Чон Як ЁН

80

(в другой транскрипции - Чжон Як Ён), Чон Да Сан (псевдонимы - Дасан (иногда - Тасан), Ёюдан) (1762-1836) - кор. Ученый-энциклопедист, выдающийся представитель движения сирхакпха. Род. Около Кванчжу (пров. Кёнгидо) в дворянской семье. Рано познакомился с трудами кор. Мыслителя сирхакпхского направления Ли Ика, был в дружбе с Пак Чи Воном, Пак Че Га и др. Передовыми учеными Кореи, интересовался развитием передовой науч. Мысли в зап. Странах. С 1789 - на гос. Службе. Проявил себя как талантливый инженер и архитектор (при строительстве крепости Сувон, моста через р. Ханган), в Корее положил начало оспопрививанию. Страстно обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена 18-летней ссылкой.

Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. Посвятил науч. И лит. Деятельности. Лит. Наследие Ч. Я. Ё. ("Поли. Собр. Соч. Ёюдана" ("Ёюдан чонсо") (28 тт.)), насчитывающее сотни работ по обществ., воен., точным и естеств. Наукам, было полностью издано только в 30-х гг. 20 в. Труды Ч. Я. Ё. Издаются в КНДР. В своих произведениях, представляющих вершину в развитии идей сирхакпха, Ч. Я. Ё. Сочетал филос. Критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феод. Порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Критикуя схоластику и догматизм господствующей идеологии, Ч. Я. Ё. Выступал за науку с позиций "истинного конфуцианства". Признавая веществ. Начало (ки) основой мироздания, приблизился к филос. Материализму, однако атеистом не стал. Считал небо и духов высшими судьями (над власть имущими).

Критика существующего строя выражена в его политич. Концепции о "добродетельном правлении". Гос. Власть Ч. Я. Ё. Рассматривал как результат некоего обществ. Договора, признавал несправедливым абсолютное правление "сверху", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, за монархию, опирающуюся на равенство крестьян. Проект зем. Реформы Ч. Я. Ё. Предусматривал государственную собственность на землю, коллективную обработку земли крестьянами-общинниками и справедливое распределение произведенного продукта по труду.Осуществление этого проекта предполагалось при сохранении основ феодализма, и это обстоятельство предопределило его утопичность. Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. В условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеод.

Идеологии и культуры кор. Народа.Лит. Тягай Г. Д., обществ. Мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971 (см. Указатель имен). Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История кор. Философии, пер. С кор., т. 1, М., 1966, с. 267-91.М. Н. Пак. Москва..

Значения в других словарях
Чон Як Ён

Чон Да Сан (5.8.1762, с. Махён, Кванджу, провинция Кёнгидо, — 7.4.1836, там же), корейский учёный-энциклопедист, представитель движения Сирхакпха. Родился в дворянской семье. С 1789 на государственной службе. Проявил себя как талантливый инженер и архитектор, в Корее положил начало оспопрививанию. Обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорён к смертной казни, которая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Ч. ..

Чон Бон Чжун

(1853-95) - руководитель крест. Восстания в Корее. Род. В уезде Кобу, пров. Чолладо (Юж. Корея) в семье мелкого уездного чиновника, казненного за организацию крест. Восстания. В 1888 вступил в секту Тонхак, руководил ее отделением в Кобу. В 1894 возглавил крест. Восстание в пров. Чолладо, охватившее вскоре всю страну. Представляя наиболее революц. Часть руководства, Ч. Б. Ч. В ходе крест. Войны порвал с представителями секты Тонхак, пытавшимися повернуть повстанцев на петиционный путь. Был схвач..

Чон Ин Чжи

(в другой транскрипции - Чон Нин Чжи. Псевд. - Хакёкчэ) (1396-1478) - кор. Ученый и гос. Деятель. Род. В семье уездного правителя в Соксоне (пров. Кёнгидо). В правление вана Сечжона (1419-50) занял видное положение в придворной академии Чипхёнджон ("Павильон собрания мудрецов"). Ч. И. Ч. Участвовал в создании нац. Алфавита хунмин чжоным (1444-46), в составлении ряда ието-рич. (в т. Ч. "Истории Коре" ("Коре са") (1451)), политич. И воен. Соч., а также трудов по точным наукам. Был первым министром..

Чонсиква

(чиновные наделы полями и пустошами) - система феод. Землевладения в Корее, установл. Законом 976, к-рым централиз. Феод. Гос-во Коре утвердило свой контроль над всеми землями страны и номинальную собственность на них. По новому закону все обрабатываемые земли (чон) и пустоши (си) подлежали занесению в общегос. Поземельный реестр (чон-чжок) и обложению налогами. Однако все феодалы (гражд. И воен. Слуги вана), равно как и мелкие землевладельцы, фактически освобождались от налога, т. К. По закону ..

Чопич

(Copic), Владимир (8.III.1891-1938) - деятель югослав. Коммунистич. Движения. Род. В г. Сень (Хорватия) в семье кустаря. По окончании гимназии обучался (до 1914) на юридич. Ф-те Загребского ун-та. С началом 1-й мировой войны 1914-18 был призван на службу в австро-венг. Армию. В апр. 1915 попал в рус. Плен. В мае 1918 в Москве вступил в Югославянскую комгруппу при РКП(б), в нояб. 1918 был командирован на работу в Югославию. На I съезде (1919) Социалистич. Рабочей партии Югославии (коммунистов) - ..

Дополнительный поиск Чон Як ЁН Чон Як ЁН

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чон Як ЁН" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чон Як ЁН, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 9 символа