однако этот миролюбивый шаг СССР не встретил поддержки со стороны зап. Держав.В марте - апр. 1955 зап. Державы, пытаясь создать впечатление о своей готовности пойти на достижение соглашения о Р., заявили в Комиссии ООН по Р. О согласии, чтобы полное запрещение применения атомного и др. Оружия массового уничтожения было осуществлено после сокращения вооружений и вооруж. Сил на 75% согласованных норм. Уровни вооруж. Сил для СССР, США и Китая предлагалось установить в размере от 1 млн. До 1,5 млн. Чел., а для Великобритании и Франции - по 650 тыс. Чел. О том, что это был очередной маневр зап. Держав, свидетельствовала их позиция по вопросу об осуществлении контроля за Р. Зап. Державы ставили на первое место "выявление и проверку", подменяя т.
О. Сбором разведывательной информации действит. Контроль за сокращением вооружений и запрещением атомного оружия. Сов. Пр-во, стремясь продвинуть вперед вопрос о Р., внесло 10 мая 1955 в Комиссию по Р. Предложения, к-рые занимают одно из важнейших мест в истории переговоров по этой проблеме. Сов. Программа предусматривала осуществление целого ряда мер, относящихся к устранению угрозы новой войны, укреплению доверия менаду гос-вами и осуществлению широкого и всеобъемлющего Р. Предложения СССР содержали осн. Положения проекта междунар. Конвенции о сокращении вооружений и запрещении атомного оружия с установлением эффективного междунар. Контроля. Стремясь к взаимопониманию, Сов. Союз согласился с рядом осн. Предложений по вопросам Р., к-рые формулировались до этого зап.
Державами. СССР принял предлагавшиеся ими уровни вооруж. Сил. Им были также приняты выдвинутые зап. Державами стадии осуществления мероприятий по Р. В связи с тем, что зап. Державы настаивали на применении ядерного оружия в случае обороны, СССР дал согласие и на такое его применение при условии принятия соответств. Решения Советом Безопасности. Однако зап. Державы уклонились от рассмотрения предложения СССР от 10 мая 1955. Ссылаясь на предстоящее совещание глав пр-в СССР, США, Великобритании и Франции, они прервали в комиссии переговоры о Р.На Женевском совещании глав правительств четырех держав 1955 сов. Делегация высказалась за то, чтобы гос-ва - участники совещания в самый короткий срок приняли на себя обязательство не применять первыми атомного и водородного оружия и призвали бы др.
Гос-ва поступить таким же образом. Амер. Делегация выдвинула на совещании предложения об обмене воен. Информацией между СССР и США и проведении взаимных аэрофотосъемок терр. Обеих стран (т, я. План "открытого неба"), что на деле не имело отношения к проблеме Р. И преследовало лишь цель легализовать получение иностр. Гос-вами разведывательных данных на терр. СССР.При возобновлении работы подкомитета Комиссии по Р. (апрель 1956) зап. Державы отказались от своих прежних предложений по Р., с к-рыми согласился Сов. Союз, и, в частности, от предложения об уровнях вооруж. Сил и выдвинули новые уровни. Для СССР, США и Китая - 2,5 млн. Чел., Великобритании и Франции - 750 тыс. Чел., остальных гос-в - не св. 500 тыс. Чел.Для того чтобы вывести проблему Р.
Из тупика, пр-во СССР 17 нояб. 1956 выдвинуло новую программу Р., приобретавшую особое значение для укрепления мира в связи с начавшейся англо-франко-израильской агрессией против Египта.Предложения СССР от 17 нояб. 1956 предусматривали. 1) сократить в течение 2 лет вооруж. Силы СССР, США и Китая до 1 - 1,5 млн. Чел., Великобритании и Франции - до 650 тыс. Чел. В качестве первого шага к этому - сократить в течение первого года вооруж, силы СССР, США и Китая до 2,5 млн. Чел., а вооруж. Силы Великобритании и Франции - до 750 тыс. Чел. Для каждого из этих гос-в. 2) осуществить в течение указанного срока (2 года) запрещение атомного и водородного оружия и в качестве первого шага - немедленно прекратить его испытания. 3) сократить в 1957 на 1/3 вооруж.
Силы СССР, США, Великобритании и Франции, размещенные на терр. Германия, с установлением соответств. Контроля за этим сокращением. 4) осуществить в 1957 значит. Сокращение вооруж. Сил США, Великобритании и Франции, размещенных на терр. Стран - участниц Северо-атлантич. Пакта, и Вооруж. Сил СССР, размещенных на терр. Стран - участниц Варшавского договора 1955. 5) ликвидировать в течение 2 лет иностр. Воен. Базы на терр. Др. Гос-в. 6) сократить воен. Расходы. 7) установить междунар. Контроль за выполнением гос-вами обязательств по Р. 8) в целях предупреждения внезапного нападения одного гос-ва на другое установить на терр. Гос-в на взаимных началах контрольные посты в крупных портах, на ж.-д. Узлах и автомагистралях. Пр-во СССР пошло навстречу зап.
Державам и изъявило готовность рассмотреть вопрос о применении аэрофотосъемок в районе расположения в Европе осн. Вооруж. Сил Северо-атлантич. Блока и стран - участниц Варшавского договора с расчетом на глубину до 800 км на В. И на З. От линии разграничения указанных выше вооруж. Сил при согласии соответств. Гос-в. Сов. Пр-во указывало, что после реализации этих мероприятий следует поставить вопрос о полной ликвидации вооруж. Сил и вооружений всех типов с сохранением у гос-в лишь таких контингентов милиции (полиции), к-рые необходимы для поддержания внутр. Безопасности и охраны границ. Сов. Пр-во предложило заключить пакт о ненападении между странами, входящими в Северо-атлантич. Союз, и странами - участницами Варшавского договора.
Наряду с продолжением усилий в поисках решения проблемы Р. В органах ООН пр-во СССР предложило также созвать для этой цели совещание глав пр-в СССР, США, Великобритании, Франции и Индии. Однако и эта мирная инициатива СССР не нашла поддержки со стороны зап. Держав. На 11-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1956-57), на рассмотрение к-рой были внесены сов. Предложения от 17 нояб. 1956, зап. Державы продолжали саботировать дело Р. На этой сессии, в янв. 1957, СССР внес проект резолюции, призывавшей гос-ва, производящие испытания ядерного оружия, безотлагательно их прекратить. В др. Проекте СССР предлагал созвать спец. Сессию Ген. Ассамблеи по проблеме Р. 21 сент. 1957 Сов. Пр-во передало на рассмотрение 12-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1957) меморандум о частичных мероприятиях в области Р.
На этой же сессии делегацией Польши было выдвинуто предложение о создании в центре Европы безатомной зоны (см. Рапацкого план).Особое место на 12-й сессии заняла дискуссия о деятельности Комиссии ООН по Р. И ее подкомитета. США, Великобритания и их союзники навязали такой состав новой Комиссии по Р., в к-ром из 25 членов 16 являлись участниками различных воен. Блоков, руководимых зап. Державами. В связи с тем, что это исключало возможность плодотворных переговоров по Р., СССР отказался от участия в работе Комиссии. Аналогичные шаги предприняли также 2 др. Ее члена - Чехословакия и Польша.Учитывая, что из-за позиции, занятой Западом, достижение соглашения по проблеме Р. В целом наталкивается на непреодолимые трудности, Сов.
Пр-во (в своих предложениях от 8 янв. И 5 мая 1958 о созыве и повестке дня Совещания глав пр-в четырех держав) сочло возможным, в создавшихся условиях, рекомендовать метод ее постепенного решения.Сов. Предложения, в частности, предусматривали. Рассмотрение вопросов о безотлагат. Прекращении испытаний атомного и водородного оружия. Отказ от применения всех видов атомного, водородного и ракетного оружия. Создание в Центр. Европе зоны, свободной от этого оружия. Заключение между гос-вами пакта о ненападении. Запрещение использования космич, пространства в воен. Целях. Междунар. Сотрудничество в области изучения космич. Пространства. Ликвидацию иностр. Воен. Баз на чужих терр. Сокращение численности иностр. Войск, находящихся на терр.
Германии и в пределах др. Европ. Гос-в. Предупреждение внезапного нападения одного гос-ва на другое.Идя по пути поисков взаимоприемлемых соглашений о Р., Сов. Союз одновременно стремился положить практич. Начало разрешению этой проблемы. Пр-во СССР в 1955-58 сократило численность своих Вооруж. Сил на 2 млн. 140 тыс. Чел., ликвидировало свою последнюю базу на иностр. Терр. (Порккала-Удд) и в период с 31 марта по кон. Окт. 1958 односторонне прекратило испытания ядерного оружия (в кон. Окт. 1958 Сов. Пр-во возобновило испытания, что было вызвано интересами укрепления обороны страны, т.к. США и Великобритания не последовали примеру СССР и вместо прекращения испытаний даже увеличили число ядерных взрывов. 29 авг. 1959 Сов. Пр-во опубликовало заявление, в к-ром говорилось, что оно не возобновит ядерных взрывов, если зап.
Державы не возобновят испытаний атомного и водородного оружия). В 1955-58 вооруж. Силы др. Стран социализма (в Европе) были сокращены на 456,5 тыс. Чел.На 13-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1958) СССР внес на рассмотрение меморандум о мероприятиях в области Р. И в качестве отд. Пунктов повестки дня предложил обсудить вопрос о прекращении испытаний атомного и водородного оружия, о сокращении воен. Бюджетов СССР, США, Великобритании и Франции на 10-15% с использованием части сэкономленных средств на оказание помощи слаборазвитым странам, о запрещении использования космич. Пространства в воен. Целях, ликвидации воен. Баз на чужих терр. И др. Однако под давлением США и нек-рых др. Зап. Держав соответствующие сов. Проекты резолюций были отклонены.
Принятые на сессии резолюции по вопросам Р., отвечавшие интересам зап. Держав, были направлены на дальнейшее затягивание и срыв достижения соглашения по проблеме Р.В кон. 1958 в Женеве были созваны по инициативе СССР совещание экспертов СССР, США и Великобритании по вопросу о мерах по предотвращению внезапного нападения и совещание представителей этих же держав по вопросу о прекращении испытаний ядерного оружия, не принесшие, однако, положительных результатов в связи с препятствиями, к-рые чинили зап. Державы решению поставленных вопросов.Новый этап в борьбе миролюбивых народов за Р. Наступил после того, как Сов. Гос-во проявило еще одну мирную инициативу и 18 сент. 1959 внесло на рассмотрение 14-й сессии Ген.
Ассамблеи ООН (1959) Декларацию Сов. Пр-ва о всеобщем и полном Р. С конкретными предложениями по этому вопросу. Претворение в жизнь сов. Плана Р. В корне устранило бы самую возможность развязывания войн, поскольку гос-ва были бы лишены материальных средств их ведения.СССР предложил осуществить программу всеобщего и полного Р. Тремя этапами в течение 4 лет. Предусматривалось, в частности, следующее. Роспуск всех вооруж. Сил (сухопутных, воен.-мор. И воен.-возд.) и запрещение их восстановления в любой форме. Уничтожение всех видов вооружений и боевых запасов, как находящихся в вооруж. Силах, так и на складах. Ликвидация всех воен.-мор. Судов и воен. Авиации. Полное запрещение атомного и водородного оружия, прекращение произ-ва всех видов этого оружия и ликвидация его запасов.
Полное прекращение произ-ва и уничтожение всех видов ракетного оружия, включая космич. Ракеты воен. Назначения. Запрещение произ-ва, владения и хранения средств химич. И бактериологич. Войны и уничтожение запасов этих видов оружия. Ликвидация воен. Баз на чужих терр. И всех установок для запуска ракет. Ликвидация воен. Произ-ва на воен. Заводах и воен.-производств. Установок на заводах общей пром-сти. Упразднение всех воен. Учреждений (воен. Министерств, ген. Штабов и т.д.) и прекращение всякого воен. Обучения. Запрещение в законодат. Порядке воен. Пропаганды. После осуществления этих мероприятий в распоряжении гос-в должны были остаться лишь строго ограниченные согласованные для каждой страны контингенты полиции (милиции), вооруженные легким стрелковым оружием и предназначенные исключительно для поддержания внутр.
Порядка и защиты личной безопасности. Для наблюдения за своеврем. Выполнением этих мероприятий предлагалось учредить спец. Междунар. Контрольный орган в составе всех гос-в. В случае, если зап. Державы не выразили бы своей готовности пойти на всеобщее и полное Р., СССР одновременно изъявил согласие договориться о соответствующих частичных шагах по Р. О создании безатомной зоны в Центр. Европе, о заключении пакта о ненападении между гос-вами НАТО и гос-вами - участниками Варшавского договора, о выводе всех иностр. Войск с терр. Европ. Гос-в и ликвидации воен. Баз на чужих терр., о соглашении с целью предотвращения внезапного нападения одного гос-ва на другое и т.д.Идея всеобщего и полного Р. Была единодушно поддержана 14-й сессией Ген.
Ассамблеи ООН. На сессии все гос-ва присоединились к проекту резолюции Ген. Ассамблеи о всеобщем и полном Р., стали его соавторами и сделали, таким образом, излишним голосование проекта. Ассамблея приняла решение передать сов. План Р. Для детального рассмотрения в Комиссию ООН по Р. И К-т 10-ти гос-в, учрежденный в соответствии с договоренностью великих держав в составе пяти зап. (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада) и пяти социалистич. (СССР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария) гос-в. Так же единодушно Ген. Ассамблея призвала участников женевских переговоров по прекращению испытаний ядерного оружия не возобновлять этих испытаний и ускорить заключение междунар. Соглашения по данному вопросу.Для того чтобы практически помочь делу Р., в янв.
1960 Верх. Совет СССР принял закон о сокращении Сов. Вооруж. Сил на 1 млн. 200 тыс. Чел. Это решение было актом доброй воли, к-рый должен был побудить др. Гос-ва к встречным действиям в области Р. Предложение пр-ва СССР о всеобщем и полном Р., отражающее общую позицию гос-в - участников Варшавского договора, а также решение о сокращении Сов. Вооруж. Сил были встречены с большим одобрением народами всего мира. Однако зап. Державы не поддержали инициативы Сов. Пр-ва.15 марта 1960 в Женеве начал работу К-т 10-ти гос-в по Р. Сов. Союз и др. Социалистич. Страны пришли на эти переговоры с твердым намерением выполнить решение ООН о всеобщем и полном Р. Иную линию в К-те 10-ти заняли представители зап. Держав, поставившие под сомнение тот очевидный факт, что К-ту была поручена разработка программы всеобщего и полного Р.
Вся суть представленного ими т.н. "западного плана" сводилась к установлению и осуществлению мероприятий по контролю без Р., к контролю над вооружениями, фактически к сбору разведывательных сведений. При этом зап. Державы категорически выступили против установления сроков для осуществления не только всей программы, но и каждого отд. Этапа Р. Для того чтобы придать все же переговорам деловой, практич. Характер, делегации социалистич. Гос-в совместно внесли 8 апр. 1960 на рассмотрение К-та "Осн. Принципы всеобщего и полного Р.", имея в виду принять решение хотя бы по таким общим вопросам, как определение всеобщего и полного разоружения, и договориться о том, что разоружение должно проводиться по этапам, в строго обусловленный срок и под междунар.
Контролем, что по осуществлении программы Р. Гос-ва будут располагать ограниченными контингентами полиции (милиции) для поддержания внутр. Порядка и др. Однако зап. Державы отклонили предложение социалистич. Стран, не высказав по нему ни одного замечания. Видя несостоятельность своей позиции и ту неблагоприятную реакцию, к-рую она вызвала в мире, зап. Державы попытались (кон. Апр. 1960) изобразить все же себя в глазах мировой общественности сторонниками всеобщего и полного Р. С этой целью они внесли в К-т документ, получивший назв. Предложения "относительно принципов и условий всеобщего и полного Р.", в к-ром речь шла о таком сокращении и ограничении вооруж. Сил и вооружений, к-рое всецело отвечало только их интересам.В мае 1960 в Париже должно было состояться совещание глав пр-в СССР, США, Великобритании и Франции, к к-рому Сов.
Пр-во подготовило предложения о всеобщем и полном Р., развившие ранее выдвигавшуюся им программу с учетом ряда соображений, высказанных зап. Державами. Поскольку в результате провокац. Действий разведывательной авиации США над терр. СССР совещание было сорвано, Сов. Пр-во направило эти предложения главам пр-в всех стран мира и в июне 1960 представило их на рассмотрение К-та 10-ти.Новые предложения СССР оставались программой полного Р., но в ней была изменена последовательность мероприятий по этапам. Сов. Пр-во соглашалось, в частности, начать Р. С уничтожения всех средств доставки ядерного оружия, хотя к тому времени СССР располагал общепризнанным превосходством в наиболее современных и эффективных средствах такого рода - в межконтинентальных баллистич.
Ракетах. Также с учетом пожеланий зап. Держав на второй этап переносилось крупное сокращение вооруж. Сил, а завершение ликвидации этих сил - на третий этап. В новой программе Р. Были детально разработаны положения о всеобъемлющем и строгом междунар. Контроле. В ней предусматривалось обязательство гос-в предоставлять в необходимых случаях в распоряжение Совета Безопасности ООН формирования из числа контингентов полиции (милиции) для принятия необходимых мер против гос-в, к-рые попытались бы совершить агрессию.Эти предложения также были отклонены зап. Державами. Поскольку они продолжали концентрировать свои усилия не на осуществлении программы Р., а на контроле над вооружением, на использовании дискуссии в К-те 10-ти в качестве ширмы для прикрытия нараставшей гонки вооружений, СССР и др.
Социалистич. Гос-ва прервали свою работу в К-те 10-ти, решив поставить на 15-й сессии Ген. Ассамблеи (1960-61) вопрос о создавшемся положении. На этой сессии, среди участников к-рой были главы гос-в и пр-в неск. Десятков стран, обсуждение вопросов Р. Заняло, благодаря усилиям Сов. Пр-ва, центр. Место. 23 сент. 1960 СССР представил на рассмотрение сессии предложение об "Осн. Положениях договора о всеобщем и полном Р.", в к-ром Сов. Пр-во пошло еще дальше навстречу зап. Державам, учтя их позицию по ряду важных вопросов (сочетание, начиная с первого этапа, мероприятий в области ядерного Р. С мероприятиями по сокращению вооруж. Сил и обычных вооружений и др.). Тем не менее зап. Державы не проявили готовности приступить к рассмотрению на этой сессии внесенных предложений, а делегация США в марте 1961 высказала пожелание отложить обсуждение всей проблемы Р.
До осени 1961, поскольку новое амер. Пр-во президента Кеннеди не закончило изучения данной проблемы и не было готово представить к.-л. Свои предложения по ее существу. Между пр-вами СССР и США была достигнута договоренность продолжить летом 1961 обмен мнениями о дальнейшем обсуждении проблемы, и Ген. Ассамблея, приняв к сведению эту договоренность, решила рассмотреть все внесенные предложения по Р. На своей очередной сессии.Настойчивая борьба СССР за решение проблемы Р. Получила широкое одобрение мировой общественности, всех передовых и прогрессивных сил человечества. В Заявлении Совещания представителей коммунистич. И рабочих партий (Москва, 1960) подчеркивалось, что "осуществление выдвинутой Советским Союзом программы всеобщего и полного разоружения имело бы историческое значение для судеб человечества.
Добиться осуществления этой программы - значит ликвидировать самую возможность ведения войн между народами".С 1962 практич. Рассмотрение вопросов Р. Велось в К-те 18-ти гос-в по Р., созданном решением 16-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1961-62). Тогда же Ассамблея единодушно одобрила принципы для переговоров о Р., к-рые были совместно выработаны представителями СССР и США.Эти принципы, конкретизирующие осн. Содержание понятия всеобщего и полного Р., включали след. Элементы. Роспуск вооруж. Сил, ликвидация воен. Учреждений, уничтожение вооружений и прекращение их произ-ва. Ликвидация всех запасов оружия. Уничтожение всех средств доставки оружия массового уничтожения. Упразднение органов и учреждений, предназначенных для организации воен.
Дела гос-в. Прекращение воен. Обучения и закрытие всех воен. Учебных заведений. Прекращение расходования средств на воен. Цели.16-я сессия Ген. Ассамблеи по инициативе ряда неприсоединившихся гос-в Африки и Азии, поддержанной Сов. Союзом и др. Социалистич. Странами, приняла Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия. В ней указывалось, что применение данного оружия является нарушением Устава ООН, выходит за рамки войны и может причинить огромные страдания человечеству. В связи с этим его использование направлено против человечества в целом, и любое гос-во, применившее такое оружие, совершит тем самым преступление против человечества и цивилизации. Принятие Декларации было определенным успехом миролюбивых сил.
США, Великобритания и их союзники по воен. Блокам (всего 20 гос-в) голосовали против нее.В состав К-та 18-ти гос-в по Р., начавшего свою работу 14 марта 1962, вошли. 5 социалистич. Гос-в - СССР, Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния. 5 зап. Стран - США, Великобритания, Франция, Италия, Канада. 8 неприсоединившихся гос-в - Бирма, Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, ОАР, Швеция, Эфиопия. Франция отказалась принять участие в работе К-та, поэтому фактически в нем представлены 17 гос-в мира. Сов. Пр-во 15 марта внесло на рассмотрение К-та проект Договора о всеобщем и полном Р. Под строгим междунар. Контролем и меморандум к переговорам, в к-ром подчеркивалась необходимость сосредоточить работу К-та на достижении соглашения о таком Р.
В сов. Проекте Договора получили последовательную реализацию согласованные принципы Р., принятые ООН. Предложенная СССР программа условно могла быть подразделена на 3 составные части. 1) ликвидация всех вооружений, армий, воен. Учреждений, т. Е. Проведение всего того, что обычно называют практич. Р., 2) установление строгого и эффективного междунар. Контроля за проведением в жизнь Договора о всеобщем и полном Р., 3) создание действенного междунар. Механизма, призванного исключить возможность восстановления воен. Потенциала отд. Гос-вами после завершения процесса всеобщего и полного Р.Сов. Пр-во предложило уже на первом этапе, начинающемся после 6-месячного подготовит. Периода и продолжающемся 1,5 года, полностью исключить возможность использования ядерного оружия, уничтожив все средства его доставки к цели, ликвидировать иностр.
Воен. Базы, вывести в пределы нац. Границ войска с чужих терр. И осуществить серьезное сокращение обычных вооружений и вооруж. Сил. На втором этапе, рассчитанном на два года, предусматривалось запрещение и полное уничтожение самого ядерного оружия, что привело бы к полному устранению возможности термоядерного конфликта. На третьем этапе продолжительностью в один год должны были завершиться слом воен. Машины гос-в, роспуск армий, уничтожение вооружений с оставлением небольших отрядов милиции (полиции) для поддержания внутр. Порядка и выполнения обязательств по поддержанию всеобщего мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. Вся программа проводится в жизнь под строгим междунар. Контролем всех без исключения мероприятий по Р., начиная с первого этапа.Всеохватывающему предложению СССР зап.
Державы противопоставили план, подменявший всеобщее и полное Р. Все тем же контролем над вооружениями. 18 апр. 1962 делегация США внесла документ, озаглавленный "Схема основных положений договора о всеобщем и полном разоружении в условиях мира во всем мире".Амер. План ограничивался декларированием всеобщего и полного Р. Как конечной цели и не предусматривал путей и методов его достижения. Наиболее отчетливо его общая неэффективность проявлялась в тех положениях, к-рые касаются ядерного оружия. О запрещении применения этого средства массового уничтожения амер. План вообще не упоминает, а об уничтожении ядерных запасов не содержит никаких обязывающих положений ни на первых двух этапах, каждый продолжительностью 3 года, ни на третьем, срок к-рого не определялся.
На первом этапе осуществление многих важных мероприятий было спланировано так, чтобы нанести ущерб безопасности социалистич. Стран и поставить в выгодное положение зап. Державы. Предлагая, напр., сократить на 30 % средства доставки ядерного оружия (в т. Ч. Сов. Глобальные межконтинентальные ракеты), амер. Схема оставляла в неприкосновенности все иностр. Воен. Базы на чужих территориях. Наконец, в схеме предъявлялись требования о таких методах междунар. Контроля (в первую очередь контроля над вооружением, оставшимся в наличии у гос-в), к-рые давали зап. Державам возможность прервать в нужный для них момент весь процесс Р.В ходе переговоров в К-те 18-ти Сов. Союз занимал гибкую позицию и в интересах сближения точек зрения сторон вносил изменения в свой первоначальный проект Договора.
СССР не стал настаивать на ликвидации всех средств доставки ядерного оружия на первом этапе Р. Согласился с тем, чтобы при уничтожении средств доставки ядерного оружия было сделано исключение для т.н. "ракетно-ядерного зонтика", т. Е. Для строго ограниченного количества межконтинентальных, противовозд. И противоракетных ракет, находящихся соответственно в распоряжении СССР и США и сохраняемых до конца процесса Р. СССР пошел навстречу зап. Державам, согласившись на увеличение уровней вооруж. Сил гос-в на первом этапе (1,9 млн. Чел. Для СССР и США) и т.д. Однако и эти усилия Сов. Союза, проникнутые духом разумного компромисса, не встретили поддержки зап. Держав. В результате длит. Обсуждения к-т смог согласовать только преамбулу Договора о всеобщем и полном Р.
И предварит. Проект трех его первых статей относительно общих обязательств по Р., по контролю и по поддержанию междунар. Мира и безопасности.К сессии К-та 18-ти в 1963 Сов. Пр-во уточнило и дополнило проект Договора о всеобщем и полном Р. С учетом ряда пожеланий зап. Держав. Вместе с тем из-за их негативной позиции не было достигнуто согласия ни по этому вопросу, ни по ряду др. Предложений СССР, представленных К-ту. Проекту Декларации об отказе от использования иностр. Территорий для размещения стратегич. Средств доставки ядерного оружия. Проекту Договора о ненападении между гос-вами - участниками Варшавского договора и странами - участницами НАТО. Предложению об объявлении зоны Средиземного м. Свободной о.
Дополнительный поиск Разоружение
На нашем сайте Вы найдете значение "Разоружение" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Разоружение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 11 символа