Церковь

139

Особый тип религ. Орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Гл. Отличительные признаки Ц. 1) наличие более или менее разработанной догматич. И культовой системы. 2) иерархич. Характер, централизация управления. 3) разделение принадлежащих к Ц. На профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян).Церк. Орг-ция играет большую роль в сохранении и воспроизводстве религ. Верований. В то же время Ц. Стремится удовлетворить, исходя из идеалистич. Мировоззренческих позиций, познавательные, эстетич., нравственные потребности верующих.Во всех антагонистич. Социальных системах Ц. Связана с господствующими классами, выполняет важные политич., правовые и идеологич.

Функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения, являясь тормозом на пути социального прогресса.В социалистических странах Ц. Лишена каких бы то ни было нерелигиозных функций (политических, правовых и др.). Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель - совместное отправление религ. Культа, обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. Отделена от гос-ва.Ц. Окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей гос. И социальной структурой, выступая "...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., в кн.

Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Ц. Выполняла, помимо религиозных, многие иные функции. Церк. Приход в феод. Обществе был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) церковь являлась не только местом отправления обрядов, но также и политич. И общественным центром. Принадлежность к данной Ц. В эпоху феодализма основывалась преим. Не на сознательном выборе, а на семейных и нац. Традициях. Церкви как господствующей религ. Орг-ции противостояли при феодализме секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от Ц., порвавших с господствующей религией и в противоположность Ц. Выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см.

Сектантство). Большинство сект в отличие от Ц. Формировалось на основе индивидуального сознательного вступления в них.При капитализме положение Ц. (как и др. Религ. Орг-ций) существенно меняется. В ряде капиталистич. Стран Ц. Утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, отделяется от гос-ва и теряет прежние правовые функции. Возникает "религ. Плюрализм", при к-ром равноправные в юридич. Отношении религ. Орг-ции конкурируют друг с другом. В области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религ. Орг-ций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом. Капиталистич. Индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церк. Общины. Разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и терр.

Мобильности населения, распространение религ. Индифферентизма и свободомыслия - все это меняет прежнюю роль прихода. Религ. Группа в условиях капитализма не совпадает с к.-л. Иными социальными общностями. Ц. Объединяет людей гл. Обр. На базе отправления ими религ. Обрядов. Принадлежность к Ц. Многими верующими воспринимается формально. Стираются и прежние различия между Ц. И сектами. Ц. Фактически перестает включать все население. Многие секты становятся массовыми и теряют прежний замкнутый характер, осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется принятием его и даже "освящением". Впервые социологич. Характеристику Ц. И секты как особых типов религ. Орг-ций дали нем. Бурж. Социологи нач. 20 в. Э. Трёльч и М. Вебер. Однако противопоставление Ц.

И секты оказалось у них слишком жестким, не учитывающим размывания различий между ними в условиях капитализма. Многие бурж. Социологи (амер. Теолог Р. Нибур и др.), отмечая недостаточность типологич. Схемы Трёльча - Вебера, ввели понятие "деноминации" для религ. Орг-ций, соединяющих в себе признаки Ц. И секты (как, напр., для орг-ций баптистов, методистов и нек-рых др.).Д. М. Угринович. Москва.В конфуцианстве, буддизме, исламе, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церк. Ор-ции, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в нек-рых из них иерархия духовенства), ибо, в первую очередь, эти религии декларируют тождественность гражд. И религ. Общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а, значит.- и автономного религ.

Коллектива в лице церкви).Организационная структура некоторых крупнейших церквейПравославная церковь. В настоящее время (1974) насчитывает 15 автокефальных церквей (из них Русская и Грузинская - на территории СССР) и 2 автономные церкви (Финская, с 1957 находится в юрисдикции Константинопольской церкви. Японская, с 1970 - в юрисдикции Рус. Православной церкви).Автокефальные церкви при общем вероучении и одинаковом в основном богослужении административно самостоятельны. У православных церквей нет единого центра управления, и с 8 в. Они не проводят вселенских соборов. Патриарх Константинопольский считается первым среди равных и не имеет права вмешиваться в дела др. Автокефальных церквей. Нек-рые автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, миссии, подворья (напр., на терр.

СССР функционируют подворья Александрийской, Антиохийской, Болгарской церквей). Каждая из православных церквей решает вопросы, связанные с вероучением, культом, каноническими правилами на поместных церковных соборах. Для всех автокефальных церквей характерен иерархич. Характер управления. Возглавляются они патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми поместными соборами.Главы церквей осуществляют межцерк. Связи. Созывают поместные соборы и председательствуют на них. Под их контролем находятся все учреждения центр. Церк. Управления.Самой крупной среди православных церквей является Русская церковь (с июля 1971 ее возглавил "патриарх Московский и всея Руси" митрополит Пимен (Сергей Михайлович Извеков)).

В адм. Отношении Рус. Церковь подразделяется на епархии, во главе к-рых стоят архиереи (епископы), назначаемые синодом, под председательством патриарха. Епархиальный архиерей управляет единолично или при содействии епархиального совета (из 3-5 священников). Большие епархии делятся на благочиния ("благочиннические округа"), возглавляемые благочинными, назначаемыми епархиальными архиереями. Благочинные контролируют деятельность приходского духовенства, следят за исполнением распоряжений епархиального архиерея. Низшей церк. Единицей является приход, имеющий свою церковь (храм) с причтом (штатом служителей, обычно - священник, дьякон, псаломщик), к-рые содержатся на средства общины верующих. Адм.-хоз. Функции (связанные с содержанием церковных помещений, культового имущества и др.) в приходах выполняются исполнит.

Органами религ. Объединений (церк. Советами), избираемыми из числа верующих на общем собрании прихожан. Епархии на терр. УССР объединены в экзархат. За рубежом имеются Западноевропейский, Среднеевропейский экзархаты и экзархат Центр. И Юж. Америки. Православные церкви после 2-й мировой войны 1939-45 для сохранения редеющей паствы встали на путь модернизации. Так, напр., Рус. Церковь не только изменила свою прежнюю промонархич. Ориентацию, но стала поддерживать внутр. И внеш. Политику Сов. Гос-ва. Провела ряд конференций представителей всех религий, на к-рых обсуждались вопросы сотрудничества и сохранения мира между народами. Все православные церкви (кроме Албанской) включились в экуменическое движение, являются членами Всемирного совета церквей (Рус.

Церковь с 1961, Грузинская - с 1962). О стремлении православных церквей приспособиться к совр. Условиям свидетельствуют также и выдвигаемые ими темы к готовящемуся ныне (1974) всеправославному собору, в числе к-рых пересмотр церк. Правил о постах, отношение к социальным проблемам современности, поддержание мира между народами, признание действительными браков между лицами различных вероисповеданий и т. П. Однако модернизация православной доктрины не меняет ее сущности. Православные церкви, как и все религ. Орг-ции, распространяют идеологию, несовместимую с научно-материалистич. Мировоззрением.М. П. Новиков. Москва.Армяно-григорианская церковь (Армянская апостольская церковь) по своей догматике - монофизитская (см. Монофизиты).

Возглавляется "верховным патриархом, католикосом всех армян", избираемым собором епископов. Его резиденция - Эчмиадзин (в 20 км от Еревана). Помимо основного Эчмиадзинского каталикосата (Армянская ССР), имеются за рубежом в церк. Отношении подчиненные ему Иерусалимское и Константинопольское патриаршества, а также епархии в Иране, Ираке, АРЕ, в Зап. Европе (центр - в Париже), в Румынии, Болгарии, Греции, в США, Канаде и др. На терр. СССР епархии армяно-григорианской церкви имеются в Грузии, Азербайджане, Туркмении. Не подчинен Эчмнадзину в церк. Отношении (по политич. Мотивам) Киликийский католикосат, имеющий своего каталикоса и рассматривающийся частью верующих за рубежом как самостоятельный центр армянской апостольской церкви.Н.

К. Анисимова. Москва.Католическая церковь. Отличается строгой централизацией, монархич. И иерархич. Характером. Ее глава - папа римский. Согласно католич. Вероучению, он считается викарием (наместником) Христа, преемником апостола Петра, непогрешимым, когда выступает в роли верховного первосвященника по вопросам религии и морали. В католич. Церкви папа римский обладает неограниченной юрисдикцией, стоит выше вселенских соборов. Резиденция главы церкви - Ватикан (город-государство в центре Рима). После римского папы высш. Духовные лица, ближайшие его советники и помощники по управлению церковью - кардиналы, назначаемые папой, в совокупности составляющие коллегию кардиналов. В нач. 1973 насчитывалось 145 кардиналов. Папа избирается пожизненно кардиналами, возраст к-рых не превышает 80 лет (см.

Конклав), и лишь из их числа. Центр. Органами управления католич. Церковью являются подчиненные папе учреждения, составляющие Римскую курию. В 1965 был образован в качестве совещательного органа Синод епископов, периодически созываемый папой, председателем к-рого он и является. В ряде стран папа имеет дипломатич. Представителей (нунциев, интернунциев и др.). Адм.-территориально католич. Церковь подразделяется на церк. Провинции (архиепископства), во главе к-рых стоят архиепископы, подчиняющиеся непосредственно папскому престолу. Провинции делятся на епархии (диоцезы), ими управляют епископы с помощью особых советов - капитулов (коллегий духовных лиц при кафедральном соборе) и советов светского апостолата, в к-рых участвуют и миряне.

Низовыми церк.-терр. Единицами являются приходы, возглавляемые приходскими священниками, находящимися в подчинении у епископов. Существуют специальные орг-ции для координации деятельности епископов отдельных гос-в, регионов. Так, напр., в 1955 был образован Совет епископов Лат. Америки. В ряде гос-в регулярно собираются конференции епископов, правомочные решать вопросы, связанные с реализацией постановлений соборов и центр. Органов Ватикана. Церк. Аппарат располагает огромной армией священников (в 1970 более 400 тыс.), многочисленным монашеством (организованным в монашеские ордена), миссионерскими орг-циями. В несоциалистич. Странах католич. Церковь опирается на католич. Партии, профсоюзы и мн. Др. Светские орг-ции. Большинство из них объединено в систему "Католическое действие".

Католич. Церковь использует мощные средства пропаганды - печать, кино, радио, телевидение, имеет свои ун-ты и ср. Учебные заведения.После 2-й мировой войны католич. Церковь, как а другие, вынуждена была стать на путь модернизации, в т. Ч. И в вопросах организации. Это ярко сказалось в решениях 2-го Ватиканского собора 1962-65 и в последующих постановлениях. Проводится реформа в целях привлечения к управлению церк. Орг-циями большего числа людей (таковы, напр., в епархиях советы светского апостолата). Все это вызвано угрозой утратить контроль над все уменьшающимся числом верующих.M. M. Шейнман. Москва.Протестантские церкви. В протестантизме с его упором на личную, индивидуальную веру и личное, индивидуальное спасение, с его отрицанием сверхъестественных качеств у церк.

Орг-ции и служителей культа роль Ц. Значительно меньше, чем в католицизме и православии.Ближе всего по организационным принципам к католич. Церкви англиканские церкви. Старейшая из англиканских церквей - "Церковь Англии", являющаяся гос. Церковью. Глава ее - англ. Король (с 1952 - королева Елизавета). Все принципиальные церк. Статуты утверждаются англ. Парламентом. Расходы по содержанию церкви в значит. Мере несет гос-во. Строится по строго иерархич. Принципу, согласно к-рому авторитет вышестоящих абсолютен не только в адм. Отношении, но и в вопросах веры. В адм. Отношении "Церковь Англии" делится на провинции. Кентерберийскую и Йоркскую, к-рые возглавляются архиепископами, назначаемыми пожизненно королем по представлению парламента.

Архиепископ Кентерберийский - главный из епископов, примас "Церкви Англии", первый пэр королевства. Провинции подразделяются на епархии (диоцезы), управляемые епископами, епархии - на благочиния, а они - на приходы, являющиеся низовой церк.-адм. Единицей (во главе со священником). 24 из 43 епископов и оба архиепископа - члены палаты лордов. В 1919 была создана Нац. Ассамблея церкви Англии (в 1970 преобразована в Ген. Синод), созываемая для подготовки законопроектов по церк. Вопросам, к-рые затем передаются на рассмотрение и утверждение парламенту. Ген. Синод состоит из 3 палат. Палаты епископов, палаты духовенства, палаты мирян. Крупнейшие самостоятельные англиканские церкви существуют также в Уэльсе, Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии.

Имеются англиканские церкви в странах Юж. И Зап. Африки, Корее, Японии, Вест-Индии. Все англиканские церкви, кроме "Церкви Англии", отделены от гос-ва. В англикан. Церкви США ("Протестантская епископальная церковь") высший орган - Ген. Конвенция, состоящая из палаты епископов и палаты депутатов (в последней поровну священников и мирян). Ген. Конвенция собирается через каждые 3 года и выбирает Исполнительный (Национальный) совет и председательствующего епископа. Координацию деятельности англиканских церквей осуществляет Англиканский союз церквей, высш. Органом к-рого являются Ламбетские конференции, созываемые приблизительно через каждые 10 лет в Ламбетском дворце (резиденции архиепископа Кентерберийского). В них участвуют епископы ото всех англиканских церквей.

Однако эти конференции носят консультативный характер, их решения не имеют обязательной силы для всех англиканских церквей.Лютеранские церкви по преимуществу национальные. В лютеранстве роль церкви меньше, чем в англиканстве. Бульшая роль в лютеранских церквах принадлежит нижнему звену церкви - приходу и соответственно прихожанам (мирянам). Во главе прихода стоят церк. Совет и пастор, приглашаемый самими прихожанами (к-рые, однако, права смещать его не имеют). Как правило, неск. Приходов образуют церк. Район, возглавляемый деканом, пробстом или суперинтендентом, р-ны объединены в территориальную церковь, возглавляемую синодом (членами к-рого наряду с духовенством являются миряне), епископом (или церк. Президентом) и церк.

Советом из выборных членов. Крупнейшие лютеранские церкви - в ФРГ, США. В ФРГ большинство лютеранских территориальных церквей входит в Объединенную евангелическо-лютеранскую церковь, которая, как коллективный член, вместе с рядом реформатских церквей составляют объединение - Евангелич. Церковь. Каждая отдельная церковь, входящая в объединение, сохраняет свои вероисповедные особенности. В США число лютеранских церквей путем объединений свелось к 1973 к девяти. Высш. Органом лютеранских церквей в США является церк. Конвенция, избирающая президента. Епископов в лютеранских церквах США нет. Лютеранские церкви ФРГ и США отделены от гос-ва. Лютеранские церкви существуют во мн. Странах. В Европе влиятельны, помимо указанных, церкви в Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии.

В скандинавских странах все лютеранские церкви - государственные (напр., в Норвегии глава лютеранской церкви - король, назначающий ее служителей). Значительна лютеранская церковь Бразилии. В 1947 была образована свободная ассоциация лютеранских церквей - "Лютеранская всемирная федерация", в к-рую входят 82 лютеранские церкви 48 стран мира (1973). В СССР существуют Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и Латвийская евангелическо-лютеранская церковь. В ГДР, где лютеране составляют большинство верующих, имеется ряд терр. Евангелических и евангелическо-лютеранских церквей. Все они объединены в Союз евангелич. Церкви.Кальвинистские церкви представлены реформатскими (Швейцария, Нидерланды, Франция, ФРГ, США, Венгрия, Чехословакия, ГДР и др.), пресвитерианскими (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.), конгрегационалистскими (Великобритания, США и др.) церквами.

Все кальвинистские церкви отделены от гос-ва, духовенство (пасторы), руководители церк. Общины (пресвитеры) избираются мирянами. Община управляется церк.-адм. Органом - выборной консисторией, состоящей из пастора, пресвитеров и дьяконов. В реформатских и пресвитерианских церквах неск. Соседних приходов (церк. Общин) образуют ассоциацию, возглавляемую пресвитерией, к-рую составляют пасторы и пресвитеры объединившихся приходов. Над пресвитериями стоят по иерархич. Лестнице провинциальные и национальные синоды во главе с выборными суперинтендентами. Отличительная особенность конгрегационалистских церквей - автономность церк. Общины (конгрегации) во всех вопросах, включая вопросы вероисповедания. Однако при всей своей номинальной автономности конгрегационалистские общины "согласовывают" между собой и вероучение и религ.

Культ, составляют церкви (напр., "Конгрегационалистская церковь" в Англии и Уэльсе, образованная в 19 в.). В 1875 был организован "Всемирный союз реформатских церквей" (центр - Женева), объединяющий реформатские и пресвитерианские церкви. Конгрегационалистские церкви учредили в 1891 "Междунар. Конгрегационалистский совет" (с центром в Лондоне). В 1970 оба объединения кальвинистских церквей слились, образовав "Всемирный союз реформатских церквей (пресвитерианских и конгрегационалистских)" (центр - Женева). На терр. СССР кальвинизм не имеет сколько-нибудь широкого распространения, небольшое число реформатских общин существует в Прибалтике и Закарпатье.В протестантизме мн. Секты преобразовываются в церкви (см.

Методисты, Баптисты, Меннониты).А. Н. Чанышев. Москва..

Значения в других словарях
Церковь

[от греч. Kyriake (oikía)— божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа. Главные отличительные признаки Ц. Наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ). Иерархический характер, централизация управления. Разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонисти..

Церковь

(греч. Божий дом), 1) храм. 2) мистическое Тело Христово. 3) церковный народ.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Церковь

Можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в истории и в современной жизни и 4) как общество и учреждение в области права.1) Слово церковь (наравне со словами. Славянскими црква, црквь, циркевень, германским Kirche, английским church, шведским, финским, эстонским и др. Kirka), производится от греческого слова κυριακή, т. Е. Οίκία, или κυριακόν, т.е. Όικιόν, и значит дом Господень. Понятию, выражаемому этим сло..

Церковь

Церкви не видать. Морд. Клятвенное заверение в чём-л. СРГМ 1978, 76.. ..

Церковь

Нет спасения вне церкви. Августин Блаженный Церковь — скорее лечебница для грешников, чем музей святых. Эбигайл Ван Берен Церковь, связывая, дарует свободу. Стефан Наперский Церковь — это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут. Генри Луис Менкен Если бы Церковь была совершенна, тебя бы в ней точно не было. Американское изречение Я верую в Церковь — Святую, Вселенскую и Апостольскую, и я сожалею, что ее нигде нет. Прип..

Церковь

Совокупность верующих в Бога. Христианское общество объединенное единством вероучения, отсюда. Церковь православная, восточная, кафолическая (т. Е. Истинная). Римско-католическая. Протестантские церкви. Евангелическая, англиканская, пресвитерианская, методистская и мн. Др. Кроме того каждая церковь может делиться на несколько самостоятельных церквей, имеющих самостоятельное управление. Так, православная ц. Делится на ц-ви. Русскую, греческую, сербскую, иерусалимскую, антиохийскую, румынскую и др..

Церковь

См. Храм.... ..

Церковь

М. Церква, южн. Зап. Новг. Место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь. - "Вишь, грязно!" - Ну, в кабак. - "Уж разве как-нибудь под забором пробраться". Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка. Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от Бога, говоритс..

Церковь

Ж.1) Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.2) Здание, в котором происходит христианское богослужение. Храм.. ..

Церковь

ЦЕ́РКОВЬ -кви. Мн. Це́ркви, церкве́й, церква́м и церквя́м. Ж.. ..

Церковь

-кви, мн. -и, -ей, -ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии. Организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом. Религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. Лютеранская, англиканская). 2. Православный храм. Каменная ц. Ц. С колокольней, Ходить в ц, 4- Соборная церковь — то же, что церковный собор. II уменью, церковка, -и, ж. (ко 2 знач.), церковка, -и, ж. (ко 2 знач.) и церквушка, -и, ж. (ко 2 знач.). 11 прил. Церковный, -ая,..

Церковь

(церква обл.), церкви, мн. Церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб. 2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная церковь. Католическая церковь. Лютеранская церковь. Господствующая церковь. Отцы церкви. Живая церковь (см. Живой). || Руководство такой организации. Решение церкви.. ..

Церковь

- Восходит к греческому kyrikon (в значении "господнее") от kyros – "господь". То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка (немецкое Kirche). На примере этой пары (кирка – церковь) видно, как слова, восходящие к одному источнику, изменяются, подчиняясь законам языков, которыми они были заимствованы.. ..

Церковь

Общеслав. Заимств. Из герм. Яз., где *kirkō (ср. Нем. Kirche «церковь») <. Греч. Kyriakos (domos) «господний (дом)». Праслав. *kьrky >. Церковь в результате изменения k >. Ц, прояснения редуцированного ь в е и подравнивая им. П. По основе косвенных (цьркъве), ср. Аналогичные морковь, свекровь и т. Д.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Церковь

Готское – kiriko, kirko (церковь).. ..

Церковь

Це́рковь ж., род. П. Це́ркви, народн. Це́рква, укр. Це́рква, блр. Це́рква, др.-русск. Цьркы, род. П. -ъве, ст.-слав. Црькы, род. П. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. Цръ́ква, че́рква, сербохорв. Цр̑ква, словен. Cèrkǝv, польск. Cerkiew, н.-луж. Сеrkеj, полаб. Саrḱоi, саrḱеv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. Циръкы, род. П. -ъве (Киевск. Листки, Рs. Sin.), др.-словен. Circuvah, местн. Мн. (Фрейзинг. Отрывки), чеш. Církev, в.-луж. Суrkеj. И..

Церковь

        (от греч. Kyriake (oikнa), буквально - божий дом), то же, что Храм. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Церковь

Христианский храм. ..

Церковь

От греческого kyriake (oikia) букв. Божий дом. Особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви. Наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы. Иерархический характер, централизация управления. Разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).. ..

Церковь

( греч. Keriake, oikia - букв. Божий дом) - религ. Объединение верующих на основе общности догматических представлений, обрядов, канонических принципов, культовой системы. У христиан - организация, ведающая жизнью религ. Общины, состоящей из духовенства и мирян. Ц. - здание для отправления христианского религ. Культа, в котором находится помещение для молящихся и алтарь. Первые Ц. Были построены в III в. При императоре Рим. Империи Константине, положившем конец преследованиям христиан.. ..

Церковные Крестьяне

Крестьяне в феод. России, принадлежавшие церкви в широком смысле. Митрополиту (позднее патриарху, а затем синоду), архиерейским домам, монастырям и церквам. В узком смысле - феод.-зависимое сел. Население кафедральных и соборных храмов, а также приходских церквей. В 1764 в результате секуляризации была образована категория экономических крестьян, к-рая позднее вошла в состав государственных крестьян. См. Также Монастырские крестьяне и лит. При этой статье.. ..

Церковные Соборы

Съезды высш. Духовенства христ. Церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высш. Иерархов, для их смещения или суда над ними (особенно для осуждения ересей). Первые Ц. С. (собрания епископов одной митрополии) относятся к сер. 3 в. (Каппадокия, Карфаген). С 4 в. Ц. С. Разделяются на 2 гл. Категории. Вселенские соборы и поместные соборы. Вселенские соборы проходят при участии в них представителей всех самостоятельных местных церквей (поместных, национальных). Имею..

Цеткин

(Zetkin), Клара (5.VII.1857 - 20.VI.1933) - деятель германского и международного рабочего движения, один из основателей Коммунистической партии Германии. Родилась в деревне Видерау в Саксонии в семье сельского учителя Эйснера. 17 лет поступила в частное учительское учебное заведение в Лейпциге, где училась 4 года. В это время Ц. Познакомилась с кружком русских студентов и эмигрантов, придерживавшихся социалистических взглядов. Среди них был и русский революционер Осип Цеткин, ставший впоследстви..

Цехи

Объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ- водителями, в городах феод. Общества. В ист. Науке длит. Время термин Ц. Употреблялся только применительно к истории Зап. И Центр. Европы, где Ц. Достигли наибольшего развития, а также к истории Польско-Литовского гос-ва и послепетровской России (см. Ниже - Ц. В России). Однако в совр. Ист. Науке (особенно в советской) термин "Ц." нередко распространяют на орг-ции гор. Ремесленников всех феод. Стран ..

Церковь

ЦЕРКОВЬ (греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции. Наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом. Обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения. Здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Хр..

Церковь

(греч. - kyriakon - дом Господний) - специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. В христианской традиции. Наименование всей совокупности всех религиозно-христианских общин в стране или в мире в целом. Обозначение здания или сооружения, в котором осуществляются богослужения. Здание религиозной общины. Ц. - религиозная организация, основанная самим Иисусом Христом, я..

Церковь

Церковь, храм – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить. "верхний храм", "нижний храм". Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название. "крипта".Церковь Благовещения Девы Марии (Мост)Церковь Благовещения Девы Марии (чешск. Kostel Nanebevzetí Panny Marie) — католическая церковь в Мосте, Устецкий край Чех..

Церковь

Есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные Христиане, но и все скончавшиеся в истинной вере и святости. О таком соединении Церкви небесной с земною ·ап. Павел говорит. "вы (Христиане) приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных н..

Церковь

1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 2. Специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах. Универсальный характер церкви как мистического "тела Христа" и "полноты Святого Духа" делает невозможным ее отождествление ни с какой другой этнической, политической и другой общностью. 3. Христианский ..

Дополнительный поиск Церковь Церковь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковь" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 7 символа