Ранке
(Ranke), Леопольд фон (21.XII.1795 - 23.V. 1886) - нем. Историк, оказавший большое влияние на формирование нем. Бурж.-юнкерской историографии 2-й пол. 19 в. И на последующую герм. Историографию реакц. Направления. Происходил из лютеранской пасторской семьи и получил строго религ. Воспитание. По окончании Лейпцигского ун-та, где он занимался классич. Филологией и богословием, Р. Стал учителем древних яз. В гимназии во Франкфурте-на-Одере (1818). Здесь под влиянием чтения Вальтера Скотта, О. Тьерри и древних авторов Р. Увлекся историей. В 1824 вышло его первое ист. Соч. "История романских и герм. Народов с 1494 до 1535 г." ("Geschichte der romanischen und germanischen Völker von 1494 bis 1535") с приложением источниковедч. Этюда "К критике новой историографии" ("Zur Kritik neuer Geschichtschreiber").
Исключительный успех этой работы доставил R кафедру в Берлинском ун-те (1825-71). Свою репутацию талантливого исследователя Р. Закрепил новым трудом "Государи и народы Юж. Европы в 16-17 вв." ("Fürsten und Völker von Süd-Europa", Bd 1-4, В., 1837-45), после чего был командирован прус. Пр-вом в Италию для работы в архивах. Уже эти первые труды содержат все характерные черты творчества Р., его методологии и исследоват. Приемов. Теоретич. Взгляды Р. Сформировались под влиянием филос. Идеализма и протестантизма. Ист. Процесс, по Р., это осуществление "божеского плана управления миром", придающего единство Всему процессу. Причинные связи между событиями также предуказаны богом. Религия играет решающую роль в жизни народов. Внешние ист.
Явления выступают как борьба идей, причем высшая идея - бог, а все прочие идеи - "мысли бога в мире". Каждый ист. Период, по мнению Р., имеет свою "руководящую идею" (история, т. О., оказывалась разделенной на замкнутые эпохи и лишенной поступательного развития). Наряду с религ. Идеей важное место в ходе истории занимает, по мнению Р., идея политическая, воплощенная в государстве. Церковь и гос-во - оба божеств. Происхождения, но гос-во лучше всего выражает стремление "нации" к силе. Политика гос-ва есть "политика с позиций силы" (Machtpolitik), борьба государств, наций наполняет историю. Помимо мистико-богословского, "августиновского" провиденциализма, ист. Концепция Р. Характеризуется европоцентризмом с окраской нем.-юнкерского шовинизма.
Весь ход истории, по Р., определяют "ведущие" народы. С 6 в. Н.э. Это романо-герм. Народы и гос-ва Зап. Европы. Ист. Роль славянства сводится к защите от вост. Кочевников зап.-европ. Цивилизации. Сами славяне в культурной и политич. Организации полностью зависят от Запада. Народы Азии и других неевроп. Стран - объект, а не субъект истории. С богословско-идеалистич. Концепцией Р. Связаны следующие характерные черты творчества Р. Божеский план реализуется ист. Личностями (это - короли, папы, полководцы и т.д. Ист. Портреты таких деятелей выдвинуты поэтому в его исследованиях на первый план). Осн. Задача историка - выявление "божьего плана", она достигается путем отыскания "объективной истины", т. Е. Установления того, "как собственно все происходило" (wie es eigentlich gewesen, - P.
Считается основоположником "объективной" школы нем. Историографии). Интерес гл. Обр. К политич. И дипломатич. Истории, провозглашение примата внеш. Политики над внутр. И игнорирование истории социальных отношений, исключит. Внимание к деятельности выдающихся личностей характерны для всех соч. Р. (посвященных преим. 16-17 вв.). Эти черты отчетливо сказались, в частности, в таких считающихся классическими соч. Р., как "Римские папы, их церковь и гос-во в XVI и XVII вв." (пер. С нем., т. 1-2, СПБ, 1869), "Нем. История в эпоху реформации" ("Die deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation", Bd 1-3, В., 1839-40) и др., блестящих по форме, отличающихся большим мастерством портретных характеристик и в то же время крайне поверхностных по содержанию.Вкладом Р.
В развитие ист. Науки является его исследоват. Методика, основанная на след. Положениях. Объективная истина содержится гл. Обр. В архивных мат-лах политич. Характера - в донесениях послов, переписке гос. Деятелей и т.д. Чего нет в документе (мнения, слухи и проч.) - не существует для истории. Правильное использование источников требует филологич. Анализа, установления аутентичности и достоверности документа и других операций внеш. И внутр. Критики текста. Р. Не изобрел этот метод (он опирался на опыт Г. Б. Нибура и др.), но он систематично и последовательно проводил его в своих трудах и обучал ему в своих знаменитых ист. Семинарах в Берлинском ун-те (с 1834), из к-рых вышли многие известные бурж. Ученые. Ф. В. Гизебрехт, Г. Вайц, Г. Зибель, X.
Дельбрюк, В. Ваттенбах, В. Рошер и мн. Другие. К заслугам Р. Перед нем. Наукой относится также организация Баварской ист. Комиссии, издавшей нем. Биографич. Словарь и развернувшей широкую деятельность по публикации ист. Источников.Претензиями на "объективность" и "беспартийность" Р. Не удалось замаскировать свою реакц. Политич. Позицию, низкопоклонство перед монархами, восхищение воен. Мощью прусского государства и его агрессивной внеш. Политикой. В своих трудах (напр., в "12 книгах прусской истории" - "Zwölf Bücher preussischer Geschichte", Bd 1-5, Lpz., 1874) он защищал дворянские привилегии и полуфеод. Строй Пруссии, выражал аристократич. Презрение к простому народу и ненависть к революциям и революц. Деятелям. Советник и воспитатель нем.
Королей и принцев, получивший в 1841 звание офиц. Историографа Пруссии, друг и поклонник Бисмарка - "объединителя" Германии "железом и кровью", Р. Стал олицетворением консерватизма и враждебного отношения к социальному и политич. Прогрессу. Отсюда восторженное отношение к Р. Со стороны представителей реакц. Крыла бурж. Историографии и резко отрицательные отзывы о творчестве Р. Передовых умов Германии - Маркса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 352), Г. Гейне и др.Соч. Sämtliche Werke, Bd 1-54, Lpz., 1867-90. Hauptwerke, Bd 1-12, Wiesbaden, 1957. Weltgeschichte, Bd 1 - 9, Lpz., 1888 - 1902.Лит. Вайнштейн О. Л., Леопольд фон Ранке и совр. Бурж. Историография, в кн. К критике новейшей бурж. Историографии, М.-Л., 1961. Смоленский Н.
И., О нек-рых теоретико-методологич. Принципах историч. Концепции Л. Фон Ранке, в кн. Методологич. И историографич. Вопросы ист. Науки, Томск, 1963. Бузескул В. П., Совр. Германия и нем. Историч. Наука XIX столетия, П., 1915. Косминский Е. A., Историография средних веков, (М.), 1963, с. 332-50. Schilfert G., L. Von Ranke, в сб. Die deutsche Geschichtswissenschaft..., В., 1963. (Огромная заруб. Лит. О Р. Частично указана в названных выше работах).О. Л. Вайнштейн. Ленинград..
Дополнительный поиск Ранке
На нашем сайте Вы найдете значение "Ранке" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ранке, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 5 символа