"Шахнаме"

51

("Книга царей") - свод мифологич. И эпич. Сказаний и ист. Преданий ираноязычных народностей древности и раннего средневековья, куда включалась и хроника Сасанидов и в к-ром нашла свое завершение при Саманидах эпич. Традиция иран. Народов. Саманиды для объединения народов, входивших в их гос-во, обращали особое внимание на сбор древних героико-мифологич. Преданий как из пехлевийских источников, так и из арабских, но в особенности устных, бытовавших среди дихканов и мобедов (зороастрийских жрецов). Одним из наиболее ранних сводов на перс. Яз. Была утраченная позже династийная хроника "Хвадай-намак". Из различных источников известны фрагменты или имена авторов следующих "Ш". 1) прозаическое "Ш.", законченное в г. Тусе в 957 по приказу и под наблюдением Абу Мансура Мохаммеда ибн Абда-р-разака, правителя Туса и Нишапура, военачальника Хорасана.

Написанная на языке дари "Мансурова Ш." или "Абу Мансурова книга" содержала сведения о прошлом иран. Народностей. Она легла в основу "Истории персидских царей" Саалиби и была использована Фирдоуси. Сохранилось предисловие к "Ш." Абу Мансура. 2) На яз. Дари Абд-аль-Муаййадом Балхи незадолго до 963 было написано "Ш.", к-рое и использовал Балами в переводе с араб. "Истории" Табари. По поручению эмира Нух II Саманида (976-997) было начато переложение на стихи "Ш." Абу Мансура поэтом Дакики (ум. Ок. 977). 3) Выдающимся произв. Является "Ш." Фирдоуси, завершенное им к 994 и насчитывавшее св. 100 тыс. Стихотворных строк. В дополнение к "Ш." Абу Мансура им были собраны более подробные сведения о прошлом иран. Народов. Важнейшим источником для "Ш." Фирдоуси явились цикл сакско-согдийских сказаний о богатыре Рустаме, изложение к-рого заняло более одной трети всей поэмы.

Согдийско-хорезмийские легенды о Сиявуше и бактрийская легенда об Исфандияре. Из пехлевийской лит-ры заимствованы предания о сасанидском периоде. "Ш." Фирдоуси делится на 3 периода - мифологич., героич. И исторический. На протяжении всей поэмы иран. Народы - сторонники доброй силы - борются против злой силы иноземных захватчиков. Включение в поэму ист. Событий от похода Александра Македонского до араб. Завоевания и смерти Йездегерда III дало возможность Фирдоуси воспеть идею борьбы народа за независимость родины на протяжении всей его истории. Сохранились также известия о существовании в прошлом еще двух "Ш.". Масуди Марвази (составлена до 966) и Абу Али Балхи (время написания неизвестно).Источн. Фирдоуси А., Шах-Наме.

Критический текст, т. 1-9, М., 1960-71 (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия. Текст на яз. Фарси).Лит. Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, М., 1972. Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, Избранные труды, (т. 1), М., 1960. Османов М.-Н. О., Фирдоуси. Жизнь и творчество, М., 1959.Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва..

Значения в других словарях
"Шан Цзюнь Шу"

("Книга правителя области Шан") - др.-кит. Политич. Трактат легистской школы (см. "Фацзя"). Составлен в 3 в. До н. Э. В нем излагается учение Шан Яна (390-338 до н. Э.) о системе и методах управления гос-вом и народом. "Ш. Ц. Ш." - одна из первых в мировой истории книг, в к-рой подробно разработана модель деспотич. Гос-ва. Идеи, изложенные в "Ш. Ц. Ш.", оказали большое влияние на развитие др.-кит. Государственности.Лит. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу), пер. С кит., М., 1968.Л. С. Пере..

"Шара Туджи"

("Желтая история") - монг. Ист. Хроника, составленная халхаским князем Цокту Ахаем во 2-й пол. 17 в. В Халхе. Древняя история Монголии представлена в "Ш. Т." гл. Обр. Пересказом содержания монг. Ист. Хроники 13 в. "Сокровенное сказание", из к-рой приведено много выписок. Осн. Ценность "Ш. Т." - подробные генеалогии княжеских родов, доведенные до 17 в.Лит. Жамцарано Ц. Ж., Монгольские летописи XVII в., М.-Л., 1936. "Шара туджи" - монгольская летопись XVII века. Сводный текст, пер. Введение и прим..

"Швабское Зерцало"

(нем. Schwabenspiegel. Это назв. Утвердилось в 17 в. В рукописях - "Имперское земское и ленное право" - "Kaiserliche Land -und Lehenrecht") - сборник нем. Обычного права, составленный в Аугсбурге ок. 1275 неизвестным духовным лицом на основе "Саксонского зерцала", а также норм канонич. И рим. Права. Как и др. "Зерцала", включает в себя только земское и ленное право, имевшие общий характер (не касается министериального, вотчинного и гор. Права, характеризовавшихся местными различиями). Распростра..

"Шелковый Путь"

Общее назв. Торговых, караванных путей, связывавших со 2 в. До н. Э. До 16 в. Китай с Передней Азией через Ср. Азию. Назв. Получил в связи с тем, что гл. Товаром, провозимым по "Ш. П.", был китайский шелк. "Ш. П." начинался в центр, районах Китая и через Ланьчжоу шел на Дуньхуан. В Дуньхуане "Ш. П." раздваивался на южный и северный. Юж. Путь пролегал через города Хотан, Яркенд, Балх и Мерв, северный - через Турфан, Кашгар, Самарканд, Мерв. В Мерве юж. И сев. Пути соединялись и далее на 3. "Ш. П...

Дополнительный поиск "Шахнаме" "Шахнаме"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Шахнаме"" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Шахнаме", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 9 символа