Флот Военно-морской

85

(ВМФ) - вид вооруж. Сил, предназначенный для выполнения стратегич. И оперативных задач на океанских и морских театрах воен. Действий. В нек-рых гос-вах наз. Военно-мор. Силами (ВМС). ВМФ выполняет задачи как самостоятельно, так и совместно с др. Видами вооруж. Сил. Гл. Свойства ВМФ - большая ударная мощь его осн. Родов сил, высокая маневренность корабельных и авиац. Группировок, большой пространств. Размах действий, способность скрытно развертывать свои подводные лодки и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений. Организационно делится на флоты и флотилии.Зарождение ВМФ относится к эпохе рабовладельч. Общества (Др. Египет, Финикия, Др. Греция, Др. Рим и др.), когда начало развиваться мореплавание.

Флоты состояли из гребных судов, осн. Типами к-рых в Др. Греции и Др. Риме были. Триера (в Др. Риме - трирема) - судно с 3 рядами весел, расположенных один над другим, и пентера (в Др. Риме - пентерема) - судно с 5 рядами весел. В 1 в. До н. Э. В рим. Флоте появились легкие маневренные суда с одним рядом весел - либурны. Боевые действия гребных судов сводились к сближению с судами противника и нанесению им таранного удара или высадке на них абордажных групп, к-рые вели бой холодным оружием. Применялось также метательное оружие (лук и стрелы, дротики), а с 1 в. До н. Э. Использовались метательные машины (баллисты и катапульты).В период раннего феодализма (до 11 в.) ВМФ существенного развития не получил. В 7 в. Венецианцы на основе рим.

Либурны создали улучшенный тип гребного судна - галеру. В 6-9 вв. Вост. Славяне, ведя борьбу с Византией, совершали походы через Черное м. (в 7 в. И через Средиземное м.) на парусно-гребных челнах, способных плавать по рекам и в море. В 7-8 вв. Норманны строили легкие беспалубные парусно-гребные суда (драккары), имевшие мачту и рей для прямого паруса. Их длина достигала 30-40 м (до 32 пар весел), число воинов (они же гребцы) - 100-150 чел. В 9 в. С расширением набегов норманнов на Англию и др. Страны размеры судов увеличились. На корме и в носовой части сооружались надстройки для десантных отрядов. К кон. 10 в., когда Венеция установила свое монопольное господство в Адриатике и стала посредником в торговле Зап. Европы с Востоком, возникла необходимость защиты торг.

Судоходства от пиратов и венецианцы создали сильный ВМФ. В 11-12 вв. Возникают флоты Генуи и др. Итал. Гос-в, затем Франции, Испании и др. Осн. Типом воен. Корабля была галера (длина 25 м, ширина 10 м, высота надводного борта 1,5-2 м). Галеры имели 25-30 пар весел, на каждом из к-рых работало 3-5 гребцов из невольников, каторжников и частично наемников. Боевой экипаж состоял из 50-100 чел., вооруженных холодным и метательным оружием. При попутном ветре использовался парус. В кон. 10 - нач. 11 вв. Создаются парусные суда (нефы). В 11-12 вв. Появляются средства навигации- компас, мор. Карты, секстан, что позволило совершать длит. Плавания в открытом море. Начался переход от гребного к парусному флоту, завершившийся к сер. 17 в. (до 19 в.

Гребные суда сохранялись лишь в России и Швеции). Развитие мор. Торговли привело к образованию во 2-й пол. 13 в. В Сев. Германии торг. Союза приморских городов - Ганзы, к-рая для защиты своего судоходства создала сильный парусный ВМФ. Воен. Суда этого флота - "когги" имели. Длину 40 м, ширину 10 м, водоизмещение до 800 т, скорость хода ок. 8 узлов, экипаж до 250 чел. У "когги" было 2 палубы, 3 мачты и вместительные трюмы. Переход к парусному флоту и его совершенствование расширили возможности дальних плаваний, что создало условия в 15 в. Для Великих географических открытий. Распространение огнестрельного оружия привело к вооружению (с 16 в.) парусных судов артиллерией. Однако тактика парусных флотов вначале сохраняла черты тактики гребного флота - сближение вплотную с противником при использовании огня артиллерии и абордажные бои.В кон.

16 - нач. 17 вв. В Англии, Испании, Франции и др. Странах возникают постоянные регулярные воен. Флоты под единым управлением адмиралтейств, а для строительства кораблей создаются гос. Верфи. В 16-18 вв. Между Англией, Голландией, Испанией и Францией развернулась борьба за господство на море и колонии, в ходе к-рой к сер. 18 в. Великобритания, создавшая сильный ВМФ, стала первой в мире мор. Державой. В нач. 18 в. Петр I создал регулярный русский военно-морской флот и Россия выдвинулась в число крупных мор. Держав. В 17-18 вв. Происходит быстрое развитие корабельной артиллерии, к-рая становится гл. Оружием в мор. Бою, на кораблях увеличивается число пушек, размещаемых на 2-3 палубах у бортовых амбразур, происходят изменения в боевом составе флотов, их организации и тактике, на основе чего зарождается классификация воен.

Кораблей. Сначала в Великобритании (1651), а затем в др. Странах корабли были разделены на 6 рангов. 1-3-й ранги - линейные корабли (44-100 орудий) для ведения арт. Боя в линии. 4-5-й ранги - фрегаты (с меньшим числом орудий) для разведки и самостоят. Действий против торг. Судоходства противника. 6-й ранг - посыльные и вспомогат. Суда. Линейные корабли объединялись в эскадры, к-рые делились на 3 отряда (дивизии). Авангард, центр и арьергард. Отряды вели бой в линии баталии (кильватерной колонны), стремясь подойти к противнику с наветренной стороны и поражать его арт. Огнем. Утвердилась линейная тактика мор. Боя. В боевых столкновениях применялись также брандеры (суда, нагруженные горючими и взрывчатыми материалами), а при известных условиях и абордаж.Достижения в области техники в 18 в.

Создали условия для развития воен. Кораблестроения. Водоизмещение линейных кораблей достигло 3-4 тыс. Т, число орудий - 120-125. Бронзовые орудия заменялись чугунными, возросли их скорострельность (1 выстрел в 3 мин.) и дальность стрельбы (до 600 м). Большая эффективность корабельной артиллерии и усовершенствование кораблей обусловили во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Переход от линейной тактики к маневренной, к-рая была успешно применена рус. Флотоводцами Г. А. Спиридовым и Ф. Ф. Ушаковым, англ. Флотоводцем Г. Нельсоном и принята в др. Флотах.Дальнейший технич. Прогресс позволил в 1-й пол. 19 в. Перейти к строительству боевых кораблей с паровыми двигателями. В 1824 впервые в боевых действиях принял участие англ. Пароход "Лайтнинг". Несколько позже в ряде стран, в т.

Ч. И в России (1836), появились парусно-паровые пароходофрегаты (водоиз- мещение до 1400 т, скорость 8-9 узлов, вооружение 16-28 орудий), использовавшиеся для разведки, связи и буксировки парусных кораблей. В 1836-1837 вместо колесных пароходов началось строительство винтовых. На вооружение флотов стали поступать бомбические пушки калибром до 80 фунтов (220 мм), к-рые имели большую разрушит. Силу. В 1-й пол. 19 в. В рус. Флоте появилось минное оружие.Во время Крымской войны 1853-56 выявилось большое преимущество паровых кораблей перед парусными, и после войны завершился переход от парусного флота к паровому. Произошло дальнейшее усиление артиллерии (корабли стали вооружаться гладкоствольными орудиями калибром до 406 мм), в связи с чем появились броненосцы с броней толщиной до 610 мм, к-рые во 2-й пол.

19 в. Стали гл. Ударной силой флотов для борьбы с броненосцами противника и береговыми укреплениями. Переход к паровому флоту усилил привязанность флота к берегу и базам ввиду необходимости пополнения запасов топлива, боеприпасов и проведения ремонта механизмов. Развитие минного оружия и появление самодвижущейся мины - торпеды привело к зарождению миноносцев и минных заградителей. В процессе совершенствования кораблестроения видоизменялось расположение артиллерии. Вместо бортовых орудий - казематные, барбетные и башенные арт. Установки. В 90-х гг. Появился класс эскадренных броненосцев (водоизмещение до 12 тыс. Т, скорость хода 16-18 узлов), вооруженных 4 305-мм орудиями, 6 и более 152-мм орудиями и имевших броневой пояс 300-450 мм.

Для ведения разведки и действий на коммуникациях предназначались крейсера, имевшие меньшее вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. В 1900 в США началось строительство подводных лодок (их проекты создавались еще в 18-19 вв.), к-рое вскоре развернулось и в др. Странах. На кораблях появились первые радиостанции.Броненосные и минно-торпедные корабли получили широкое применение во время русско-японской войны 1904-05, опыт к-рой выявил необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и арт. Оружия. Наметились основы тактики мор. Боя с участием большого числа броненосных кораблей. Определилась необходимость организации дозоров, разведки и траления в целях обеспечения благоприятного режима в районе своих баз.

Во время войны был получен опыт широких минных постановок, действий крейсеров на коммуникациях, перевозок войск и высадки десантов, ночных действий миноносцев, обороны воен.-мор. Базы и ведения противоблокадных действий и т. Д. После войны началась гонка мор. Вооружений. При этом первостепенное значение придавалось созданию крупных кораблей с сильным арт. Вооружением, на к-рые возлагалась задача добиться решающей победы в генеральном сражении, завоевать господство на море и тем самым предрешить исход всей войны. Вместо эскадренных броненосцев с 4 крупнокалиберными орудиями с 1906 началось строительство линейных кораблей - дредноутов, вооруженных 10-12 орудиями калибра 254-305 мм и защищенных мощной броней. Для ведения разведки, отражения атак эскадренных миноносцев (эсминцев) и нарушения мор.

Коммуникаций начали строиться быстроходные легкие крейсера. Совершенствовались эсминцы, предназначавшиеся как для ночных атак крупных кораблей, так и для участия в генеральном сражении вместе с линейными кораблями. Получили развитие минные заградители, были созданы тральщики, значительно усовершенствованы подводные лодки, к-рые предназначались для уничтожения надводных кораблей и торг. Судов противника, для ведения разведки и постановки минных заграждений у берегов противника. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 были созданы первые гидросамолеты и авиатранспорты (на неск. Самолетов).Большое развитие получил ВМФ в ходе Первой мировой войны 1914-18 и после нее.По мере присоединения к воюющим коалициям Турции, Италии, США и др.

И вступления в строй строившихся кораблей численность корабельного состава, участвовавшего в войне, значительно возросла. Всего в боевых действиях участвовало св. 2900 боевых кораблей. Основой боевой мощи флотов считались крупные надводные корабли - линкоры и линейные крейсера (водоизмещением до 35 тыс. Т) с мощными артиллерией (калибра до 381 мм) и броней (до 356 мм). В ходе войны на этих кораблях начали устанавливать зенитные орудия. Большое развитие получили эсминцы (водоизмещение до 2 тыс. Т, скорость хода 38 узлов), к-рые стали наиболее многочисл. И универсальными кораблями. Были усовершенствованы минные заградители и тральщики, численность к-рых резко возросла. Видное место в составе всех флотов (особенно германского) заняли подводные лодки.

Установилась их классификация - деление на большие (водоизмещением до 1900 т), средние (до 940 т) и малые (до 600 т), увеличились дальность плавания (до 5500 миль), скорость хода (надводная до 18, подводная до 9-10 узлов), число торпедных аппаратов (до 6). Подводные лодки оказались эффективным средством нарушения коммуникаций и ударов по боевым кораблям и превратились в самостоят. Род сил флота, способный решать не только тактические, но и оперативно-стратегич. Задачи. Они уничтожили 192 боевых корабля, в т. Ч. 12 линкоров, 23 крейсера, 39 эсминцев и др. Общие потери торг. Флота всех стран от действий подводных лодок составили ок. 6 тыс. Судов (14 млн. Регистровых брутто-т). Повышение активности подводных лодок вызвало появление средств борьбы с ними.

Были выделены легкие силы флота, применены противолодочные мины, сети, спец. Снаряды и гидроакустич. Средства поиска. Для поиска и уничтожения подводных лодок Антанта и США привлекли в 1918 ок. 5000 кораблей различных классов, 2000 самолетов и дирижабли. В ходе войны появились новые классы и подклассы боевых кораблей. Авианосцы, сторожевые и патрульные корабли, торпедные и арт. Катера. Впервые в боевых действиях на море начала участвовать мор. Авиация, к-рая вела разведку и корректировку арт. Огня, наносила бомбовые и торпедные удары по кораблям и базам. В результате флоты стали превращаться в объединения разнородных сил при доминирующем положении надводных сил.-***-***-***-Таблица 1 Состав ВМФ крупнейших держав к началу 1-й мировой войны 1914-18 (без учета устаревших кораблей) [s]ФЛОТ_1.JPG[/s]Во время 1-й мировой войны воен.

Действия распространились на все моря и океаны. В ходе их было уничтожено ок. 1250 боевых кораблей (37 линейных кораблей и линейных крейсеров, 58 крейсеров, 265 эсминцев и миноносцев, 270 подводных лодок и др.) и ок. 17 млн. Т торг. Тоннажа. Наряду с развитием повседневной боевой деятельности флотов зародилась новая форма боевых действий - мор. Операция, под к-рой понимались согласованные, объединенные единым замыслом и планом действия разнородных сил флота в определенный короткий промежуток времени, направленные на достижение оперативной или стратегии, цели.В 20-30-е гг. Развернулось широкое строительство ВМФ. Усиленное строительство линкоров (водоизмещением 35-45 тыс. Т) и крупных авианосцев (водоизмещением до 22 тыс.

Т) началось в США, Великобритании и Японии, а также в фаш. Германии. Рост корабельного состава флотов и мор. Авиации сопровождался их дальнейшим совершенствованием и зарождением новых видов оружия и технич. Средств флота - мор. Авиации, артиллерии, минно-торпедного оружия, гидроакустич. Средств обнаружения, радиолокации. В условиях угрозы империалистич. Агрессии СССР уделял большое внимание развитию Советского Военно-Морского Флота, к-рый за годы довоен. Пятилеток превратился в мощную силу.Во время Второй мировой войны 1939-45 воен. Действия распространились на все морские и океанские театры. В них приняли участие флоты Германии, Великобритании (с доминионами), Франции, Италии, СССР, Японии и США, а также флоты Польши, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Греции, Румынии, Югославии, Финляндии и др.

Стран.-***-***-***-Таблица 2 Состав ВМФ основных воюющих стран к моменту их вступления во 2-ю мировую войну 1939-45 [s]ФЛОТ_2.JPG[/s]Всего в составе флотов к моменту их вступления в войну насчитывалось ок. 1700 кораблей осн. Классов. Если учесть св. 3500 кораблей, построенных в годы войны, то всего в боевых действиях участвовало более 5000 кораблей осн. Классов. Кроме того, в войне приняло участие огромное число средних и малых кораблей др. Классов (корветы, фрегаты, сторожевые корабли, патрульные суда, тральщики, минные заградители, охотники за подводными лодками, катера всех типов, десантные корабли, вспомогательные и специальные корабли и суда).Воен. Действия на море развивались в двух осн. Направлениях. Первое включало боевые действия по нарушению океанско-морских коммуникаций, к-рые являлись одним из осн.

Звеньев, обеспечивающих развертывание и использование воен.-экономич. Потенциала воевавших стран и поддержание минимально необходимого жизненного уровня гражд. Населения.За время войны через Атлантич. Ок. И прилегающие к нему моря прошло 11 500 конвоев союзников, в составе к-рых насчитывалось ок. 250 тыс. Судов. Важное место в мор. Перевозках занимала переброска войск. Из США через порты Атлантич. Ок. Было отправлено 4,5 млн. Чел. И через порты Тихого ок. - 2,5 млн. Чел. На нарушение этих перевозок были направлены осн. Усилия нем.-фаш. Флота (гл. Обр. Подводных лодок). В связи с тем, что вооруж. Силы Великобритании и США в течение ряда лет не вели боевых действий на сухопутном фронте против фаш. Германии, англо-амер. Командование смогло привлечь к защите своих коммуникаций огромные силы.

Св. 30 авианосцев, ок. 3500 эсминцев, эскортных и др. Кораблей, св. 2500 самолетов берегового базирования.Др. Важнейшим направлением воен. Действий на море было участие флотов в действиях против береговых объектов противника и в обороне своего побережья от воздействия с моря. За годы войны зап. Союзниками было высажено св. 600 десантов, в т. Ч. Ряд крупных (в Сев. Африке, Италии, Франции, на островах Тихого ок.). 110 десантов было высажено Сов. ВМФ. Широкие масштабы имели эвакуации войск морем (английских - из Норвегии, Бельгии, Греции, с о. Крит. Американских - с Филиппинских островов, немецких - из Туниса, Крыма, Курляндии и т. П.).В интересах защиты мор. Коммуникаций и высадки десантов неоднократно проводились крупные операции по уничтожению сил флота противника в море и базах (налет англ.

Авиации на Таранто в нояб. 1940, бой у мыса Матапан между англ. И итал. Флотами в марте 1941, операция англ. Флота против герм. Линкора "Бисмарк" в мае 1941, операция япон. Флота против флота США в Пёрл-Харборе в дек. 1941 и др.).В результате расширения масштабов воен. Действий на море возросла потребность в кораблях и самолетах, увеличилось взаимодействие разнородных сил флота, усилилась напряженность боевых действий флотов, усложнились мероприятия по их обеспечению. Широкое развитие получила мор. Операция, подготавливаемая и проводимая на основе заранее разработанного замысла и плана, тщательной разведки и всесторонней организации взаимодействия между группировками сил. Утвердилась теория ведения операций по нарушению мор.

Сообщений, десантных и противодесантных операций и операций по уничтожению сил противника в море и в базах и др. Одновременно формировалась теория планирования и ведения систематич. Боевой деятельности различных родов сил флота и организации всех видов обороны (ПВО, противолодочной и противоминной обороны). Большое развитие получили теория и практика взаимодействия объединений ВМФ с объединениями сухопутных войск, ВВС и войск ПВО, а также взаимодействие флотов двух и более гос-в, входивших в одну коалицию с общими органами управления.Большое влияние на боевую деятельность флотов оказала авиация. Ее рост и совершенствование расширили возможности нанесения ударов по надводным боевым кораблям и транспортам в море и в базах, по портовым сооружениям, складам, подъездным путям.

Если во время 1-й мировой войны удельный вес кораблей, потопленных авиацией, составлял ок. 2%, то во время 2-й мировой войны из общего числа погибших линейных кораблей авиацией было потоплено 35,5%, авианосцев - 41,7%, крейсеров - 28,4%, эсминцев и миноносцев - 27,5%. Исключительно важную роль авиация играла во всех десантных операциях (напр., в Нормандской десантной операции 1944 участвовало 14 300 самолетов союзников), в обеспечении эвакуации войск. Авиация берегового базирования производила скрытные постановки мин в водах противника. Особое значение имела авианосная авиация, применение к-рой позволило распространить возд. Угрозу флоту противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил и отд.

Корабли, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника, и наоборот, корабли, лишенные такого прикрытия, стали уязвимыми целями для береговой и авианосной авиации. Под влиянием этого фактора уже в ходе войны резко снизилось значение линейных кораблей и тяжелых крейсеров с арт. Вооружением. Использование авианосной авиации позволило вести мор. Бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. Сотнях миль друг от друга вне досягаемости корабельной артиллерии. Возросли значение и количество авианосцев, особенно в составе флота США. Если в начале войны в нем было лишь 8 легких, тяжелых и эскортных авианосцев, то к концу 1944, несмотря на потери, числилось 32 легких и тяжелых и св.

90 эскортных авианосцев. Кроме того, 20 находились в постройке. Существенное влияние авиация оказала и на роль надводных торпедных кораблей. Если во время 1-й мировой войны они активно участвовали в мор. Боях, применяя торпедное оружие, то во время 2-й мировой войны возможности атак с применением торпед со сравнительно небольших дистанций резко сократились и торпедные корабли стали чаще использоваться для противолодочного и противовозд. Охранения авианосцев, соединений надводных кораблей и конвоев и для поддержки мор. Десантов.Большой размах приняло строительство подводных лодок. Если к началу войны в составе иностр. ВМФ было 468 подводных лодок, то за время войны их было построено еще 1669, в т. Ч. 1131 - в Германии.

Подводные лодки явились наиболее эффективным средством уничтожения торг. Судов. Из общих потерь торг. Флота (ок. 36 млн. Регистровых брутто-т) они потопили 60% (св. 22 млн. Т). Кроме того, подводными лодками было потоплено 3 линкора, 17 авианосцев, 32 крейсера, св. 250 эсминцев, фрегатов и др. Противолодочных кораблей. 75 подводных лодок, а также повреждено 12 линкоров, 9 авианосцев и 22 крейсера. Все флоты понесли значит. Потери на минах, поставленных подводными лодками.Во время 2-й мировой войны изменилась роль различных видов оружия и технич. Средств флота. Арт. Оружие, являвшееся в прошлом осн. Средством поражения надводных кораблей, утратило это значение и стало осн. Средством подавления полевой и береговой артиллерии в ходе десантных операций.

Вместе с тем резко возросла роль зенитной артиллерии. Важное значение сохранило торпедное оружие, особенно подводных лодок, к-рым было потоплено 45 линкоров и крейсеров, 19 авианосцев, 208 эсминцев и др. Эскортных кораблей и 5039 торг. Судов. Намного возросли масштабы использования минного оружия. Если во время 1-й мировой войны было выставлено 308 тыс. Мин, то во время 2-й мировой войны - ок. 800 тыс. Мин. Кроме якорных мин с ударными (контактными) взрывателями, нашли широкое применение неконтактные мины с магнитными, акустич. И комбинированными взрывателями. Появление новых видов оружия вызвало к жизни новые средства защиты и обороны. В целях борьбы с новыми типами мин и защиты от них были созданы электромагнитные и акустич.

Тралы, введено размагничивание корпусов кораблей. Акустич. Самонаводящимся торпедам было противопоставлено спец. Буксируемое шумящее в воде устройство, отвлекавшее торпеду на себя. Получили дальнейшее развитие гидроакустич. Средства обнаружения подводных и надводных целей, стали широко применяться радиолокаторы на кораблях и самолетах, что позволило наносить удары по противнику ночью и в условиях плохой видимости. Увеличились возможности радиосвязи, радиоперехвата, радиопеленгования и опознавания (система "свой - чужой").Возросло значение штабов как органов управления флотами, повысилось значение разведки и всех др. Видов обеспечения боевых действий ВМФ. Широкое развитие получила система обеспечения ВМФ плавучими и передовыми стационарными базами, во многих случаях предвоен.

Воен.-мор. Базы стали играть роль тыловых баз.Большую и активную роль в войне играл торг. Флот, к-рый понес значит. Потери. Страны антигитлеровской коалиции и нейтральные страны потеряли 5160 торг. Судов общим тоннажем 21,6 млн. Т, в т. Ч. Великобритания - 11,3 млн. Т, США - 3,3 млн. Т. С учетом навигац. Потерь общие потери составили 6470 судов общим тоннажем 24,3 млн. Т. Страны гитлеровской коалиции потеряли торг. Суда общим тоннажем ок. 15 млн. Т. Из них Япония - св. 8 млн. Т. Однако развитая экономика позволила воевавшим гос-вам, особенно антигитлеровской коалиции, развернуть судостроит. Пром-сть и не только восполнить потери в тоннаже, но и увеличить его в ходе войны.В послевоен. Период гл. Особенностями развития ВМФ крупнейших мор. Держав, в т.

Ч. И Сов. ВМФ, явились оснащение осн. Родов сил (надводных кораблей, подводных лодок и авиации) новыми видами оружия, прежде всего ракетно-ядерного, внедрение атомных энергетич. Установок, широкое применение радио- электроники и др. Научно-технич. Достижений в кораблестроении. Современный ВМФ имеет все средства ведения войны, к-рыми располагают вооруж. Силы гос-в в целом, что делает его способным выполнять широкий круг оперативно-стратегич. Задач в войне. Осн. Задачами ВМФ являются. Уничтожение наземных объектов противника и сил его флота на море и в базах, поддержка сухопутных войск на сухопутных театрах воен. Действий, высадка мор. Десантов и отражение десантов противника, нарушение океанских и мор. Вражеских коммуникаций и защита своих.Под влиянием научно-технич.

Революции в воен. Деле изменилась роль родов сил флота. На первое место по ударной силе и значению вышли атомные подводные лодки, вооруженные дальнобойными ракетами с подводным стартом и самонаводящимися торпедами. Атомные двигатели обеспечили подводной лодке возможность совершать длительные скрытные плавания на больших глубинах с большими скоростями и в течение продолжит. Времени находиться в море без пополнения материальных средств, причем эта продолжительность определяется в значит. Мере физич. И психологич. Возможностями экипажей. Атомные ракетные лодки способны поражать с больших расстояний как морские цели, так и важные объекты, расположенные на побережье и в тылу противника. Надводные корабли предназначаются для поиска и уничтожения подводных лодок противника, борьбы с его надводными кораблями, высадки мор.

Десантов, поддержки сухопутных войск и др. В ВМС США большая роль отводится ударным авианосцам. На вооружении надводных кораблей имеются ракеты различных типов и назначения, палубные самолеты и вертолеты. Общей для надводных кораблей и подводных лодок является их высокая оснащенность новейшим навигац. Оборудованием, средствами связи дальнего действия и различными средствами радиоэлектроники. Важную роль играет авиация ВМФ, к-рая предназначена для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также транспортов противника. В состав ВМФ входят также береговые ракетно-артиллерийские войска (для обороны побережья) и морская пехота (для действий в составе мор. Десантов).Лит. Энгельс Ф., Избр. Воен. Произведения, М., 1956.

Кладо Н. Л., Введение в курс истории воен.-мор. Искусства, СПБ, 1910. Петров М. Б., Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией воен.-мор. Искусства, Л., 1927. Иванов Л. Н., Мор. Соперничество империалистич. Держав, М.-Л., 1936. Шесшов А. П., История воен. Кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.-Л., 1940. Шведе Е. Е., Воен. Флоты. 1939-1940. Справочник по воен.-мор. Флотам иностр. Гос-в, М., 1940. Еремеев Л. М., Шергин В., Подводные лодки иностр. Флотов во второй мировой войне, М., 1962. История воен.-мор. Искусства, т. 1-3, М., 1963. Боевой путь Советского Военно-Морского флота, (2 изд.), М., 1967. Потапов И. Н., Развитие воен.-мор. Флотов в послевоен. Период, М., 1971. Горшков С. Г., Воен.-мор. Флоты в войнах и в мирное время, "Морской сборник", 1972, No 2-6, 8-12.

См. Также лит. При статьях Русский военно-морской флот и Советский Военно-Морской Флот.Л. М. Еремеев. Москва..

Значения в других словарях
Флот Военно-морской

Морские вооруженные силы и речные флотилии в России. Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV—VI вв вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью В Киевской Руси IX—XII вв. Существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лод..

Флот Военно-морской

Морские вооруженные силы и речные флотилии в России. Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV-VI вв вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью В Киевской Руси IX-XII вв. Существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лод..

Флорин

(Florin), Вильгельм (16.III.1894 - 5.VII.1944) - деятель герм. И междунар. Рабочего движения. По профессии рабочий-металлист. В 1908 вступил в молодежную социалистич. Орг-цию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 вел антиимпериалистич. Пропаганду среди солдат. В 1918 вступил в Независимую социал-демократич. Партию Германии (НСДПГ). С 1920 - чл. Коммунистич. Партии Германии (КПГ). Один из организаторов всеобщей забастовки рурских рабочих против оккупации Рура франко-бельг. Войсками (1923) и др. Заб..

Флоровский

Антоний Васильевич (дек. 1884 - 27.III.1968) - рус. Историк. Сын священника. Окончил Новороссийский (Одесский) ун-т. Ученик проф. Е. Н. Щепкина, специализировался по истории России 18 в. С 1920-х гг. Работал в Карловом ун-те в Праге, изучал русско-чешские отношения. Работал над проблемами внеш. Политики Петра I (русско-австрийскими отношениями). Фрагменты его работ публиковались в сов. Историч. Журналах.Соч. Из истории Екатерининской Законодательной комиссии 1767 г., О., 1910. Состав Законодател..

Флуд

Правильнее Флад (Flood), Генри (1732 - 2.XII. 1791) - ирл. Политич. Деятель, один из лидеров либеральной оппозиции англ. Колониальным властям. В 1759-90 - чл. Ирл. Палаты общин и одновременно (с 1783) чл. Англ. Палаты общин. В 1775-81 занимал крупные посты в англ. Администрации в Ирландии. В условиях роста нац.-освободит. Движения Ф. Вместе с Г. Граттаном и др. Деятелями ирл. Оппозиции выступил в нач. 80-х гг. За проведение ряда реформ, включая введение парл. Автономии Ирландии, осуществленное в..

Флуранс

(Flourens), Гюстав (4.VIII.1838 - 3.IV.1871) - франц. Революционер-бланкист. По профессии естествоиспытатель и публицист. Сын физиолога П. Флуранса, Ф. В 1863 занял кафедру отца в Коллеж де Франс, где прочитал курс лекций "L'histoire des races humaines" ("История человеческих рас"), опубликованный под назв. "L'histoire de l'homme" (P., 1863). В 1864 Ф. Был отстранен от преподавания за атеистическую направленность его лекций. В 1866-68 принял участие в нац.-освободит. Борьбе греков на о. Крит про..

Дополнительный поиск Флот Военно-морской Флот Военно-морской

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Флот Военно-морской" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Флот Военно-морской, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 19 символа