Чон Як ЁН
(в другой транскрипции - Чжон Як Ён), Чон Да Сан (псевдонимы - Дасан (иногда - Тасан), Ёюдан) (1762-1836) - кор. Ученый-энциклопедист, выдающийся представитель движения сирхакпха. Род. Около Кванчжу (пров. Кёнгидо) в дворянской семье. Рано познакомился с трудами кор. Мыслителя сирхакпхского направления Ли Ика, был в дружбе с Пак Чи Воном, Пак Че Га и др. Передовыми учеными Кореи, интересовался развитием передовой науч. Мысли в зап. Странах. С 1789 - на гос. Службе. Проявил себя как талантливый инженер и архитектор (при строительстве крепости Сувон, моста через р. Ханган), в Корее положил начало оспопрививанию. Страстно обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена 18-летней ссылкой.
Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. Посвятил науч. И лит. Деятельности. Лит. Наследие Ч. Я. Ё. ("Поли. Собр. Соч. Ёюдана" ("Ёюдан чонсо") (28 тт.)), насчитывающее сотни работ по обществ., воен., точным и естеств. Наукам, было полностью издано только в 30-х гг. 20 в. Труды Ч. Я. Ё. Издаются в КНДР. В своих произведениях, представляющих вершину в развитии идей сирхакпха, Ч. Я. Ё. Сочетал филос. Критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феод. Порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Критикуя схоластику и догматизм господствующей идеологии, Ч. Я. Ё. Выступал за науку с позиций "истинного конфуцианства". Признавая веществ. Начало (ки) основой мироздания, приблизился к филос. Материализму, однако атеистом не стал. Считал небо и духов высшими судьями (над власть имущими).
Критика существующего строя выражена в его политич. Концепции о "добродетельном правлении". Гос. Власть Ч. Я. Ё. Рассматривал как результат некоего обществ. Договора, признавал несправедливым абсолютное правление "сверху", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, за монархию, опирающуюся на равенство крестьян. Проект зем. Реформы Ч. Я. Ё. Предусматривал государственную собственность на землю, коллективную обработку земли крестьянами-общинниками и справедливое распределение произведенного продукта по труду.Осуществление этого проекта предполагалось при сохранении основ феодализма, и это обстоятельство предопределило его утопичность. Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. В условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеод.
Идеологии и культуры кор. Народа.Лит. Тягай Г. Д., обществ. Мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971 (см. Указатель имен). Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История кор. Философии, пер. С кор., т. 1, М., 1966, с. 267-91.М. Н. Пак. Москва..
Дополнительный поиск Чон Як ЁН
На нашем сайте Вы найдете значение "Чон Як ЁН" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чон Як ЁН, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 9 символа