"Шахнаме"
("Книга царей") - свод мифологич. И эпич. Сказаний и ист. Преданий ираноязычных народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хроника Сасанидов и в к-ром нашла свое завершение при Саманидах эпич. Традиция иран. Народов. Саманиды для объединения народов, входивших в их гос-во, обращали особое внимание на сбор древних героико-мифологич. Преданий как из пехлевийских источников, так и из арабских, но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из наиболее ранних сводов на перс. Яз. Была утраченная позже династийная хроника "Хвадай-намак". Из различных источников известны фрагменты или имена авторов следующих "Ш". 1) прозаическое "Ш.", законченное в г. Тусе в 957 по приказу и под наблюдением Абу Мансура Мохаммеда ибн Абда-р-разака, правителя Туса и Нишапура, военачальника Хорасана.
Написанная на языке дари "Мансурова Ш." или "Абу Мансурова книга" содержала сведения о прошлом иран. Народностей. Она легла в основу "Истории персидских царей" Саалиби и была использована Фирдоуси. Сохранилось предисловие к "Ш." Абу Мансура. 2) На яз. Дари Абд-аль-Муаййадом Балхи незадолго до 963 было написано "Ш.", к-рое и использовал Балами в переводе с араб. "Истории" Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976-997) было начато переложение на стихи "Ш." Абу Мансура поэтом Дакики (ум. Ок. 977). 3) Выдающимся произв. Является "Ш." Фирдоуси, завершенное им к 994 и насчитывавшее св. 100 тыс. Стихотворных строк. В дополнение к "Ш." Абу Мансура им были собраны более подробные сведения о прошлом иран. Народов. Важнейшим источником для "Ш." Фирдоуси явились цикл сакско-согдийских сказаний о богатыре Рустаме, изложение к-рого заняло более одной трети всей поэмы.
Согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше и бактрийская легенда об Исфандияре. Из пехлевийской лит-ры заимствованы предания о сасанидском периоде. "Ш." Фирдоуси делится на 3 периода - мифологич., героич. И исторический. На протяжении всей поэмы иран. Народы - сторонники доброй силы - борются против злой силы иноземных захватчиков. Включение в поэму ист. Событий от похода Александра Македонского до араб. Завоевания и смерти Йездегерда III дало возможность Фирдоуси воспеть идею борьбы народа за независимость родины на протяжении всей его истории. Сохранились также известия о существовании в прошлом еще двух "Ш.". Масуди Марвази (составлена до 966) и Абу Али Балхи (время написания неизвестно).Источн. Фирдоуси А., Шах-Наме.
Критический текст, т. 1-9, М., 1960-71 (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. Текст на яз. Фарси).Лит. Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, М., 1972. Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, Избранные труды, (т. 1), М., 1960. Османов М.-Н. О., Фирдоуси. Жизнь и творчество, М., 1959.Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва..
Дополнительный поиск "Шахнаме"
На нашем сайте Вы найдете значение ""Шахнаме"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Шахнаме", различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 9 символа