Хёйзинга
(Huizinga), Йохан (7.XII.1872 - 1.II.1945) - голл. Историк культуры. Проф. Гронин-генского (в 1905-15) и Лейденского (в 1915-40) ун-тов. В годы нем.-фаш. Оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. По образованию индолог, X. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории зап.-европ. Средневековья и Возрождения. "Эразм" ("Erasmus", N. Y.-L., 1924) и особенно "Осень средневековья" ("Herfsttij der Middeleeuwen", Haarlem, 1919) - о франко-фламандской культуре бургундского гос-ва в 15 в. В этой работе X. Выявил общие черты зрелой средневек. Культуры (бюргерской и гл. Обр. Феодально-куртуазной), взятые, однако, в момент их кризисного разложения. Тем самым X. Показал отличие т. Н. Сев. Возрождения, подготавливавшего переход к культуре нового времени через внутр.
Борьбу и самоотрицание ср.-век. Мышления, от класспч. Итал. Возрождения. Теоретич. Представления X. О соотношении средневековья и Возрождения, впрочем, лишены последовательности. "Осень средневековья" остается талантливым вкладом в совр. Ист. Психологию и типологию культуры. Хотя X. Был склонен подчеркивать неповторимо-конкретное в ист. Процессе и относился скептически к познанию всемирно-историч. Закономерностей (его специальные философско-ист. Труды - "Cultuur-historische verkenningen", Haarlem, 1929. "De wetenschap der geschiedenis", Haarlem, 1937), он в своем осн. Труде по философии культуры - "Человек играющий" ("Homo ludens", Haarlem,. 1938) как раз исходил из (восходящей к Ф. Шиллеру) категории "игры" как осн. Свойства всякой культуры и даже вообще человеч.
Общежития. Выделение "игровой" стороны культуры имело значение для выработки семиотич. И системного подходов к культуре. Однако у X. "игровой" принцип изображен так, будто бы его роль в разных культурах не была различной, не эволюционировала. Мыслитель традиционной либерально-гуманистич. Ориентации, X. Трагически размышлял над упадком бурж. Зап. Цивилизации ("В тени завтрашнего дня"- "In de schaduwen van morgen", Haarlem, 1935, "Растленный мир" - "Geschonden wereld", Haarlem, 1945), ища утопический выход в возвращении к старым ценностям культуры, способным к самодовлеющей творческой "игре". Труды X. Много раз переиздавались и переведены на мн. Европ. Яз.Соч. Verzamelde werken, dl 1-9, Haarlem, 1948-53. Mijn weg tot de historie, Haarlem, 1947.Лит.
Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, "ВФ", 1969, No 3. Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947. Köster К., Johan Huizinga, 1872-1945, Oberurseb, 1947. Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der gesehiedenis, Arnhem, 1956.Л. M. Баткин. Москва..
Дополнительный поиск Хёйзинга
На нашем сайте Вы найдете значение "Хёйзинга" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хёйзинга, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 8 символа